03:50, 26.05.2012
Новости

Россия отхватила приз Каннского фестиваля

Фильм Таисии Игуменцевой «Дорога на...» назван лучшим в категории дебютов.


?>

На Каннском фестивале закончил свою работу Российский павильон. В этом годупрограмма получилась интереснейшей. Главе павильона Екатерине Мцитуридзе удалось представить ряд ярких российских проектов, вполне пригодных для продвижения на Запад. Феерическим завершением работы павильона стала презентация фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты».

Рената появилась в Каннах накануне и поразила всех своей красотой и грацией. Абсолютно европейский лоск, аристократизм и изящество! Все эти качества, кстати, оценила крупнейшая косметическая фирма «Л’Ореаль», сделавшая Литвинову своим лицом. Что само по себе, скорее, исключение, чем правило: французская компания обычно делает ставку на собственных звезд, отступая от традиций лишь ради таких красавиц, как, например, Айшвария Рай.

Рената появилась в павильоне, как всегда, стильная, тоненькая, изящная, в розовом классическом костюме, украшенном жемчугом.

Екатерина Мцитуридзе, которая вела презентацию проекта, так сказала о фильме «Последняя сказка Риты»:

— Это лучшая картины Ренаты. Правда, и все остальные ее работы мы очень любим. Но «Последняя сказка Риты» — кино, которое могло бы украсить любой европейский кинофестиваль, которое способно породить модные тенденции и которое уж точно вызовет бурные дискуссии.

«Последнюю сказку Риты» уже отобрал в свою программу грядущий ММКФ. Вот как Рената прокомментировала свое согласие на участие в Московском кинофестивале:

— Нам делали предложения и другие фестивали тоже, очень большие, но я не стала ждать. Ожидание фестиваля такая душеранимая история, а у нас и съемочный процесс выдался мучительным. Поэтому первому, кто обратился ко мне со словами: «Рената, нам очень нравится ваш фильм, и мы очень его хотим», я ответила согласием. Я считаю, что Московскому фестивалю с нами очень повезло (смеется). Но  и мне тоже: всегда хочетсяработать с тем, кто хочет тебя. Отдавая свой фильм ММКФ, я подумала: если я была свободнаи сняла фильм, то какого черта я должна быть не свободна и ждать каких-то еще фестивалей?!

Не секрет, что Рената снимала фильм на собственные деньги.

— Это  такой способ омолодиться, смеется Литвинова.  Выгрести все заначки и начать потом с чистого листа. К работе подключилась в качестве продюсера  Земфира, которая стала композитором фильма и еще сводила весь звук. Когда вдвоем делаешь то, что должна делать целая команда, это, конечно, лишает всех сил. Я очень удручена тем, что сейчас происходит во ВГИКе. Утрачиваются целые профессии. В силу ограниченного бюджета я приглашала на проект студентов. Так вот, у меня целая братская могила операторов получилась. Люди не знают, как выставлять свет, не знают, что на заднем плане должны быть проработаны какие-то детали… Все это за них делала я. А монтажеры?! Я сидела и диктовала людям каждую склейку!

Отвечая на вопрос о бюджете своей мечты, Рената призналась:

— Ой, если хватит денег на хорошего оператора уже есть повод для счастья. А вообще работать с ограниченным бюджетом — в этом есть нечто будоражащее воображение. Большие деньги расхолаживают. Вот мы, например, сняли весь фильм в одном павильоне. Я очень боялась, что это будет заметно, но мы так декорировали павильон каждый раз, что получилось обмануть всех. У нас он превращался то в кафе, то в похоронное бюро, то в  больничную палату.

Напомним, в основе сюжета история влюбленной женщины, которая перед смертью написала завещание. У героини есть подруги, которые помогают раскрыть ее образ до конца. Сама же Рената играет некое существо, приходящее за человеческими душами.

— За эти два года было столько человеческих разочарований! Но очарования тоже были. Вот если кто-то и был моим соратником на этом проекте, так это актеры. Они осатанели уже играть то, что им предлагают за деньги, поэтому счастливы без денег погрузиться в такой материал, какой был у нас. Я считаю, что открыла миру потрясающую актрису Ольгу Кузину она все пропускает через себя. А какой у меня Коля Хомерики! Будучи сам режиссером, он отдался в мои руки покорно и безропотно. Он совершенно не обладает актерской техникой. Играет наотмашь, не расходуя  себя… Вот меня часто упрекают в том, что я делаю фильмы, в которых мужчины выглядят как-то недостойно. Вроде я к мужчинам вообще как-то феминистски отношусь, мщу им зачем-то… Это не так. Зачем им мстить? Мужчин и так на нашей территории мало. Я в своем кино любуюсь мужчиной. В этом фильме Коля играет человека любящего  беззаветно и взаимно. Для меня это важно. В жизни нет смысла. Каждый из нас назначает его сам. Для меня смысл жизни любить.

Любопытно, что сама Литвинова тоже снимается в режиссерских проектах Хомерики. Правда, говорит об этом со смехом:

— На прошлом ММКФ член жюри  Джеральдин Чаплин сказала обо мне: какая хорошая актриса! Я испугалась: обозналась, что ли? Оказывается, она посмотрела фильм Коли Хомерики с моим участием. Коля заманил меня в него, а я не смогла отвертеться. Снимали на какой-то жуткой окраине, я сама выписала себе роль. Надела на голову какую-то жуткую мохнатку… Чего не сделаешь ради дружбы и ради того, чтобы заполучить потом Колю к себе в фильм!

Рената призналась, что ее совершенно не интересует социальное кино ни как актрису, ни как режиссера.  

— Мои  фильмы демонстрируют эстетическую позицию, которая находится в противостоянии со всем остальным российским кино. Я сознательно иду на это, признается Рената. — Меня мало интересует реальность. Поэтому-то я и избрала жанр сказки.

Надо отметить: трейлер «Последней сказки Риты» впечатляет не только парадоксальностью диалогов, но и красотой картинки.

— Я  сама сама создавала костюмы. Правда, несколькоиз них мне пошила одна питерский дизайнер, комментирует Рената. 

«Вокруг ТВ» задал Литвиновой свой вопрос:

— Почему вас, такую молодую и красивую, так завораживает смерть?

Ну послушайте, вы же будущая мертвая. Почему вас пугает это? Это данность, которая произойдет со всеми. Посмотрите, здесь целая комната будущих мертвецов. Для меня вообще мир не делится на живых и мертвых. Это отличие очень зыбкое. Вот как раз про это я и сняла кино.

Илона Егиазарова

Канны

 



Автор: Илона Егиазарова