Похоже, слава Ларса фон Триера не дает покоя отечественным кинематографистам. Как известно, на недавнем Каннском фестивале датский режиссер позволил себе несколько экстравагантных высказываний, из-за чего стал персоной нон грата фестиваля и самым цитируемым человеком. Вот и на проходящем нынче «Кинотавре» звезды не стесняются в выражениях, чем привлекают к себе всеобщее внимание. Начала яркий перфоманс Дуня Смирнова. Продолжили Александр Баширов и Виталий Манский.
Выступает актер Баширов на этот раз соло: его соратника по нетрезвому поведению – Михаила Ефремова – пока на фестивале нет. Но Александр активен за двоих. Так, например, представляя конкурсный фильм «Безразличие», он влез на сцену и заявил:
Первым над шуткой рассмеялся глава «Кинотавра» Александр Роднянский.
Потом Баширов «врезал» Федору Бондарчуку – за то, что тот все еще «старается быть молодым перспективным актером»…
А на пресс-конференции Александра и вовсе унесло в экзистенциальный поток. Перед встречей с журналистами Баширов, правда, навестил буфет, где громко потребовал «30 грамм и селедку». Подкрепившись, он направил свой праведный гнев по «адресу»:
– Ну что, журналюги, нужен информационный повод? По-прежнему хорошо продается любая извращенная гадость? Ну что ж, я могу совершить оргию… Я же юродивый. А вообще, когда Петр I запретил на Руси юродство, появилось абсолютное ханжество…
Дальше Баширов обрушился на киноиндустрию:
В пылу манифестов Баширова чуть было не пропало обсуждение самого фильма, а обсуждать было что.
Картина «Безразличие» начала сниматься 20 лет назад. А потом кончились деньги. Режиссер Олег Флянгольц еще в течение нескольких лет пытался что-то делать с лентой, но тщетно. И только теперь картину удалось завершить.
На вопрос, почему он не оставил затею, режиссер скромно ответил:
Несмотря на то, что фильм, конечно, запоздал, сделан он изящно и стильно. Это черно-белое, абсолютно неореалистическое кино с хорошей музыкой, любовными страданиями, прогулками по старой Москве и стебом, связанным с историей космонавтики.
В центре сюжета – герой Федора Бондарчука – 20 лет назад у него еще были волосы! Парень руками собирает машины, играет на цимбале и говорит литературным языком. Он влюблен в девушку, которую однажды увидел на танцплощадке. Она демонстрирует явное безразличие, он долго добивается ее расположения. А когда добивается – выясняет: она – любовница бандюгана. Месть бандюгана будет жестокой. Но то ли потому, что Флянгольц позаимствовал приемы у Тарантино, то ли из-за прекрасной музыки, даже сцены с откровенным мочиловом выглядят красиво и не удручают…
В фильм вплетена анимация, одним из персонажей картины стал пес Тузик, который едва не переиграл всех актеров, а еще в одном из кадров мелькает Эдуард Хиль, поющий красивую печальную песню – и невыразимая тоска по кино 60–70-х охватывает зрителя…
– Да-да, актеры – это визуальные пятна, которые двигаются и иногда улыбаются, – подхватывает коллегу Баширов и заливается смехом Бивиса и Батхеда.
– Что вы делали все эти 20 лет? – спросили у режиссера.
– Бухал, – честно признался он, – и снимал музыкальные клипы рокерам.
А дальше была «цыганочка с выходом» от Баширова. Сначала он «врезал» женщинам:
– Они деструктивны, где женщины – там разрушение, вспомните Анну Каренину. Они долго могут отвечать на вопрос «почему», но вопрос «зачем» ставит их в тупик.
Далее Баширов, совсем уж как Ларс фон Триер, признался в своей симпатии Каддафи:
– Чего все его так хотят убить? Потому что он некрасивый, да? А по-моему, очаровашка.
Затем досталось интеллигенции:
– Это жлобы и снобы. Они претендуют на то, что знают истину и считают себя мыслящими, а народ бессмыслящим.
Ну а под занавес интеллектуального шоу и вовсе последовало политическое заявление:
Вполне понятно, почему представлять фильм «Безразличие» не пришел Федор Бондарчук – он ведь, по словам Баширова, ходячее воплощение успешности, читай, капиталист…
Ну а пока некоторые занимаются революциями, остальные участники «Кинотавра» наслаждаются жизнью. Как всегда в рамках фестиваля прошел теннисный турнир. Александр Жулин занял почетное третье место.
Вода в море холодная. Но это не останавливает многих от водных процедур. Владимир Познер купался даже в первый день «Кинотавра», когда вода была 15 градусов.
– Именно такую и люблю, а ванну и дома могу принять, – довольно улыбался телеведущий.
А вот молодые актрисы демонстрируют свежеприобретенные купальники все же у бассейна – там потеплее.
Иван Охлобыстин по традиции поражает всех очередной футболкой. В прошлом году Ваня ходил в майке с надписью «Я – порноактер», в этом надпись скромно гласит: «Царь».
Среди светских модниц выделяется Светлана Бондарчук – ее наряды потрясают воображение. Кстати, чета Бондарчуков приехала с сыном Сергеем. С сыном и его невестой приехал и Александр Роднянский – и все чинно ходят отсматривать конкурсную программу.
«Сыновья известных людей» – это, похоже, тренд нынешнего «Кинотавра». В конкурсе короткометражек заявлена работа Ивана Шахназарова. А в основном конкурсе участвует картина «Летит» сыновей еще двух известных людей – Фуада Ибрагимбекова и Сергея Швыдкого.
Фильм не произвел впечатления на публику. Возможно, от того, что в его основе – модернистская пьеса, а это всегда непросто. Положение не спасли даже актеры мастерской Фоменко – Павел Баршак и Евгений Цыганов, а также Катя Климова, которая в этом фильме очень красива.
История – о том, как группка успешнейших в шоу-бизнесе людей застряла во времени, не желает прорываться дальше, что-то менять… И как благородный поступок одного из ребят является следствием подлости другого, и все заканчивается гибелью …
– Во многом герои – это мы, – говорит Швыдкой, – мы с Фуадом тоже застряли в прошлом и тоже не хотим по большому счету ничего менять…
Фильм снимался 5 лет по причине сложного финансирования. Возник резонный вопрос: неужели громкие фамилии режиссеров-дебютантов не открыли несколько заветных дверей?
Известный кинодокументалист Виталий Манский представил в конкурсе «Кинотавра» фильм «Родина или смерть». Лента снималась на Кубе и о Кубе.
Первые же кадры заставили особенно впечатлительных зрителей выбежать из зала. На экране люди раскапывали могилы, вытаскивали из гробов останки и складывали в картонные коробки, если кости не умещались – их разламывали. Долго и подробно Манский показывает кубинца, который крошит грудную клетку своего родственника, а потом увлеченно берется за позвоночник…
Еще в фильме много намеков на чрезмерную сексуальную свободу кубинцев.
Зато в фильме много танцевальный сцен, и эти народные пляски в стиле касино – и есть подлинное проявление чувственности народа. Танцуют, яростно виляя бедрами, мужчины и женщины, больные и здоровые (даже одноногий, даже эпилептически припадочная), взрослые и дети, толстые и худые…
Фильм оставляет сложные чувства. На взгляд «Вокруг ТВ», он плохо выстроен, в нем слишком много повторов, несколько финалов… Похоже, Манский сформировал у себя в голове сначала политическое убеждение, а потом снимал только то, что работало на это убеждение… И в каждом кадре чувствуется посыл режиссера: «Вот посмотрите, что ждет людей, выбравших социализм как путь развития».
В России на прокат трудно рассчитывать – не потому, что мы генетически симпатизируем Фиделю, а потому что… Ну какое нам дело до Кубы? Со своей бы страной разобраться…
Илона Егиазарова
Фото Елены Солнцевой
Сочи