14 апреля исполняется 60 лет Петру Мамонову – актеру и музыканту, о котором трудно судить однозначно. О нем всегда спорили: и когда он играл в группе «Звуки МУ», симулируя на сцене эпилептические припадки; и когда внезапно уединился в деревне, решив начать праведную жизнь; и когда снялся в фильмах Павла Лунгина «Остров» и «Царь». Спорят и сейчас, а он тихо живет за городом, в деревянном доме, с журналистами общается редко, а если и соглашается на интервью, то превращает их в долгие православные проповеди.
Петр Мамонов нигде не учился актерскому мастерству: родился и вырос на Большом Каретном и был исключен из двух школ за то, что «устраивал цирк» на уроках. «Устраивать цирк» он продолжил и потом, когда организовал группу «Звуки МУ». И название ансамбля было странное, шокирующее; и музыка такая же, совсем не мелодичная, вертлявая; и сам фронтмен постоянно устраивал на сцене невиданные советскими зрителями перфомансы. Своим поведением Петр отпугивал собственных музыкантов: когда они видели, как он на концерте изображает половой акт с микрофоном или снимает штаны, оголяя интимные части тела, убегали из группы. В итоге в «Звуках МУ» переиграло множество музыкантов, и группа на протяжении тринадцати лет то распадалась, то возрождалась вновь.
Во времена «Звуков» Петр Мамонов вел типичную для рок-музыканта жизнь: алкоголь, наркотики, вызывающее поведение (так, например, он красил зубы через один черной краской).
Сейчас ему стыдно за тот образ жизни, стыдно за музыку. Он признается, что старается не слушать записи «Звуков».
Но Петр Мамонов – не только непрофессиональный музыкант, вошедший в историю русского рока. Он еще и непрофессиональный актер, занимающий заметное место в отечественном кинематографе.
Его первым киноопытом стала роль хирурга Артура в фильме Рашида Нугманова «Игла». Когда снимали картину, никто в съемочной группе и не предполагал, что проект прогремит. Снимали больше для себя, на энтузиазме. На главные роли Рашид Нугманов пригласил не известных актеров, а друзей:Виктора Цоя, Петра Мамонова и Марину Смирнову – просто знакомую музыкантов группы «Кино». Но если для Марины Смирновой роль Дины так и осталась по сути единственной (не считая участия в полудокументальной картине о Викторе Цое), то у Петра Мамонова именно с «Иглы» началась карьера в кино.
На съемках «Иглы» Петр Мамонов порой напивался так, что не мог встать. Сейчас он этого не скрывает и, наоборот, гордится тем, что смог преодолеть себя и закончить работу над фильмом. Он уверен, что картина получилась такой честной именно благодаря этому преодолению.
Когда в конце 2000-х Рашид Нугманов задумал снять «Иглу Remix», Мамонов был уже другим человеком: обрел веру, бросил не только пить, но и курить. Он сам настоял на том, чтобы эти изменения были отображены в картине. Так в фильм попала лекция его героя-наркоторговца о вреде алкоголизма. Для зрителей она осталась воплощением лицемерия несимпатичного персонажа, для Мамонова, по его признанию, стала исповедью:
После «Иглы» Павел Лунгин пригласил Мамонова в «Такси-блюз», где ему досталась роль алкоголика-саксофониста. Кстати, в этом фильме у Мамонова была откровенная эротическая сцена, которая стала шоком для того времени.
Хотя героем-любовником Петр Мамонов вовсе не был. Одна из его девушек вспоминает:
– Ухаживать он совершенно не умел: был косноязычен, заикался. С женщинами совершенно не мог общаться! Тем он мне и понравился – этой неумелостью своей. Но потом мы стали жить у «Космоса» на ВДНХ, где все время было полно иностранцев. Я смотрела на них и говорила ему: «Петя, ну почему ты такой нищий?» А Петя сидел дома, время от времени надевал наушники и с дурной мордой слушал Weather Report. А я думала: «Какой ужас, что он там слушает, какую-то какофонию, надо поскорее его бросать». Мне тогда все время снилось, что я от него убегаю, улетаю куда-то наверх, а он меня ловит и тянет.
Девушку звали Ольга Горохова, и именно после разрыва с ней, тяжело переживая личную драму, Мамонов стал писать песни.
Актер потом еще дважды снялся у Лунгина, но уже после произошедших с ним духовных перемен: в фильме «Остров» он сыграл исцеляющего от болезней и изгоняющего бесов старца, а в «Царе» – Ивана Грозного, ведущего борьбу с митрополитом.
Многие говорят, что в фильмах Лунгина Петр Мамонов играет себя, перенося на экран те идеи и проблемы, которые, в первую очередь, волнуют самого актера. Мамонов с этим не согласен:
Помимо фильмов Лунгина, Петр Мамонов снялся еще в нескольких странных артхаусных проектах – в драме «Пыль» Сергея Лобана, «Время печали еще не пришло» Сергея Сельянова… Но раскрыл его как актера именно Лунгин.
Кардинально изменить свою жизнь Мамонов решил в конце 90-х. Его часто спрашивают, что стало причиной этих перемен, на что актер отвечает: «Мне просто наскучила моя прежняя жизнь».
Вот и решил Мамонов бороться с пустотой, уйдя в православие. Отрекся от всего прошлого и уединился в деревне. Гостям бывает рад, только если это близкие друзья. Остальные для него – люди из безумного мира, несущие на себе это самое безумие. Он не желает соприкасаться с теми, кто живет не по заповедям. И в проигрывателе у него теперь звучит не рок-музыка, а церковные проповеди, которые он ставит своим гостям.
На протяжении всей своей творческой жизни он носил имидж «городского сумасшедшего», но и теперь, не заморачиваясь на поиск имиджа, он для многих продолжает оставаться человеком во многом непонятным, странным. Ему, например, кажется, что его дом слишком большой, и им надо поделиться с каким-нибудь спившимся другом. Телевизор выбросил, суетным не интересуется. Впрочем, стараясь жить по Библии, часто срывается, не может до конца избавиться от той скверны, которой заразила его прошлая жизнь.
– Вот в Библии говорится, что мы – соль земли. А если соль потеряла силу – ее только и остается что выкинуть вон! Если мы с вами не осаливаем этот мир – как мясо, которое, чтобы сбереглось долго, надо осолить, – то он не сохранится. Те из нас, которые еще живы душой, должны не небо коптить, а быть пламенными, гореть добром! Почему люди идут в буддизм и другие религии? Да потому, что христиане не горят, а еле тлеют! Каждый должен задать себе этот вопрос: почему так выходит? Не других осуждать, а о себе подумать.
А еще он продолжает писать про себя стихи:
– Я как американский флаг. Весь звездно-полосатый. На самом деле – всё не так. Я – таракан усатый.