01:09, 16.10.2017
Новости

Пять причин посмотреть самый дорогой немецкий сериал «Вавилон-Берлин»

Наш обозреватель уже оценил проект и спешит поделиться впечатлениями.


?>

15 октября на канале TV1000 Premium HD начался показ детективного сериала «Вавилон-Берлин» от режиссеров Тома Тыквера, Хендрика Хандлегтена и Ахима фон Борриса. Создатели проекта ответственны за фильмы «Парфюмер. История одного убийцы» и «Гуд бай, Ленин!», ставшие культовыми не только в Германии, но и за ее пределами. Важно отметить, что и бюджет проекта «Вавилон-Берлин» вполне себе ого-го: 40 миллионов евро. О том, почему еще новый сериал заслуживает внимания, – читайте в нашем обзоре.

Связь с Россией

В сериале «Вавилон-Берлин» не обошлось без наших с вами соотечественников. Причем выглядят они не карикатурно, а вполне себе реалистично. Это не Голливуд с их нетленными шедеврами в области русского языка и, соответственно, быта. Один только Фома Киняев (которого на кириллице вообще назвали ЛШТШФУМ Ащьф) из фильма «Идентификация Борна» или «туча Фзнамзон» из фильма «День независимости» стали мемами и стоят того, чтобы не доверять американским кинематографистам, когда они замахиваются на наши реалии. Хотя в последнее время ситуация стала вроде получше.

Надо сказать, что создатели сериала «Вавилон-Берлин» со всем нашим были аккуратны. Тут и ячейка троцкистов представлена (а их документация на двух языках – немецком и русском, и вот в промелькнувшем на экранах слове «накладная» ошибок не было), и советское посольство есть с портретом Иосифа Сталина на стене (действие разворачивается в 1929 году, а тогда «отец народов» уже был у власти). В общем, отечественного колорита в сериале немало, и явных ляпов по отношению к нашей истории и языку замечено не было. Еще важно сказать, что в проекте играют российкие актеры (ну или, по крайней мере, с русскими корнями): это Олег Тихомиров в роли Бориса Волкова, Денис Бургазлиев (тот самый из «Превосходства Борна») в роли Трочина, Дмитрий Александров в роли Зеленского. А еще в немецком сериале засветилась Северия Янушаускайте – литовская актриса, которую мы вскоре увидим в громких отечественных проектах – «Селфи» по роману Сергея Минаева и «Черновик» по произведению Сергея Лукьяненко.

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин»

Исторический контекст

О периоде национал-социализма снимают очень много. Адольфа Гитлера, его «кровавую свиту» и страдания простого народа кинематографисты муссируют изо всех сил. А вот что было в Германии до прихода нацистов – покрыто архивной пылью. После Первой мировой войны в стране наступил период Веймарской республики (официально она существовала с 1919 по 1933 год). Но вот только фильмов и сериалов про этот период, известных широкому зрителю, кот наплакал. А ведь это время – предвестник бури. Действие сериала «Вавилон-Берлин» начинается в 1929 году – а это как раз закат Веймара. Наступает мировой экономический кризис, нацисты активизируются и активизируют напор, а веймарская элита слаба, как тент с фруктами под натиском шквального ветра. Время перемен, да и каких страшных! Эпоха, несправедливо отодвинутая кинематографом на задворки. А именно пристально вглядевшись в этот период можно понять истоки фашизма и мотивы разных политических сил и простого народа.

Надо сказать, что кинематограф Веймарской республики был богат на эксперименты, из которых выросли многие шедевры Голливуда (с приходом к власти нацистов многим деятелям искусства только и оставалось, что сматывать удочки за океан, куда они и привнесли свое новаторское видение). Например, одним из родоначальников жанра нуар стал режиссер Фриц ЛангМетрополис», «Нибелунги: Зигфрид», «М Убийца») из веймарской Германии. «Вавилон-Берлин» тоже позиционирует себя как нуар, и, по всей видимости, перекидывает мостик к веймарским титанам жанра.

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин»

Амбивалентные герои

Инспектор полиции Гереон Рат (Фолькер Брух) прибыл в Берлин из Кельна, чтобы раскрывать запутанные дела. Вот так повышение: из провинции в столицу! Полицейский кажется просто святым с нимбом – он против пыток при допросах, старается быть помягче, да даже руку с оружием никак на преступника не поднимет и пистолет потерял в первой в своей жизни и очень-очень важной берлинской погоне. Кажется, что инспектор и мухи не обидит. И какого лешего он в борьбу с криминалом ввязался! Только вот потом выяснится, что инспектор совсем не прост, как сканворд для шестилетних. Тайн и скрытых мотивов у Рата хоть отбавляй.

Есть еще детектив Вольтер (Петер Курт) – тертый калач. Скрутит любого, церемониться не станет, лирика для гуманитариев, а не для настоящих детективов. Вроде бы заточен на борбу с преступностью, но… Тоже не лыком шит и своего ну упустит.

Архивистка и машинистка полицейского управления Шарлотта Риттер (Лив Лиза Фрис) – девушка скромная. Живет очень бедно, ютится в таком закутке, который и вообразить себе трудно, со всей большой семьей. Семеро по лавкам сидят и ждут куска хлеба: сестра-подросток, что бегает на фабрику подзаработать вместо уроков в школе (хочется выглядеть хорошо, руки в мозолях, а новую кофточку держать!), тут и старый дед, уже весь больной (это самые колоритные персонажи). Каждая марка на счету, и вроде бы не до шика – одни трудовые будни. Но Лотта при всем при этом умудряется развлекаться со всей прытью молодости и вести двойную жизнь.

Лив Лиза Фрис в образе Шарлотты Риттер в сериале «Вавилон-Берлин»

Фолькер Брух в образе Гереона Рата в сериале «Вавилон-Берлин»

Обилие музыки

Конечно, «Вавилон-Берлин» – отнюдь не мюзикл. Но некоторые сцены заставляет позабыть об этом. Музыкальные номера в телепроекте такие колоритные и продолжительные, что остаться к ним равнодушными никак нельзя. А ответственные за все это великолепие – Том Тыквер и Джонни Клаймек.

Огромный клуб, посетители одеты с иголочки, будто бы только что с вечеринки глянцевого журнала Vanity Fair или красной ковровой дорожки, если сравнивать с нашим временем. Тут лихо отплясывают и наши главные герои, и массовка, коей не счесть. Все движения так слажены, так все синхронно! А на сцене клуба артисты и танцоры – тоже задают жару. Оторвать взгляд невозможно, и в такие моменты вообще вылетает из головы, что это полицейский сериал.

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин»

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин»

Виды старого Берлина

Старые звенящие трамваи, медленно ползущие по узким улочкам Берлина. Будто бы мы перенеслись практически на целый век назад! Да, сейчас развиты все возможности для путешествий на любой каприз – в самые отдаленные точки мира. Но вот путешествовать во времени мы пока не научились, и эту лагуну как раз таки и призван восполнить кинематограф. В сериале – полное погружение в эпоху: винтажные указатели, готическим шрифтом написанные. Вот это раритет! Киоски, коих сейчас не сыщешь: все обвешанные листовками 20-х годов (интересно же посмотреть, как в те времена выглядела реклама!). А вот метро – без рекламы, чистое, немноголюдное, перетяжек с новыми гаджетами или акциями в гипермаркетах электроники и автосалонах тут не увидишь. Даже не верится, совсем другое время, сколько поколений сменилось, сколько воды утекло.

Архитектура эпохи – тоже жемчужина сериала. Как тут шикарно показывают панорамы огромных лестниц, холлов, коридоров – самому хочется заглянуть. А еще в полицейском управлении есть очень необычный лифт под названием «патерностер» (назвали так по аналогии с четками, а дословно это переводится как «Отче наш». – Прим. ред.). Он движется непрерывно, а кабины без дверей, ведь входить и выходить надо прямо по ходу движения! Вот это чудо техники и сейчас-то интересно, а уж для первой половины XX века – та еще диковинка!

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин»

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин»

Читайте также:

Как и почему Юрий Быков стал жертвой хайпа — бессмысленного и беспощадного

Голливуд против Харви Вайнштейна: история падения влиятельнейшего киномагната



Автор: Ольга Шмелева