Дурацкий фильм, конечно, что и говорить — не стоит там искать особого смысла, гражданского пафоса, философского подтекста. Но одно бесспорно: фильм можно рассматривать как энциклопедию российского социума.
Олигархи-дохерархи, «рублевские» вечеринки с фонтанами самого дорогого шампанского и Басков на «коротком поводке» — это с одной стороны. А с другой — несчастный дворник, занимающийся «ландшафтным дизайном», а по-простому собирающий то, что мы с вами набросали в московских скверах.
Нет, мы с вами не несем ответственности за то, что развалился великий СССР, что многие бывшие «братья наши меньшие» едут к нам в надежде «заработать за ремонт пятьсот рублей и купить у себя на родине соседнюю деревню». Но до чего же мы очерствели, если не видим, как они живут: в подвалах, без удобств и практически без зарплат (слава нашему ЖКХ)!
Не далее как в эти выходные повстречалась на собственной лестничной клетке с дворником – выходцем «оттуда». «Девочка, я у вас здесь подметать?» — «Да подметай, конечно!» Смотрю – метет тремя прутиками. «Что ж тебе веник-то нормальный не дадут?» — «Все такие…»
А ведь едут! Как чеховские три сестры: «В Москву, в Москву!» Значит, «там» еще хуже, и пресловутые «пятьсот рублей за ремонт» на их родине – деньги! Мне лично хочется относиться к ним по-человечески… Но не получается, потому что, заговорив с одним, — на следующий день в спину получаешь массу нелицеприятных (по тону чувствую!) комментариев.
Понимаю, что к нам приезжают не лучшие представители народа, но все же… А тема гастарбайтеров в «Яйцах судьбы» раскрыта сильно: приезд в чемодане (в одном — вдвоем!) Равшана и Джумшуда, конечно, утрирован. Но вот багаж в виде пластикового пакета — с сушеными абрикосами и черными трусами — это ведь правда. Так же, как постоянное битье и ругань со стороны русского «насяльника». Так же, как отнятые паспорта… Сколько таких «беспаспортных» людей обретаются на ближайших стройках Подмосковья — без тепла, порой, без еды, потому что «насяльника» держит их в черном теле. Потому что сам постоянно отстегивает милиционерам – чтобы те закрывали глаза на отсутствие регистрации…
Равшан и Джумшуд в фильме все прощают своему «насяльника» — у них феодальное мировоззрение: «насяльника» — это почти бог. Вот и бегают они в фильме по всей Москве в поисках знаменитой «клифасоски» (Института Склифосовского), вот и устраивают «погибшему Леониду» торжественные похороны, оставляя в могиле свои паспорта (!) – какова степень преданности! И когда перед Равшаном встает нелегкий выбор: спасти «насяльника» или будущее своей страны, он (отдельный респект Галустяну за актерский талант) — маленький, но гордый «потомок Чингисхана» — спасает русского бригадира.
Хеппи-энд в кино неизбежен. И народ спасен, и «насяльника» жив. В кино всегда так бывает.
А в нашей суровой реальности хеппи-энда не будет. И боюсь, что когда-то армия «гордых потомков Чингисхана» поднимется и отомстит своему «насяльника» — за бесправие и унижение.
Ирина Давиденко