12:53, 11.05.2018
Новости

Чем «Лето» Кирилла Серебренникова покорило Каннский фестиваль

Обозреватель «Вокруг кино» делится своим впечатлением от российского фильма, включенного в основную конкурсную программу.


?>

Представляли «Лето» на мировой премьере в Каннах актеры, продюсеры и оператор, которые по очереди несли табличку с фамилией Серебренникова. Табличка была водружена и на следующий день на пресс-конференции перед пустым креслом. Напомню, режиссер не смог представить свою картину лично из-за предъявленных ему обвинений в финансовых махинациях по делу проекта «Платформа» и домашнего ареста. Серебренников был задержан правоохранительными органами прямо в разгар съемок «Лета». В итоге фильм доделывала команда. Впрочем, находясь под домашним арестом, режиссер все-таки сумел смонтировать фильм. Видимо, что-то там не «клеилось», и тогда Серебренников придумал связать всю ленту вставными анимированными номерами. Они делались буквально в последний момент — и это лучшее, что есть в этой картине, но об этом позже.

Места для команды фильма «Лето» на премьере в Каннах

Кирилл Серебренников с командой фильма «Ученик» на фотоколле в Каннах в 2016 году

В основе сюжета «Лета» — история знакомства 19-летнего Виктора Цоя и 26-летнего Майка Науменко, переросшее в дружбу и творческое сотрудничество, обогатившее обоих. Лето 1981 года, в Ленинграде во всю функционирует рок-клуб. Один из главных застрельщиков движения — Майк, он почитается в среде неформальных музыкантов за гуру: в совершенстве знает английский язык, запоем слушает западных коллег, цитирует тексты своих кумиров и обладает хорошей интуицией. К нему приводят молодых музыкантов — чтобы оценил, подсказал, посоветовал. К нему — прямо на пляж, где Науменко выпивает в компании друзей, — приводят и юного Цоя. Песни новичка сразу покоряют Майка, а еще  — независимая манера поведения.

В молодом застенчивом Цое уже угадывается мощная энергия и самодостаточность. Попытки «улучшить» свои произведения Виктор твердо пресекает, имеет на все собственное мнение, может в среде рокеров сказать, что в поп-музыке не видит ничего плохо, а в стадионных концертах, напротив, видит — «Как можно петь, не глядя в глаза слушателей?». Впрочем, к мнению Майка Цой прислушивается, потому что уважает его чувство стиля и вкуса. Особенно в… вопросе выбора женщин. Уж не знаю, насколько автобиографична эта история, но в «Лете» показано, как между женой Майка Наташей и Виктором рождается нежное, трепетное чувство. Банальный любовный треугольник? Ну а если участники этой истории — люди, больше всего на свете ценящие свободу, банальным ли окажется этот сюжет?

Исполнители главных ролей в «Лете» Тео Ю, Ирина Старшенбаум и Рома Зверь на официальном фотоколле фильма в Каннах

Ирина Старшенбаум в роли Наташи действительно обаятельна и сексапильна — сразу веришь, что в нее могут влюбляться яркие мужчины (кстати, на пресс-конференции актриса представляла фильм на уверенном английском). Кореец Тео Ю, сыгравший Цоя, пугающе на него похож и тоже обладает сильной энергетикой. Ну а фронтмен группы «Звери» Рома Зверь, скупо, но точно играющий Майка Науменко, да еще и прекрасно поющий за него, воссоздает на экране образ человека, достигшего верхнего уровня дзена. Великодушный, благородный, обладающий невероятным терпением и тактом, он доверчиво оставляет Виктора наедине с собственной женой и даже дает Наташе разрешение на поцелуй. Но внутри-то бушует буря!

Самым ярким моментом фильма становится эпизод, когда снедаемый ревностью Майк застревает под дождем в телефонной будке. Как водится, с бутылкой портвейна. У будки останавливается машина, и из нее выпархивает Елена Коренева — вся на нервах, вся в ажиотации, она ломится к телефону, говорит о том, как важно звонить любимым людям, а потом вдруг начинает петь песню Perfect Day Лу Рида, и ее платье в этом черно-белом кино вдруг окрашивается в алый цвет. Конечно, в этом эпизоде очень много от стилистики Франсуа Озона, но эта сцена, как и остальные вставные номера, в которых герои в электричке хором поют «Psycho Killer» Talking Heads, в троллейбусе — The Passenger Игги Попа, а вокруг взмывают ввысь анимированные ракеты и происходят прочие чудеса, придают «Лету» по-настоящему солнечную энергию.

Оператор Влад Опельянц, актеры Тео Ю, Ирина Старшенбаум, Рома Зверь и продюсер Илья Стюарт на фотоколле фильма «Лето» в Каннах

Оператор фильма Влад Опельянц признался на пресс-конференции, что над формой они с Серебренниковым думали очень серьезно. О черно-белой эстетике договорились сразу, просто надо было ее реализовать не в глянцевой и не хендмейдовой стилистике. Затем решили убрать сейфзоны на камерах (своеобразные поля-ограничители, не допускающие в кадр посторонних людей и предметы) — это придало фильму пространство, широту, эффект присутствия.

Помимо Елены Кореневой в картине в коротких эпизодах также снялись Лия Ахеджакова, Юлия Ауг, Сева Новгородцев, Никита Ефремов, невероятно харизматичный актер Театра Гоголя Александр Горчилин, Александр Баширов, словно заглянувший сюда из «Ассы» — фильма, в котором появился реальный Цой… Можно попытаться угадать, кого из реальных людей они изображают. Никита Ефремов, играющий Боба  — музыканта с косой челкой, — наверняка Бориса Гребенщикова. Кстати, БГ еще на уровне обнародования сценария (авторы — супруги Идовы) высказался о нем негативно: мол, все вранье. Не успокоил Гребенщикова даже тот факт, что консультантом проекта выступала жена Науменко Наталья.

Официальный фотоколл команды фильма «Лето» в Каннах

А потом, как мы помним, и вовсе поползли слухи о гейском сюжете картины. Слухи в итоге не оправдались: в фильме даже намека на это нет. А вот по части достоверности сюжета… Так ли это важно? Ведь в «Лете» главный герой — музыка. Ее много разной: советской, западной, рокерской, панковской… Каждый кадр пропитан ею, она — способ существования, сублимация, образ и смысл жизни. И уход от реальности, внутренняя эмиграция для персонажей. Герои живут в своих мирах, не сильно страдая от политического строя, от социальных проблем — они просто не замечают их. Где-то на улицах висят портреты Брежнева, из телевизора рапортуют о достижениях сельского хозяйства, барабанщика Цоя забирают в армию (по всей видимости, в Афганистан), но герои живут насыщенной, интересной и легкой жизнью. Невыносимая легкость бытия — такое бывает только в молодости. И даже если твою музыку запрещают, всегда можно выкрутиться. В фильме есть смешной эпизод: чтобы запустить Цоя в программу рок-клуба, его песни объявляют «сатирическими» — «Восьмиклассница» отныне борется с половой распущенностью, а «Я бездельник» — с тунеядством. Ну весело же?

Иногда, правда, в сюжете появляется странный персонаж Скептик, такое альтер эго ребят, которое пытается их растормошить, придать их выступлениям энергию мятежа. Тут снова следуют вставные номера, в которых герои дерутся и безобразничают, а потом в кадре снова появляется Скептик с табличкой «Ничего этого не было».

Исполнивший роль Виктора Цоя в фильме «Лето» корейский актер Тео Ю на официальном фотоколле в Каннах

Исполнивший роль Майка Науменко в фильме «Лето» музыкант Рома Зверь на официальном фотоколле в Каннах

Ни Цой, ни Науменко действительно не были бунтарями. Но они были людьми, изменившими поколение и подготовившими эпоху перемен. Неизвестно, как бы они потом оценили эти перемены. Но чего уж гадать — оба не дожили, ушли друг за другом — Цой в в возрасте 28 лет в 1990-м, Науменко — в 36 в 1991-м...

«Лето» — история в том числе и о том, как ученик превзошел своего учителя. Майк, который так торопился выпустить альбом Цоя, потому что… «что может случиться с человеком в этой стране? Англия, алкоголизм, отсутствие интереса к жизни...», придет потом на первый крупный концерт Цоя вместе со своей Наташей и не сможет дослушать песню Виктора до конца — выйдет из зала. С чувством выполненного долга и… личного музыкального поражения: он уже тогда будет испытывать жуткий творческий кризис. А Наташа будет стоять в проходе зала и плакать по своей несбывшейся любви...

Кирилл Серебренников снял романтический, ностальгический, немного сумбурный и затянутый, но все же очень трогательный фильм, в котором герои светлы, чисты и великодушны — редкий случай для сегодняшнего кино. В российский прокат «Лето» выходит 7 июня. Не пропустите!

Продюсер Илья Стюарт, исполнители главных ролей Рома Зверь, Ирина Старшенбаум и Тео Ю на премьере фильма «Лето» в Каннах

Исполнители главных ролей Тео Ю, Ирина Старшенбаум и Рома Зверь на премьере фильма «Лето» в Каннах

Илона Егиазарова, Канны

Читайте также:

Каннский дневник: что было в фильме Сергея Лозницы «Донбасс»

Ирина Шейк, Виктория Боня, Анна Чиповская и другие русские блеснули на Каннском кинофестивале — 2018



Автор: Илона Егиазарова
Фото: GlobalLookPress