19:13, 11.09.2018
Новости

Рецензия на фильм «Девица»: неожиданный и ломающий стереотипы вестерн с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковска

Корреспондент «Вокруг кино» констатирует, что прокатившаяся по международным кинофестивалям работа отличается большим количество черного юмора, насилия и оригинальности.


?>

Дэвид и Нейтан Зеллнеры славятся довольно своеобразным чувством юмора и любят наполнять свои картины крайне экстравагантным содержанием, представление о котором чаще всего складывается сразу же после прочтения синопсиса. Правда, на деле это представление оказывается ошибочным, а кинематографисты, козыряя неожиданными сюжетными (и не только ходами), словно бы издеваются над зрителями: мол, ваши ожидания – ваши проблемы.

Зеллнеры действительно издеваются, но не со зла, а скорее, из творческого любопытства и желания разворотить жанровые штампы и из их содержимого сотворить нечто новое. За двадцать лет режиссёрской карьеры (параллельно оба пробуют себя в актерстве и написании сценариев) братья успели снять с десяток короткометражек и шесть полнометражных лент. По определенным причинам «Девица» стала первой из них, дошедшей до российского проката. Возможно, на этот раз сработал «звездный фактор» – формально (почему это не так, расскажем позже. – Прим. ред.) главные роли в картине сыграли Роберт Паттинсон и Миа Васиковска. К тому же картина успела прокатиться по фестивалям, где, собственно, и приглянулась прокатчикам.

Кадр из фильма «Девица»

Примечательно, что несколько лет назад каким-то чудом в отечественное информационное поле прорвалась предыдущая полнометражка Зеллнеров «Кумико – охотница за сокровищами». В картину, которую показывали на одном из артхаусных фестивалей, режиссеры передавали своеобразный пример братьям Коэнам. В случае с «Девицей» эта метасвязь, по мнению критиков, лишь усилилась: в этом году Коэны выпустили вестерн «Баллада Бастера Скраггса», завоевавший приз за сценарий в Венеции, а Зеллнеры, в свою очередь, «ответили» «Девицей».

Впрочем, как предстоит убедиться зрителю, концепт вестерна Зеллнеры по старой доброй традиции перевернули с ног на голову: романтические чувства персонажа Паттинсона сменяются чистым физиологическим влечением (одна из таких манипуляций даже попала в кадр), стальным характером (и, судя по всему, кое-чем еще) обладает героиня, а не герой, а философские ремарки, которые время от времени отпускают герои, практически бесследно растворяются в разреженном пространстве этой картины.

Кадр из фильма «Девица»

В итоге «Девице» отлично идет такое определение, как «неожиданный», а порой и вовсе «сардонический» и «вульгарный». Местами кинопроизведение Зелленров напоминает творчество еще одних талантливых братьев – ирландцев Мартина и Джона Макдона. Напоминает черным юмором, бьющим зрителя под дых и заставляющим сгибаться пополам, пронзительной надрывностью и абсолютно потерянными персонажами.

Четко выверенный сюжет в новом фильме Зеллнеров практически отсутствует. Есть завязка с тремя действующими персонажами: неуклюжим и влюбленным Сэмюэлем Алабастером, его невестой Пенелопой и постоянно пьяным священником, который и не священник вовсе, а потерянная душа, схватившаяся за спасительную соломинку. Остальное зрителю знать не то чтобы не обязательно, а практически противопоказано, иначе пропадет очень необходимое этой картине чувство какой-то обреченной абсурдности происходящего.

Кадр из фильма «Девица»

Хотя, конечно, в «Девице» хватает и других экстравагантных персонажей. Некоторые из них появляются в кадре на несколько мгновений, но прочно запечатлевают в памяти зрителя: аллюзия с коллективным снимком в обшарпанном и грязном салуне точна и безжалостна.

Зеллнеры не стесняются использовать в своем кино едва ли не противопоказанные приемы, при этом балансируя на самой грани и, несмотря на наличие крайне спорных эпизодов, не скатываясь в пошлость. Они полностью ломают не только саму структуру повествования, но и визуальное воплощение этой и так не самой обычной истории.

Кадр из фильма «Девица»

Братья играют не только с содержанием, но и с формой «Девицы»: они словно соединяют кусочки разных кадров, совершенно не подходящих друг другу ни по настроению, ни по стилистике, а затем оживляют их. За кадрами комической погони, взятой словно из старого мультфильма, следует фатальное падение, а за романтическим вздохом – акт мастурбации. Из таких контрастных эпизодов соткана вся «Девица», и это с равной долей вероятности может как привлечь, так и отпугнуть зрителя.

«Девица» одновременно удивляет, шокирует, веселит и заставляет задуматься. Довольно странный коктейль, искусно приготовленный не для самой широкой аудитории, вобрал в себя и каплю феминизма, и в то же время универсальных героев и общечеловеческие трагедии. Чернуха и насилие соседствуют в нем с романтическими чувствами и животной страстью, а персонажи хоть и эксцентричны, но достаточно узнаваемы.

Кадр из фильма «Девица»

Еще одной характерной чертой «Девицы» является фактическое отсутствие рассказчика, а относительным внутреннем стержнем истории можно назвать разве что Пенелопу, которая одновременно выступает здесь в качестве магнита для всех остальных персонажей.

Отдельно стоит упомянуть и троицу главных актеров. Сам Дэвид Зеллнер, сыгравший пастора Генри, прекрасно чувствует историю, которую хочет донести до зрителя, и филигранно ее отыгрывает. Явно оторвались на съемках и более «массовые» и узнаваемые звезды в лице Роберта Паттинсона (сага «Сумерки») и Миа Васиковска (дилогия «Алиса в Стране чудес»). Чего только стоит баллада собственного сочинения, которую Сэмюэль Алабастер надрывно исполняет новому знакомому! Причем бешеная энергетика и вовлечение звезд мировой величины в проект, как и их бешеная самоирония, чувствуются еще с начальных титров, продолжительность которых можно было бы счесть проявлением дурного тона.

Но Зеллнеры, как было сказано выше, от начала до конца умудряются не перейти черту. И, раз уж мы говорим о вестерне, уместнее было бы сказать: отлично держатся в седле.

Трейлер фильма «Девица»

Заинтересовал ли вас фильм «Девица»?

';
';
';
';

Читайте также:

Появился трейлер вестерна «Девица» с Робертом Паттинсоном и Миа Васиковской



Автор: Анна Ентякова
Фото: Пресс-служба