Ностальгия на отечественном телевидении стала разменной монетой. Не знаешь, про что снимать? Сними про времена, «когда деревья были большими, а мороженое стоило 20 коп.», ― и будет счастье. Первой ласточкой ретро-жанра стала картина Валерия Тодоровского «Оттепель». Зрители сериал полюбили, критики оценили, а руководство Первого канала, воспользовавшись моментом, решило показать похожий продукт под названием «Уходящая натура». Но ведь правду говорят: в одну воду войти дважды нельзя. И если первая новелла вешними ручьями пролилась в телеэфир, то вторая обернулась горькими слезами. «Вокруг ТВ» решил сравнить две истории, которые обертками похожи, а вот начинка получилась разная.
СЮЖЕТ
«Оттепель»
Время действия — 1961 год. Помнит ли кто-то из вас, что в те времена на скамейки могла сидеть голая женщина и курить? Если вспомните — напишите, пожалуйста. Хотя это не так важно для точности передачи эпохи, как прекрасно с точки зрения режиссуры. И вот зритель уже погружается в историю кинооператора Виктора Хрусталева, который попадает в щекотливую ситуацию, связанную со смертью друга (запойного, между прочим). Тут как тут люди в кожаных тужурках, у которых припаркован черный воронок за углом. Мол, Хрусталев, времена сейчас не те, но подчиняться ты нам обязан. Поэтому сними-ка по заказу колхозную комедию, а потом уже можешь работать над замечательным сценарием, который остался после друга твоего горемычного. Этот сценарий хочет поставить молодой режиссер Егор Мячин. Хрусталев устраивает его стажером к маститому режиссеру Кривицкому на заказную комедию положений. В этом же фильме снимаются бывшая жена оператора Инга и его молоденькая возлюбленная Марьяна, к которой начинает испытывать нежные чувства и друг Егор.
«Уходящая натура»
Известный советский кинорежиссeр Звонарeв мечтает экранизировать Достоевского. Другом он его не был, конечно, но мечта для тех лет (а на дворе 70-е) роскошная. Поэтому не удивительно, что его вызывают к начальству и настоятельно советуют сделать фильм-эпопею о советском колхозе. Отказаться нельзя. И уезжает наш бедолага в глушь ― в деревню с женой, любовницей-мечтой и съемочной группой. Все бы ничего, да только там мастер встречают деревенское воплощение Маргариты…
Совпадения: попадания в сценарий ― один в один. Запойный друг ― есть, любовный многоугольник ― есть, мечта о большом кино присутствует.
СООТВЕТСТВИЕ ЭПОХЕ
«Оттепель»
Валерий Тодоровский не очень беспокоился о соответствии фильма духу того времени. Для него главное ― чтобы было красиво. Красиво получилось благодаря костюмам. Для фильма их было пошито более сотни, и какое-то количество вещей купили в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Эти костюмы служили эталоном, с них «подсматривались» технология, силуэт, ткани, обработка, форма того или иного платья. Больше всего нарядов было у двух главных героинь — Анны Чиповской и Виктории Исаковой. У каждой из них было порядка 25 образов. По словам Анны, для создания атмосферы под платьями они носили все атрибуты тех времен: белье 60-х с поясом и чулками.
«Уходящая натура»
Деревня как она есть ― вот что нам хотели показать создатели фильма. И все бы хорошо: коровы на месте, мужики пьяные, да слишком уж чистенькие платья на актрисах. Ну не могла женщина из русского селенья щеголять в отутюженном платье весь день, какая бы она чистюля ни была. В остальном эпоха создавалась подручными средствами: там машина промелькнет, там напомнят про политическую обстановку.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
«Оттепель»
Валерий Тодоровский вырос в среде кинематографистов, и он решил снять сериал, о том, о чем он знает лучше всего — о жизни отца. Только в картине нет конкретных людей — мы можем лишь угадывать какие-то черты определенных личностей. Там директор «Мосфильма» Сизова (в прошлом — генерал МВД) промелькнет, а в образе Хрусталева есть черты операторов Рерберга, Княжинского, Юсова и Лебешева, в образе режиссера-стажера Мячина — много от молодого Эльдара Рязанова.
«Уходящая натура»
Работа над сериалом тоже проходила в Белоруссии, где съемочной группе удалось найти максимально похожую на поздний советский период деревенскую натуру. Для создания соответствующей времени картинки реквизиторы привезли на площадку дуговые прожекторы ДИГ — тяжелые осветительные приборы, которые использовались в советском кино.
АКТЕРЫ
«Оттепель»
Тодоровский собрал прекрасный актерский состав, который не вызывает никаких нареканий. Евгений Цыганов, чей блуждающий взгляд выдает в нем потерянного мерзавца. Михаил Ефремов, который и в жизни не выходит из образа. И конечно же, актрисы Анна Чиповская, Виктория Исакова ― красавицы, которые украсят любую картину.
«Уходящая натура»
Больше всего вопросов у зрителей к главному герою: кто он таков? Итак, роль режиссера Звонарева исполнил актер Сергей Колтаков, дебютировавший в кино в начале 1980-х и запомнившийся ролями в фильме Глеба Панфилова «Валентина» и Инны Туманян «Соучастники». Из его последних работ можно отметить Уколова в сериале «Обратная сторона Луны» и роль прокурора в фильме «Мама, не горюй». Прекрасно справился с ролью Игорь Скляр ― антипод Звонарева. Несмотря на свою запойную жизнь, он, в отличие от товарища, симпатию вызывает. Конечно же, все отметили прекрасную работу Марии Шукшиной, которая в этой картине вернулась во времена «Калины красной» своего отца и сыграла блестяще.
Такие вот разные деревенские истории. Какая вам ближе и что вы думаете ― надо ли снимать подобные фильмы сегодня? Или будем смотреть «Мажора» и «Физрука»?
Анна Прищепова