17:17, 27.08.2018
Новости

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»: феерический конец мистической саги с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым

Корреспондент «Вокруг кино» считает, что к финалу франшизы создатели не выдохлись, а наоборот – раскочегарились!


?>

30 августа в прокат выходит третий фильм о приключениях юного (как показывают события триквела, ему на момент повествования всего 20 лет) Николая Васильевича Гоголя под Полтавщиной. Впервые зрители познакомились с персонажами, в мире которых хватает и ведьм, и утопленниц, и прочей нечисти, год назад. В самой франшизе за это время много что изменилось. Повествование стало стройнее, а сами создатели наконец освоились в обстоятельствах этой далеко небанальной вселенной настолько, что сумели искусно перенести это ощущение комфорта и на зрителя, который теперь довольно адекватно способен реагировать на кое-какие абсурдные или излишне театральные вкрапления, коими фильмы Егора Баранова, собственно, никогда не были обделены.

Итак, мистическую серию «Гоголь» ее создатели завершаютс огоньком. В третьем фильме присутствует еще больше экшена (по сравнению с двумя первыми – уж точно!) и еще больше фэнтези. Кроме того, наконец выходят из тени сразу два могущественных и очень секретных ордена, а заклятые враги, игравшие друг с другом в пятнашки на протяжении всей франшизы наконец сталкиваются лицом к лицу.

Александр Петров в фильме «Гоголь. Страшная месть»

Правда, «Страшная месть» поначалу следует старинной русской пословице – той самой о «долго запрягают, но быстро ездят». До того момента, как начинается хоть какой-то движ, зритель успеет и пострадать вместе с героями (внимание на себя перетягивает и театральная топорность постановки, и очевидные усилия авторов по нагнетанию отчаяния – в первые двадцать минут передраматизировали они изрядно), и поудивляться внезапно накатившей пассивности Гоголя (Александр Петров), который за все полтора часа действия не предпринимает практически ничего, несмотря на то, что его возлюбленная (Таисия Вилкова) оказывается в смертельной опасности.

Ну и, конечно, полюбоваться на Олега Меньшикова, который, будто бы желая искупить свое почти полное отсутствие в «Вие», самодовольно красуется на экране. Кстати, при одном только взгляде на Олега Евгеньевича создается впечатление, что он, привыкший играть в театре, с легкостью транслирует свою энергетику, а заодно и энергетику персонажа на добрую сотню метров – столь мощный диапазон порой даже выходит за границы зрительного зала, что некоторым может прийтись не по вкусу. Впрочем, то, что вся серия про Гоголя – это история именно про вкусовщину, забывать тоже не стоит.

Олег Меньшиков в фильме «Гоголь. Страшная месть»

Действие «Страшной мести» начинается аккурат после события «Вия». Гоголя, лежащего без сознания, принимают за мертвого и собираются хоронить, а поскольку Бингх (Евгений Стычкин) уверен в виновности писателя, делается это втайне от всех. Подобный поворот позволяет очень положительно оценить работу сценаристов, одним выстрелом убившим двух зайцев и ранившим третьего. Так, за эпизод, который длится всего несколько минут, они успевают обыграть популярную мистификацию о том, что Гоголь боялся быть похороненным в гробу заживо, глубже раскрыть отношения между персонажами и даже зацепить литературное творчество писателя.

Кстати, звучащая в фильме фраза про Пушкина, который «помрет от зависти», оказывается пропитана не только самоиронией: кажется, что в нее создатели «Гоголя» вложили и свои надежды. И похоже, что по большей части они оправдались.

Довольно будничным объяснением о том, почему Николай Васильевич все же остается жив, кажется, крайне быстро удовлетворяются все действующие лица – разумеется, в начале XIX века все каждый день впадали в летаргию и никто не удивлялся. Чуть позже выясняется, что все же удивлялся – казаки, которые сочли барина вурдалаком, поднимают бунт и решаются сначала спалить несчастного Гоголя, а затем, после неудавшейся попытки, повесить. После этой бессмысленной затеи – бессмысленной и сюжетно, и логически, поскольку хворост разложен полукругом и даже не касается ног связанного бедняги Гоголя, смирно стоящего на пеньке с кляпом во рту (здесь, справедливости ради стоит отметить, что потрясений на его долю за один день действительно выпадает порядочно), – в происходящее как раз и вмешивается Гуро.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

А далее идет предыстория Черного всадника и с героев наконец слетают все их маски. Пересказывать сюжет и тем самым портить удовольствие от просмотра не будем, но отметим, что кое-какие сценарные ходы могут изумить. Интригу создатели выдерживают мастерски и до самого конца, который, к сожалению, для отдельных персонажей в этой истории наступает слишком рано. Но теряться от избытка чувств тоже не стоит – концентрация событий в последних тридцати минутах максимальная, и пропустить какой-либо коварный удар исподтишка (что иногда равнозначно роялю в кустах, но в сюжетных рамках выглядит не критично) или убийство проще простого.

Откровений, впрочем, не считая основного детективного поворота, ожидать от картины не стоит. Удивить, как уже говорилось выше, может возраст Гоголя – оказывается, по сюжету ему всего двадцать, хотя Петров в гриме смотрится на все тридцать (эмоциональное развитие персонажа, впрочем, колеблется на заявленном создателями уровне). К объективным минусам, разумеется, это никак не относится, а вот немного фансервиса на финал создатели тоже завезли. Впрочем, интригой отношений Гуро и Гоголя зрителей заманивали в кинотеатр с самого начала. На этом, пожалуй, стоит остановиться и оставить зрителю, еще не видевшему «Страшную месть», пространство для фантазии: за себя говорит постер финальной части, и этого вполне достаточно.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

В итоге фильм «Гоголь. Страшная месть», несмотря на нарочитую эффектность, слегка повышенное количество воскрешений и слишком вычурные кривляния некоторых персонажей (по счастью большая их часть – проходные), может доставить немало удовольствия. Он качественно снят, создатели окончательно докрутили градус экшена и спецэффектов (по уверениям продюсеров, бюджет примерно такой же, как и у предыдущих частей и налицо, по их словам, эффект обмана зрения и качественная работа специалистов), а сцена перед титрами и вовсе оказывается феерической. И, честно сказать, не только презабавной, но и довольно обнадеживающей.

Послесловие

Впрочем, если чертовщины (или ее обоснования) в этом воспроизведенном на больших экранах мире зрителю все-таки не хватило, возможно, стоит дождаться в эфире и одноименного сериала – в нем создатели пообещали несколько эпизодов, не вошедших в кинотеатральную версию, а также целых две серии, поставленных по отдельным произведениям Николая Васильевича.  А то, что эти эпизоды окажутся небанальными, – и так понятно: создатели уже трижды доказали и то, что умеют бережно работать с текстами русского классика, и то, что задора этому удивительному и стремительно ворвавшемуся в мир большого кино фэнтези-комиксу не занимать.

Трейлер фильма «Гоголь. Страшная месть»

Смотрите фильм «Гоголь. Страшная месть» в кинотеатрах с 30 августа.

Читайте также:

Партнерша Александра Петрова по трилогии «Гоголь» призналась, что ей не хватило постельных сцен с актером

Сергей Шнуров записал хулиганскую песню для фильма «Гоголь. Страшная месть»

«Гоголь» завоевал награду на фестивале биографического кино в Италии



Автор: Анна Ентякова