12:25, 05.10.2017
Новости

«Бегущий по лезвию 2049»: мужской и женский взгляд на фильм

Сразу два обозревателя «Вокруг кино» посмотрели новый фантастический блокбастер и каждый составил собственное мнение, которым делится с читателями.


?>

Сегодня в прокат выходит сиквел киберпанкового нео-нуара и просто классики сай-фая – «Бегущий по лезвию 2049». Это прямое прододжение фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», снятого в 1982 году. Причем в деле даже ведущая звезда оригинальной ленты Харрисон Форд. Из новичков тоже складывается приятный состав: в фильме сыграли Райан Гослинг, Анна де Армас, Джаред Лето, Дэйв Батиста и многие другие. Ставил фантастический боевик режиссер прошлогоднего «Прибытия» Дени Вильнев, уже неоднократно успевший продемонстрировать миру свое искусство визионера. Разбираемся, насколько удачным получилось продолжение культового фильма и кому стоит идти на него в кино – мужчинам, женщинам или всем вместе.

Мужской взгляд: пожалуй, самое сильное научно-фантастическое произведение последних нескольких лет

«Снятся ли андроидам электрические овцы?» – так назывался роман Филипа К. Дика, по которому Ридли Скотт снял вышедшего на экраны в 1982 году «Бегущего по лезвию» – нуарный киберпанк-боевик про жесткого как кремень полицейского Рика Декарда (Харрисон Форд), преследующего искусственных людей-репликантов в каменных джунглях Лос-Анджелеса 2019 года. Фильм задавал зрителю философские вопросы о природе человека и грани между творцом и творением, но не спешил давать на них ответы, вместо этого подсовывая открытый финал, в котором Декард удаляется в неизвестном направлении с репликантом по имени Рейчел (Шон Янг).

Действие продолжения картины, как ясно из названия, происходит спустя тридцать лет. К этому времени корпорация «Тайрелл» (не имеет отношения к дому Тиреллов из «Игры престолов») уже успешно обанкротилась и была поглощена гениальным магнатом Ниандером Уоллесом (Джаред Лето, выглядит как Иисус с катарактой и отвечает за большую часть библейских отсылок фильма), предложившим миру новых, улучшенных репликантов, менее склонных бунтовать против создателей. К таковым относится и главный герой фильма по имени К (отсылка то ли к среднему имени мистера Дика, то ли к творчеству Кафки), воплощенный на экране меланхолично-сдержанным Райаном Гослингом. Сей товарищ, как и персонаж Форда в оригинальной картине, служит в полиции и промышляет охотой на излишне свободолюбивых репликантов.

Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

В начале фильма герой Гослинга столкнется с мятежным андроидом Сэппером (Дейв Батиста, сыгравший Дракса в «Стражах Галактики») и попутно узнает Страшную тайну, которую полицейское начальство (в лице даже более суровой, чем в «Карточном домике» Робин Райт) велит всеми правдами и неправдами скрывать, при необходимости подчищая следы. Тайна эта крайне интересует вышеупомянутого мистера Уоллеса. А ключ к ней, как предполагается, находится в руках у Рика Декарда, все еще успешно скрывающегося от властей.

Режиссёр Дени Вильнёв, зарекомендовавший себя после «Убийцы» и «Прибытия» подлинным мастером визуала, при работе над новым «Бегущим по лезвию» позволил своему таланту развернуться во всю мощь. Оригинальный фильм отличался обилием захватывающих дух панорам и зрелищных крупных планов, что давало повод отдельным критикам ругать его за затянутость и «вязкость» повествования. К добру или худу, сиквел унаследовал эту черту своего прародителя. Так, главный герой может несколько минут лететь над затянутым смогом и утыканным глыбами небоскребов Лос-Анджелесом, потом еще минуту идти по освещенным неоном улицам только ради того, чтобы сказать едва ли пару слов и отправиться в путь к следующей сюжетной точке.

Райан Гослинг в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Но как же красив город будущего в видении Вильнёва! Жонглируя теми же ингредиентами, что и Руперт Сандерс (снявший «Призрака в доспехах»), Дени создает из стекла, стали, хрома и рекламных голограмм дышащую жизнью, почти осязаемую картину. А ведь громандный мегаполис – лишь одна из локаций, в которых происходит действие «Бегущего по лезвию». Нас ждёт и громадная свалка, напоминающая кочующие из фильма в фильм трущобы Нила Бломкампа, и укрытый пылевой бурей Вегас, вызывающий в памяти одну из видеоигр серии Fallout. Вильнёв проделал огромную работу над визуальной составляющей фильма, которая, в свою очередь, работает на атмосферу кинокартины, почти что заставляя зрителя вжиться в неуютный мир недалекого будущего, заставить поверить в реальность этих мест.

Что же до сюжета, подробности которого режиссёр просил по возможности не разглашать, то и здесь сиквел остается верен своему прародителю. То, что вначале кажется пересказом «Пиноккио» в киберпанковых декорациях, быстро обрастает ворохом добавочных смыслов и гроздьями нюансов, и вдобавок начинает достаточно вольно заигрывать с идеей непорочного зачатия. В результате к финалу мы получаем ответ, что же случилось с Декардом и Рейчел, но он оказывается погребен под охапкой новых вопросов. Пожалуй, перед нами самое сильное научно-фантастическое произведение последних нескольких лет.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Женский взгляд: у кого длинней харизма – у Гослинга или Форда?

Ах, какие были ожидания перед показом этого англо-американского фильма от канадского режиссера Дени Вильнева! Кинотусовка досрочно назначила его шедевром, признала достойным продолжением культовой картины Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Ориентировались киноманы при этом на показанный ранее 25-минутный фрагмент фильма Вильнева и пресс-конференцию режиссера в Москве.

Сказать, что надежды не оправдались было бы не совсем верно. Просто это не шедевр, а довольно затянутый (хронометраж – около трех часов), но при этом крепкий жанровый фильм, в котором с математической точностью просчитаны составляющие: сколько-то процентов фантастических спецэффектов, сколько-то драк, сколько-то гуманистического пафоса и прочей «человечинки».

Райан Гослинг в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Сюжет витиеватый: 2049-й год. Калифорния, да и вся планета продолжает переживать экологический коллапс. Симпатичный репликант Кей новейшей сборки, служащий в полиции (Райан Гослинг), мотается по разным весям с целью ликвидировать репликантов старой формации. Если зритель сможет абстрагироваться от линейного повествования, он, конечно, поймет, что во втором фильме, как и в первом, на самом деле заложено множество разных смыслов. С одной стороны, это, конечно, отсыл к Библии – ребенок, рожденный от человека и почти «святого духа» способен изменить мир. Есть у этой мессианской идеи масса врагов, есть сподвижники, и в этой схватке, как и в евангельской истории, будут жертвы. С другой стороны, Дени Вильнев вслед за Ридли Скотом разрабатывает любимую всеми фантастами тему: а не лучше ли, не человечнее людей их роботы-двойники? С третьей стороны, звучат предосторежения о том, как мы ужасно обходимся с планетой, на которую после всех глобальных техногенных вмешательств теперь без слез не взглянешь: неухоженность, неуютность, постоянные то дождь, то снег, то пепел…

В фильме лихо разрабатывается  тема гендерных отношений, и, пожалуй, это самое интересное.

Ну и с четвертой стороны, в фильме лихо разрабатывается  тема гендерных отношений, и, пожалуй, это самое интересное. Герой Гослинга живет с женщиной-голограммой, которая красива, услужлива, мила. Она может приготовить отбивную, десять раз за вечер переодеться, она может молчать, сочувствовать и внушать уверенность в себя. Как пелось в одной старой песенке про мирный атом, «все он может, а вот этого, вот этого никак». Когда дело доходит до интима прекрасная голограмма может  вдруг по техническим причинам зависнуть. И что делать? Нанимать репликанта-проститутку?

Не это ли хрустальная мечта современного мужчины –  чувствовать себя господином, но при этом жить с женщиной почти бессловесной, хозяйственной, терпеливой, доброй, всепонимающей и всепрощающей — и позволять себе шалости на стороне?! Остроумию Дени Вильнева здесь можно только аплодировать…

Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Райан Гослинг в роли Кея – прям Капитан Сосредоточенность. Его взгляд устремлен внутрь себя, он страстно мечтает откопать  у себя душу. Это робот-эстет: читает Набокова и зависает над песнями Синатры. Он скуп на эмоции, но когда чувства все ж таки прорываются наружу – они, по замыслу режиссера, должны рвать зрительские сердца. И Гослинг очень старается, но эти старания, увы, видны зрителю. Если сравнивать его Кея с Риком Декардом - главным героем первого фильма, то, конечно, до фордовской харизмы Гослингу как до Луны.

Сам старина Харрисон появится в «Бегущем по лезвию 2049» под конец и совсем ненадолго. Нет в его герое больше уверенности, обаяния и романтичности. Впрочем, пьет виски и спаивает собаку он довольно очаровательно.

Райан Гослинг в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Что до остальных актеров, то Робин Райт в образе суровой начальницы Кея выглядит эдакой помесью феминистки и гестаповки (видимо, для Вильнева это синонимичные понятия). Джаред Лето в образе Творца, Неандера Уоллеса, задумавшего наводнить мир совершенными человеческими двойниками, - эдакий классический сектантский Мессия, Лжепророк - экзальтированный, немного смешной и совсем не страшный. Анна де Армас в роли гражданской кибержены Кея очаровательна, в ее глазах столько вселенской скорби и любви, что мужчинам-зрителям наверняка захочется завести дома такую же. Ну а Сильвия Хукс напоминает Софию Бутеллу из «Kingsman. Секретная служба» - такая же противная и так же классно дерется.

Что в фильме, безусловно, хорошо — это работа художников. «Бегущий по лезвию 2049» снимался в павильонах, и можно только представить, каких трудов стоило создать все эти миры. Зона запустения, в которой прячется один из последних репликантов – это почти Чернобыль, кстати, и «маячки» тут наши: огромный ангар с надписью по-русски «Целина», высохшее мертвое дерево, под которым закопан сундук… Ох, не спрашивайте, что в нем находится, почти игла Кощея.

Сильвия Хукс в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Улицы Лос-Анджелеса – неуютные, с раздражающими  неоновыми вывесками. Особняк, в котором обитает Рик Декард – роскошный, выполненный в ретро-стиле. Воспоминания, в которые проваливается Кей – темные и страшные, будто картинки из концлагеря. Офис  Уоллеса – гимн технократии… Вся эта холодная красота завораживает, и это именно тот случай, когда форма побеждает содержание.

Сняв продолжение культового фильма, Вильнев сам напросился на сравнения, которые оказались не в его пользу. Ридли Скотту в первом «Бегущем» удалось предвосхитить очень многие вещи, которые уже стали нашей реальностью – режиссеру было важно напугать своего зрителя, растормошить его, заставить думать. Не секрет же, что после выхода в прокат фильма, люди, особенно американцы, стали задаваться вопросами, а не роботы ли они с вживленными кем-то программами – там и до бунта было недалеко.  А Дени Вильнев не захотел или испугался делать пророчества, он просто расширил и углубил темы первого фильма.

Джаред Лето в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Одной из «вкусных» деталек  его картины является вырезанная из дерева лошадка, которая символизирует нечто истинное, настоящее в мире фейков, подделок и суррогатов, эта лошадка довольно мила, но неказиста. Если вы помните, в «Бегущем» Ридли Скота в кадре  тоже мелькала фигурка - единорога. Вот и фильмы обоих авторов можно сравнить с этими фигурками:  картина Ридли Скотта была чарующей, сказочной, необыкновенной, Дени Вильнев при всей фантастичности формы и содержания снял очень земное кино, крепенькое, коренастое, но не удивительное – качественный репликант совершенства.

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Фантастический блокбастер «Бегущий по лезвию 2049» в кино с 5 октября.

 

Леонид Кискаркин, Илона Егиазарова

Читайте также:

Киноновинки недели: «Бегущий по лезвию 2049», наша комедия про бывших одноклассников «Жизнь впереди» и другие

«Бегущий по лезвию» 73-летний Рутгер Хауэр перепутал меры объема и случайно признался, что может выпить стакан водки



Автор: Анна Ентякова