Фильм «Орлеан», который выходит в прокат на этой неделе, снят в необычном жанре — на стыке черной комедии и мистического триллера. Яркие роли, афористичные диалоги, черный юмор, сочетание привычной реальности, гротеска и мистики — вот основа этой картины, которая заставляет зрителя два часа удивляться, ужасаться и смеяться одновременно.
Продюсер картины Игорь Мишин отмечает: «Орлеан» — это такой арт-мейнстрим. У таких фильмов длинная жизнь, которая включает в себя не только кинотеатральный прокат, но и телепоказ, цифровая среда приносит какие-то деньги. Безусловно, чтобы такие шедевры кинематографического искусства появлялись, их должно поддерживать государство. И то, что «Орлеан» поддержали сразу и Фонд кино, и Минкультуры, говорит о том, что это очень сильный проект, прошедший серьезную экспертизу с двух сторон».
Конечно, в производство ленты были вложены и частные средства продюсеров. Мишин отмечает, что решения о запуске подобных проектов «строятся не на расчете большого коммерческого успеха и высоких кассовых сборов, а на иррациональном уровне».
Парикмахерша Елена Лядова и экзекутор Виктор Сухоруков
Читая сценарий, Андрей Прошкин понял, кого позвать на роль экстравагантной и порочной парикмахерши Лидки — Елену Лядову. Режиссера восхитила ее работа в фильме Андрея Звягинцева «Елена». Актриса не раздумывая согласилась на предложение Прошкина.
А вот на роль странного господина экзекутора, который нарушает привычное течение жизни Орлеана, Андрей Прошкин долго искал подходящую кандидатуру. На помощь пришел продюсер Игорь Мишин, который предложил попробовать Виктора Сухорукова. Так как с Андреем Прошкиным актер раньше был не знаком, то ему пришлось пройти кинопробы.
Еще один ключевой персонаж картины — хирург Рудольф — долго не мог найти своего экранного воплощения. В итоге роль получил артист Олег Ягодин, переигравший чуть ли не все классические театральные роли.
Роль мрачного «орлеанского» следователя Неволина исполнил Виталий Хаев, известный по таким работам, как «Миннесота», «Орда» и «Переводчик». А влюбленного в Лидку паренька Игоря сыграл молодой актер Павел Табаков.
Многочасовой грим и шимпанзе на площадке
Одной из главных трудностей, с которыми пришлось столкнуться актерам, был сложный пластический грим. Дольше всего его делали Виталию Хаеву. Актер приезжал на площадку раньше всех, чтобы ему успели сделать двухчасовой грим, а потом, когда уже уезжала вся группа, Хаеву еще больше часа этот грим снимали. Естественно, на съемке некоторых сцен за этот сложный грим переживала вся группа.
«Пластический грим я делал впервые. Мы очень долго искали грим, пробовали делать его и так, и сяк, приглашали разных мастеров, пока Петя не приехал. А еще меня заставляли голым нырять в бассейн перед всей съемочной группой. Я долго просил Андрея, чтобы не было ничего видно, а они боялись только за то, чтобы грим не отвалился», — смеется актер.
У Елены Лядовой в фильме «Орлеан» был весьма необычный партнер по съемочной площадке — настоящий шимпанзе. «В небольшом эпизоде со мной снимался такой «обезьян», который приезжал в цирковой машине и вытягивал в поцелуе губы. Это, конечно, необычный партнер, с такими я никогда не работала», — говорит актриса.
Кроме того, Елена Лядова спасла Виктора Сухорукова на съемках одного из эпизодов. Дело в том, что актер должен был зачитать монолог, но постоянно сбивался на одной фразе. «Лена вдруг приложила пальцы к губам и таинственно подмигнула мне. Вот «Мотор, съемка!», и она вдруг тихонько, незаметно расстегивает кофточку, а на груди у нее была фломастером написана фраза, о которую я спотыкался. Я не помню, чтобы так актеры помогали друг другу. Я был шокирован и ошеломлен», — делится Сухоруков.
В целом съемочная команда работала сплоченно, хотя не обошлось и без споров. Ведь Виктор Сухоруков любит проявлять на площадке инициативу и предлагать режиссеру свои идеи, из-за чего он долго срабатывался с Андреем Прошкиным, однако в итоге они нашли общий язык.
Шапито, парикмахерская и больничные палаты
В фильме «Орлеан» можно увидеть цирк-шапито, скромные больничные палаты, немноголюдную парикмахерскую и полузаброшенный супердизайнерский офис экзекутора.
Художник-постановщик «Орлеана» Юрий Карасик при работе над объектами фильма черпал вдохновение от истории парижского театра ужасов Grand Guignol. Для декораций картины он со своей группой использовал в основном реальные объекты. Так, цирк-шапито частично снимался в стационарном цирке, белые стены которого пришлось покрывать цветной бумагой, а вход в цирк выстраивали на натуре. Место работы парикмахерши Лидки было создано в помещении бывшей молочной кухни. А дом для Лидки нашли в степи: постановочную группу опять же, как вспоминает художник, привлек фантастический вид.
Необычно декорированный офис экзекутора нашли на старой бензоколонке, которую, по словам художника, полностью переделали и сделали по сути новый объект.
Как Крым стал Алтаем
Юрий Арабов в своей истории вполне конкретно обозначил, что Орлеан — это небольшое местечко в Кулундинской степи на Алтае. Однако скромный бюджет ленты не позволил группе отправиться снимать на Алтай, поэтому местом съемок был выбран Крым, в котором, часто работают кинематографисты со всего мира, так как там можно найти удивительный по своей красоте и разнородности пейзаж.
Съемки фильма проходили под Феодосией, где группа нашла степи и сопки, напоминающие «млечный пейзаж». Съемочный период занял 36 дней, что также было обусловлено производственным бюджетом ленты. Чтобы сэкономить время, параллельно съемкам монтажер Наталья Кучеренко, «собирала» картину. В итоге декорации и натурные съемки придали ленте «Орлеан» необходимое гротескное повествование. Язык фильма стал, по словам Андрея Прошкина, самой сложной его режиссерской задачей.
Продюсер Игорь Мишин уверен, что этот фильм будет интересен аудитории, которая недавно смотрела ленты «Географ глобус пропил», «Левиафан», «Дикие истории» и «Бердмэн».