19:55, 06.12.2017
Новости

«Счастливого дня смерти»: как вычислить маньяка среди своих друзей

Наш обозреватель уверен, что новый молодежный слэшер понравится и поклонникам «Дня сурка», и фанатам «Королев крика».


?>

В каждом молодежном ужастике про компанию студентов и маньяка есть привлекательная, развязная, но стервозная девица, которая обычно умирает одной из первых. Обычно такой персонаж вызывает лишь раздражение, так что из-за её смерти не льют слезы ни герои фильма, ни зрители. Однако сценарист Скотт Лобделл решил убедить нас, что даже капризная королева выпускного может измениться к лучшему. Всего-то нужно убить её десяток-другой раз различными жестокими способами.

Первые 15 минут комедийного слэшера «Счастливого дня смерти» знакомят нас со студенткой по имени Триш (Джессика Рот, самое большое достижение в актерской карьере которой – роль подружки героини Эммы Стоун в «Ла-ла Лэнде»), ведущей разгульный образ жизни. Она напивается до потери памяти, уводит парней у подружек, хамит всем подряд и спит с женатым преподавателем (знакомый нам по сериалу «Больница Никербокер» Чарльз Эйткин). Так что когда выскочивший из ниоткуда маньяк в зловещей маске младенца втыкает ей нож в живот, это не вызывает у зрителей ни капли сожалений – скорее, удивление, что такую засранку кто-то не пристукнул раньше.

Кадр из фильма «Счастливого дня смерти»

Если бы перед нами был обычный ужастик, то Триш осталась бы лежать хладным трупом, а маньяк отнял бы жизни у нескольких её подружек и приятелей, после чего оказался бы повержен какой-нибудь милой и доброй девушкой, которой зритель сопереживал с самого начала. Но «Счастливого дня смерти» не просто подростковый хоррор, а скорее, умелая пародия на жанровые клише, так что в конечном итоге (спойлер!) злодея одолеет сама Триш. Впрочем, перед этим ей предстоит долгий личностный рост.

Следует признать, Джессика Рот отлично справилась с ролью: её героиня не выглядит карикатурной дрянной девчонкой – она абсолютно живая и естественная. Поначалу Триш кажется заносчивой и наглой, но когда мы больше узнаём о её прошлом и причинах, по которым она ведет себя именно так, то обнаружим, что сопереживаем ей.

Кадр из фильма «Счастливого дня смерти»

После первой мучительной смерти Триш придет в себя там же, где мы видели её в начале фильма: на кровати в мужском общежитии в компании малознакомого, но симпатичного юноши по имени Картер (Израэль Бруссар). Голова девушки опять будет раскалываться от похмелья, а телефон снова будет напоминать, что сегодня её день рождения. Как вы догадались, Триш попала во временную петлю и теперь на протяжении полутора часов фильма снова и снова будет переживать события одного и того же дня. Сценарист Скотт Лобделл прекрасно понимает, насколько вторична эта идея, так что даже позволяет себе легкую самоиронию: ближе к концу фильма Картер прямым текстом скажет Триш, что её история вызывает в памяти «День сурка». Но на самом деле «Счастливого дня смерти» гораздо сильнее напоминает «Грань будущего», ведь для того, чтобы запустить цикл заново, Триш, как и герою Тома Круза, нужно расстаться с жизнью.

Большую часть экранного времени героиня будет пытаться выяснить, кто же скрывается под маской, и список потенциальных убийц окажется весьма немаленьким. Проверяя алиби основных подозреваемых, Триш узнает несколько грязных секретов (например, то, что один из её ухажеров на самом деле интересуется парнями), но почти не приблизится к раскрытию тайны личности маньяка. Пожалуй, единственный, кто вызывает у неё доверие, это Картер. Бруссар наделил своего героя таким обезоруживающим обаянием, что его совершенно невозможно представить сжимающим в руке окровавленный нож.

Кадр из фильма «Счастливого дня смерти»

Когда же карты будут раскрыты и повествование выйдет на финишную прямую, не спешите расслабляться: в действительности всё не так просто, и перед изобретательной и зрелищной кульминацией вас ждет несколько ложных финалов, благодаря которым вы вместе с Триш будете вздрагивать от звона башенных часов и дурацкого рингтона, сопровождающего каждое её пробуждение. При этом Лобделл играет с нами абсолютно честно: уже после второй смерти зрители имеют достаточно улик, чтобы вычислить настоящего убийцу, но умело расставленные по сюжету «обманки» уведут всех, кроме самых изощренных детективов, по ложному следу.

Режиссёр Кристофер Лэндон, снявший «Счастливого дня смерти», известен прежде всего как сценарист нескольких частей успешной франшизы хорроров «Паранормальное явление». Но в его новом фильме нет ничего паранормального, не считая застрявшей в петле времени девушки, и даже кажущаяся сверхъестественной осведомленность маньяка о перемещениях его излюбленной жертвы имеет под собой вполне рациональное объяснение. Так что более верно будет сравнить «Счастливого дня смерти» с другой работой Лэндона – комедийным ужастиком «Скауты против зомби». В обоих фильмах главные роли играют малоизвестные актеры, оба фильма достаточно умело обходят заезженные штампы и пытаются сыграть на чувствах зрителя, чередуя смешное и страшное. Но если «Скауты против зомби» провалились в прокате, то «Счастливого дня смерти», судя по сборам на родине, ждет коммерческий успех. В чем же дело?

Кадр из фильма «Счастливого дня смерти»

Главным образом – в комедийной составляющей. Лэндон больше не пытается впечатлить зрителей сортирным юмором и шутками про секс, скорее, напротив: для продукта, ориентированного на подростковую аудиторию, его новый фильм кажется почти целомудренным – даже та сцена, в которой главная героиня голышом гуляет по кампусу. Вместо этого режиссёр предлагает сосредоточиться на Триш и её общении с заклятыми подругами и бывшими парнями, плавно наращивая градус абсурда с каждым новым «воскрешением» девушки. Благодаря этому мы получаем несколько искрометных диалогов, разыгранных с вариациями, от которых они становятся ещё смешнее.

Те, кто пойдет смотреть «Счастливого дня смерти», ожидая увидеть классический слэшер в духе фильмов про Джейсона Вурхиза, рискует уйти разочарованным: маньяк играет в этой картине лишь вспомогательную роль, а во главу угла, как и в сериале «Королевы крика», поставлены отношения между членами сестринства. Конечно, фильм, в котором главная героиня умирает не меньше двадцати раз, не обошелся без кровавых расправ и отчаянных попыток сбежать от психа с ножом, но эти сцены служат, скорее, острой приправой к основному блюду.

Кадр из фильма «Счастливого дня смерти»

Леонид Кискаркин

Смотрите хоррор «Счастливого дня смерти» в кинотеатрах с 7 декабря.

Читайте также:

«Очень плохие мамочки 2»: тверк для Санты и другие бесчинства

«Конверт»: так ли страшен русский хоррор, как его малюют?



Автор: Ольга Шмелева