20:17, 02.02.2018
Новости

Рецензия на «Селфи»: абсолютная минаевщина с двойной порцией Хабенского

Корреспондент «Вокруг кино» оценил новую экранизацию творчества писателя и констатирует, что на этот раз авторская история заиграла новыми красками.


?>

В прокат вышел основанный на одноимённом романе Сергея Минаева фильм «Селфи». В центре сюжета – писатель и телеведущий Владимир Богданов (Константин Хабенский), который в один прекрасный день осознает, что жизнь, которую он ведет, уже давно ему осточертела. Существует герой разве что по привычке, за что ему и приходится жестоко поплатиться. У Богданова появляется двойник – его абсолютная копия, который шаг за шагом крадет его личность и достижения, семью и друзей. И вот герой уже сам не может понять – сошел он с ума или стал жертвой какого-то безумного розыгрыша.

Трейлер фильма «Селфи»

Сложно представить, что мрачный триллер о циничном и преуспевающем герое (а, точнее, антигерое), прожигающем жизнь, мог бы появиться из-под пера какого-либо другого автора. В принципе, для фильмов, снятых по романам Сергея Минаева, вообще стоило бы ввести дополнительную отметку, отличную от привычных и стандартных «плохо», «хорошо» и «отлично». И называться она должна соответственно. Например, по фамилии писателя. Идеальный пример рецензии, вмещающейся в одно-единственное слово: «Как тебе фильм? Минаев?» «Абсолютный».

И самое главное, никто не в обиде и все прекрасно понимают, о чем идет речь. Даже если не смотрели первый и второй «Духless», а лишь где-то слышали о таком кино. Впрочем, «только слышать» о Сергее Минаеве не так и просто: его романы (в первую очередь, конечно, «Духless») гремели и обличали пороки человеческие в самый разгар эры гламура.

Кадр из фильма «Селфи»

Многие, кстати, упрекают писателя в том, что его персонажи так и застряли в середине нулевых со всеми знаковыми атрибутами эпохи. Замечание отчасти справедливое: в своеобразном исследовании на тему того, как низко способен пасть человек в прогнившем обществе, раз за разом меняется только главный герой, но никак не антураж. Вытолкни этого персонажа из привычного окружения, и он перестанет быть собой, растеряет все былые ориентиры и начнет задыхаться как рыба, которую вытащили из воды.

Параллель может и грубая, но именно такую ситуацию раскрывает Минаев в новом фильме и, несмотря, на, казалось бы, схожие и уже примелькавшиеся внешние признаки (героиня Анны Михалковой – жена Богданова – метко обозначила их как «алкоту и наркоту», хотя, конечно, это всего лишь пара незначительных атрибутов той красивой жизни, которую ведет Богданов), «Селфи» – это история более взрослая, осознанная и отчасти даже сознательная.

Кадр из фильма «Селфи»

Прелесть «Селфи» в том, что это фильм с ярко выраженным брэндом. Это действительно «минаевская» картина – с великолепными панорамами большого города и закрытыми вечеринками в ночных клубах, зажигательной музыкой и откровенными сценами. Но здесь, в отличие, от того же Духlessa, гораздо больше реального мира: серых улиц, грязных стен и огромных ничем не занятых пространств. В «Селфи» гораздо отчетливее чувствуется пронизывающий ветер – и не только тогда, когда главный герой стоит на железнодорожной платформе, закутавшись в легкую кофту. Но здесь же, на удивление, намного больше (чем это бывает у Минаева) человечности и рассуждений о природе благих намерений.

Сам конфликт, лежащий в основе «Селфи» рождается на стыке мистики и реализма: сценарий картины создавался с прицелом на две противоположные точки зрения: реален ли двойник Богданова? И, если да, то как это возможно? И, конечно, попытка создателей усидеть сразу на двух стульях отражается на финальном впечатлении от просмотра.

Кадр из фильма «Селфи»

Минаев признавался, что он вписывал в сюжет множество «пасхалок» – подсказок, подтверждающих или опровергающих ту или иную версию. Из-за этого у зрителя периодически возникают претензии к сценарным ходам, но в тоже время появляется простор для воображения и собственных размышлений. Ведь одно дело – четко осознавать, что действие происходит в реальности, и совсем другое – подозревать, что происходящее может быть плодом больной фантазии, даже если вероятность такого исхода составляет один процент из ста. Ответов нет: и любая нелогичность здесь обретает подтекст – любой «ляп», происходящий в реальности, оказывается простительным для больной фантазии.

 

Разумеется, внутреннем стержнем картины является Хабенский. Зачем он тут, становится ясно, когда на экране возникает двойник Богданова – Константин играет филигранно и вытягивает обоих персонажей максимально естественно.

 

С задачей запутать зрителя и ввести его в не самое комфортное состояние (кажется, это основной прием всех минаевских произведений) авторы справляются с помощью всевозможных подручных средств. И если некоторые из них работают – например, изоляция героя позволяет зрителю вместе с ним буквально потеряться во времени – то другие срабатывают не столь успешно. К минусам, например, можно отнести желание авторов до краев наполнить «Селфи» саспенсом. Правда, не совсем понятно, кому это нужно – с психологизмом у картины все в порядке, а вот попытка нагнетания атмосферы, в том числе и с помощью визуальных и звуковых эффектов, смотрится несколько искусственно.

Кадр из фильма «Селфи»

Но даже при всем множестве второстепенных деталей (съемках с прицелом на несколько альтернативных ситуаций и большом количество мелких идей) сценарный механизм «Селфи» работает на удивление слаженно. Да, основная мысль подается порой самыми клишированными и незамысловатыми способами, но она теряет при этом ни актуальности, ни значимости. В то время, как по всему сюжету рассыпаны и шутки, и самоирония, и отличная самокритика, Минаев становится максимально серьезным, как только речь заходит о прописных истинах – тех самых, которые давно успели набить оскомину, но почему-то все равно всегда забываются.

И если философские категории, вроде любви, дружбы или успеха авторы отдают на откуп зрителю, то самые простые идеи они проговаривают максимально прямолинейно и доходчиво. Что в контексте столь нестандартной, невероятной и даже дикой истории, действительно выглядящей как пережиток бурного прошлого, лишь придает им большую контрастность и силу.

 

Смотрите фильм «Селфи» в кинотеатрах с 1 февраля.

 

Заинтересовал ли вас фильм «Селфи»?

';
';
';
';

Читайте также:

Сергей Минаев перед началом съемок показал сценарий фильма «Селфи» врачу-психиатру

Esquire поместил на обложку селфи Константина Хабенского

Номинированные на «Оскар» «Три билборда» и «Тоня против всех», «Селфи» и другие киноновинки недели



Автор: Анна Ентякова