23:14, 05.06.2011
Новости

«Кинотавр»: Баширов дебоширит, Манский подражает фон Триеру

Конкурсные работы кинофестиваля вызывают горячие споры.


?>

Похоже, слава Ларса фон Триера не дает покоя отечественным кинематографистам. Как известно, на недавнем Каннском фестивале датский режиссер позволил себе несколько экстравагантных высказываний, из-за чего стал персоной нон грата фестиваля и самым цитируемым человеком. Вот и на проходящем нынче «Кинотавре» звезды не стесняются в выражениях, чем привлекают к себе всеобщее внимание. Начала яркий перфоманс Дуня Смирнова. Продолжили Александр Баширов и Виталий Манский.

ДеБаширов готов к революции

Выступает актер Баширов на этот раз  соло: его соратника по нетрезвому поведению – Михаила Ефремова – пока на фестивале нет. Но Александр  активен за двоих. Так, например, представляя конкурсный фильм «Безразличие», он влез на сцену и заявил:

– Устроители «Кинотавра» всерьез считают, что проводят уникальный фестиваль. Это ничего, что о нем никто в мире не знает…

Первым над шуткой рассмеялся глава «Кинотавра» Александр Роднянский.

Потом Баширов «врезал» Федору Бондарчуку – за то, что тот все еще «старается быть молодым перспективным актером»…

А на пресс-конференции Александра и вовсе унесло в экзистенциальный поток. Перед встречей с журналистами Баширов, правда, навестил буфет, где громко потребовал «30 грамм и селедку». Подкрепившись, он направил свой праведный гнев по «адресу»:

– Ну что, журналюги, нужен информационный повод? По-прежнему хорошо продается любая извращенная гадость? Ну что ж, я могу совершить оргию… Я же юродивый. А вообще, когда Петр I запретил на Руси юродство, появилось абсолютное ханжество…

Дальше Баширов  обрушился на киноиндустрию:

– Я должен признаться в поражении наших мечт. Меркантилизм, прагматизм, мелкобуржуазность победили. Исчез творческий акт. Все обслуживают интересы корпораций. И мы присутствуем на кладбище культуры.

В пылу манифестов Баширова чуть было не пропало обсуждение самого фильма, а обсуждать было что.

Картина «Безразличие» начала сниматься 20 лет назад. А потом кончились деньги. Режиссер Олег Флянгольц еще в течение нескольких лет пытался что-то делать с лентой, но тщетно. И только теперь картину удалось завершить.

На вопрос, почему он не оставил затею, режиссер скромно ответил:

– Приятно заканчивать дела.

Несмотря на то, что фильм, конечно, запоздал, сделан он изящно и стильно. Это черно-белое, абсолютно неореалистическое кино с хорошей музыкой, любовными страданиями, прогулками по старой Москве и стебом, связанным с историей космонавтики.

В центре сюжета – герой Федора Бондарчука – 20 лет назад у него еще были волосы! Парень руками собирает машины, играет на цимбале и говорит литературным языком. Он влюблен в девушку, которую однажды увидел на танцплощадке.  Она демонстрирует явное безразличие, он долго добивается ее расположения. А когда добивается – выясняет: она – любовница  бандюгана. Месть бандюгана будет жестокой. Но то ли потому, что Флянгольц позаимствовал приемы у Тарантино, то ли из-за прекрасной музыки, даже сцены с откровенным мочиловом выглядят красиво и не удручают…

В фильм вплетена анимация, одним из персонажей картины стал пес Тузик, который едва не переиграл всех актеров, а еще в одном из кадров мелькает Эдуард Хиль, поющий красивую печальную песню – и невыразимая тоска по кино 60–70-х охватывает зрителя…

– Я люблю своих актеров, но они для меня… биомасса. И сюжет меня особенно не волнует – фиг с ней, с историей, главное – фишки кадра, – делает эпатажное заявление режиссер.

– Да-да, актеры – это визуальные пятна, которые  двигаются и иногда улыбаются, – подхватывает коллегу Баширов и заливается смехом Бивиса и Батхеда.

– Что вы делали все эти 20 лет? – спросили у режиссера.

– Бухал, – честно признался он, – и снимал музыкальные клипы рокерам.

А дальше была «цыганочка с выходом» от Баширова. Сначала он «врезал» женщинам:

– Они деструктивны, где женщины – там разрушение, вспомните Анну Каренину. Они долго могут отвечать на вопрос «почему», но вопрос «зачем» ставит их в тупик.

Далее Баширов, совсем уж как Ларс фон Триер, признался в своей симпатии Каддафи:

– Чего все его так хотят убить? Потому что он некрасивый, да? А по-моему, очаровашка.

Затем досталось интеллигенции:

– Это жлобы и снобы. Они претендуют на то, что знают истину и считают себя мыслящими, а народ бессмыслящим.

 Ну а под занавес интеллектуального шоу и вовсе последовало политическое заявление:

– Я готов присоединиться к любой оранжевой революции – в Сирии, Египте. Я уже снимал кино в Югославии в период натовской агрессии. Я не боюсь умереть, снимая кино. Коммунизм был самой счастливой формулой чеовеческого существования – и к чему мы пришли, отказавшись от него? К миру, где процветают акулы капитализма…

Вполне понятно, почему представлять фильм «Безразличие» не пришел Федор Бондарчук – он ведь, по словам Баширова, ходячее воплощение успешности, читай, капиталист…

Солнце, море, теннис

Ну а пока некоторые  занимаются революциями, остальные участники «Кинотавра» наслаждаются жизнью. Как всегда в рамках фестиваля прошел теннисный турнир. Александр Жулин занял почетное третье место.

Вода в море холодная. Но это не останавливает многих от водных процедур. Владимир Познер купался даже в первый день «Кинотавра», когда вода была 15 градусов.

– Именно такую и люблю, а ванну и дома могу принять, – довольно улыбался телеведущий.

А вот молодые актрисы  демонстрируют свежеприобретенные купальники  все же у бассейна – там потеплее.

Иван Охлобыстин по традиции поражает всех очередной футболкой. В прошлом году Ваня ходил в майке с надписью «Я – порноактер», в этом надпись скромно гласит: «Царь».

Среди светских модниц выделяется Светлана Бондарчук – ее наряды потрясают воображение. Кстати, чета Бондарчуков приехала с сыном Сергеем. С сыном и его невестой приехал и Александр Роднянский – и все чинно ходят отсматривать конкурсную программу.

Отцы и дети

«Сыновья известных людей» – это, похоже, тренд нынешнего «Кинотавра». В конкурсе короткометражек заявлена работа Ивана Шахназарова. А в основном конкурсе участвует картина «Летит»  сыновей еще двух известных людей – Фуада Ибрагимбекова и Сергея Швыдкого.

Фильм не произвел впечатления на публику. Возможно, от того, что в его основе – модернистская пьеса, а это всегда непросто. Положение не спасли даже актеры мастерской Фоменко – Павел Баршак и Евгений Цыганов, а также Катя Климова, которая в этом фильме очень красива.

История – о том, как группка успешнейших в шоу-бизнесе людей застряла во времени, не желает прорываться дальше, что-то менять… И как благородный поступок одного из ребят является следствием подлости другого, и все заканчивается гибелью …

– Во многом герои – это мы, – говорит Швыдкой, – мы с Фуадом тоже застряли в прошлом и тоже не хотим по большому счету ничего менять…

Фильм снимался 5 лет по причине  сложного финансирования. Возник резонный вопрос: неужели громкие фамилии режиссеров-дебютантов  не открыли несколько заветных дверей?

– Мы были готовы к этому вопросу, – улыбается Швыдкой. – Мы считаем своих отцов великими людьми и очень дорожим их мнением. Фильм, кстати, им понравился. Но наши крепкие тылы не помогли нам в данном случае. На уровне сценария я обратился за советом к Карену Шахназарову, он предложил помощь «Мосфильма» в постпродакшене. А в остальном было все сложно, как и у всех.
Манский о кубинском сексе, смерти и танцах

Известный кинодокументалист Виталий Манский представил в конкурсе «Кинотавра» фильм «Родина или смерть». Лента снималась на Кубе и о Кубе.

Первые же кадры заставили особенно впечатлительных зрителей выбежать из зала. На экране люди раскапывали могилы, вытаскивали из гробов останки и складывали в картонные коробки, если кости не умещались – их разламывали. Долго и подробно Манский показывает кубинца, который крошит грудную клетку своего родственника, а потом увлеченно берется за позвоночник…

– На Кубе одно кладбище, – пояснял потом Манский, – останки там покоятся 2 года. После чего родственникам предлагают собрать кости своих близких в коробки, которые хранятся на специальных складах. За это надо платить. Если не заплатишь, останки просто выкинут…

Еще в фильме много намеков на чрезмерную сексуальную свободу кубинцев.

– Секс там – единственный способ зарабатывания на жизнь для женщин, мужчин, детей… Мы были потрясены масштабами проституции. За полкуска гостиничного мыла можно купить 15-летнюю девочку. Но мы не стали показывать все это в картине, поскольку это увело бы ее в другую плоскость – слишком уж яркая тема…

Зато в фильме много  танцевальный сцен, и эти народные пляски в стиле касино – и есть подлинное проявление чувственности народа. Танцуют, яростно виляя бедрами, мужчины и женщины, больные и здоровые (даже одноногий, даже эпилептически припадочная), взрослые и дети, толстые и худые…

– Они живут ужасающе бедно, отчаянно, нация очень не здорова физически, потому что недоедает, но в них такая энергия жизни, – говорит Манский. – После фон Триера опасно делать такие заявления, но… Есть Северная Корея, где народ тоже живет в нищете. И есть кубинцы. Так вот: кубинцы заслуживают права на счастье больше…

Фильм оставляет сложные чувства. На взгляд «Вокруг ТВ», он плохо выстроен, в нем слишком много повторов, несколько финалов… Похоже, Манский сформировал у себя в голове сначала  политическое  убеждение, а потом снимал только то, что работало на это убеждение… И в каждом кадре чувствуется посыл режиссера: «Вот посмотрите, что ждет людей, выбравших социализм как путь развития».

– Да, я антисоветчик, – заявляет Манский, – и попытался сформулировать это не языком всей этой пропагандистской публицистики, типа говорухинского «Так жить нельзя», а такой вот документальной картиной. Фильм уже видели посол Кубы в России и его жена и пообещали устроить у себя на родине показ. Также ленту ждет международный прокат…

В России на прокат трудно рассчитывать – не потому, что мы генетически симпатизируем Фиделю, а потому что… Ну какое нам дело до Кубы? Со своей бы страной разобраться…

Илона Егиазарова

Фото Елены Солнцевой

Сочи



Автор: Сергей Амроян