17:15, 25.09.2018
Новости

Рецензия на фильм «Сердце мира»: умиротворяющее кино о скорби и любви, не зря получившее Гран-при «Кинотавра-2018»

Корреспондент «Вокруг кино» считает, что соавтор «Аритмии» Наталья Мещанинова сняла картину, обладающую магической привлекательностью и редкой глубиной.


?>

Новый фильм Натальи Мещаниновой «Сердце мира» стал настоящей сенсацией на «Кинотавре-2018», как и «Аритмия» в 2017 году, сценарий к которой режиссер написала в соавторстве с Борисом Хлебниковым. Оба фильма взяли и Гран-при, и награду за лучшую мужскую роль. Приз зрительских симпатий, впрочем, «Сердце мира» уступило более мощной «Истории одного назначения». Хлебников, кстати, оказал коллеге практически ответную услугу (хотя это все, конечно, условности), приняв участие в написании или, как он сам выразился, редактуре сценария фильма Мещаниновой.

Кадр из фильма «Сердце мира»

«Сердце мира» дышит умиротворением: с первых же кадров – долгого плана речной глади и разбивающей его поверхность ребра ладони главного героя – зритель проникается настроением картины и неосознанно настраивается на одну волну с Егором – ветеринаром, работающим на отдаленной притравочной станции. Он живет где-то в глухой провинции (правда, добраться до нее все-таки можно – на автобусе) вместе с начальником станции Николаем Ивановичем, его женой Ниной, дочерью и внуком. С наступлением темноты все они собираются вместе в большом жилом доме, куда Егор все еще стесняется заходить, предпочитая ютится в отдельном домике, где спит, готовит себе еду и изредка отдыхает. Иногда к компании присоединяется друг Николая Ивановича, служащий в полиции – в результате его появления вечера чаще всего перестают быть томными и размеренными.

Но все это зритель узнает позднее: после титров сюжет берет с места в карьер, без прикрас демонстрируя полную забот жизнь человека, живущего в глубинке и вынужденного заботиться о тех, кто не может сделать этого самостоятельно. Егор едва успевает покормить маленьких козлят, нагло вторгшихся в его жилище и бесцеремонно принявшихся жевать казенные занавески, как приходится проводить срочную операцию для собаки Белки, подранной алабаями.

Кадр из фильма «Сердце мира»

«На жопу ей посвети», – командует Егор с иглой в руках, пока хозяин предлагает усыпить животное. Характерная речь, предметы быта – самые необходимые, знакомые действительно любому жителю необъятной России – от лампы до застеклённого буфета и привезенной из отпуска морской раковины, годами выработанные привычки героев и непосредственность самого маленького из них – все это позволяет зрителю забыть о мирской суете, оставленной за дверями кинозала, успокоиться, сосредоточиться на происходящем, словно бы вдохнуть этого туманного воздуха, без труда почувствовать ту самую природную гармонию и услышать шум в ветвях леса, со всех сторон окружившего маленькую станцию.

Покой героев нарушает появление «зеленых» – городская молодежь решает вывести начальника станции на чистую воду, для чего делает разные подлянки: зоозащитники то пытаются попасть на территорию официально, то запускают в воздух дроны, то пробираются к животным ночью и выпускают их из клеток. К добру это не приводит – выведенные в пятом поколении лисы, не знающие жизни на воле и привыкшие к тепличным условиям, быстро погибают, и в этом хорошо читается одно из нескольких мощных авторских посланий.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Еще одна отличительная черта фильма – Мещанинова не оценивает поступки своих героев, какими бы ужасными они ни были. Она наблюдает за ними, сочувствует, но не оправдывает и не осуждает – и в этом снова читается проявление искренности и любви. В «Сердце мира» нет ни единого момента, где чувствовалась хотя бы нотка фальши или намек на обман. Все честно: и сдавленные рыдания Егора в темноте после того, как он узнает о смерти матери, и его искреннее желание успокоить мальчишку, потерявшего в холодной ночи собственную маму.

Главный герой не делает различий между людьми и животными – одинаково трепетно он успокаивает и парализованную собаку, которую учит плавать, и уставшую от тяжелого быта и соскучившуюся по ласке (даже не мужской, а банально человеческой) дочь Николая Ивановича, на чувства которой ответил взаимностью – опять же скорее интуитивно, чем осознанно. Сказать бы, что горе не от ума, а от большого сердца, вмещающего в себя всю скорбь мира, страдания всех обиженных, униженных и незащищенных, да вот сам фильм говорит об этом куда лучше.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Персонаж Степана Девонина Егор переживает за полные два часа хронометража несколько переломных моментов. И 32-летний актер совершенно естественно их даже не отыгрывает, а проживает в кадре – за счет мастерства и природной органики. Когда у зрителя начинает складываться определенное впечатление об этом человеке, ситуация резко меняется.

На Егора неизбежно нисходит очередной катарсис, который нарушает его тщательно оберегаемый внутренний покой и раскрывает героя с совершенно неожиданной стороны. Но это раскрытие – бурное, мощное, бунтарское и в какой-то степени такое же дикое и первородное, как и природа вокруг, – не выглядит искусственным или надуманным, наоборот, на место этого всплеска приходит привычный покой. И в этом контексте идеальна концовка «Сердца мира»: будь она иной впечатление было бы непоправимо испорчено.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Удаленность станции от людей и сама местность диктуют определенные условия и самим героям, и кинематографистам. Очень естественно в сюжет встраиваются и чернушные шутки про двести литров самогона, и рисковые форс-мажоры, с которыми все привыкли справляться своими силами. Камера одинаково часто останавливается на лицах героев и более отвлеченных планах. В память, конечно, чаще всего западает рука Егора на белоснежной шерсти собаки (сцены с Белкой вообще вызывают невыносимо щемящее чувство в груди), хотя прелесть можно без труда отыскать практически в любом кадре.

Слегка покоробить может тот факт, что Сельянов, будучи продюсером, добавил в «Сердце мира» эпизод из другого своего проекта – мультипликационного. Впрочем, эта сюжетная вставка – полностью «городская», и то, что она таким образом еще сильнее выбивается из череды прочих сцен, делает ее «акцентной». Кроме того, даже в тесном кинотеатральном зале, где сидят герои, ощущается уверенное спокойствие, исходящее от Егора. Магия, не иначе.

Трейлер фильма «Сердце мира»

Заинтересовал ли вас фильм «Кристофер Робин»?

';
';
';
';

Читайте также:

«Кинотавр-2018»: 7 фильмов-сенсаций фестиваля, которые просто преступно пропустить в прокате

Фильм – победитель «Кинотавра» «Сердце мира» вошел в основную программу Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне

Подведены итоги 29-го фестиваля «Кинотавр» в Сочи



Автор: Анна Ентякова