На Первом канале начинается показ премьерного детективного сериала «Черные волки». Главную роль играет Сергей Безруков – и это снова милиционер, но на этот раз бывший, осужденный на восемь лет лагерей.
Действие фильма происходит в один из самых неоднозначных периодов советской истории – в 1954 году: Сталин уже умер, грядет долгожданная оттепель… И тут поднимает голову криминал: появляется банда «Черные волки». Бывший капитан милиции Павел Хромов выходит из лагерей: он был осужден за кражу драгоценностей, которой не совершал, и хочет выяснить, кто его подставил. Дома Хромова ждет еще один удар: «Черные волки» убили его сестру, а мать, не выдержав потрясения, умерла. Теперь героем движет не только чувство справедливости, но и жажда мести.
Сериал «Черные волки» – не просто детектив, а с претензией на психологизм: в фильме много философии и рассуждений о том, ради чего совершаются преступления.
На первый взгляд может показаться, что фильм в чем-то повторяет культовый детектив «Место встречи изменить нельзя»: действие происходит после войны, банда на месте преступления оставляет метку в виде головы черного волка, главный герой – жесткий и бескомпромиссный милиционер, который, как и Глеб Жеглов, живет по принципу, что вор должен сидеть в тюрьме. Однако создатели картины уверяют: ничего общего со знаменитой лентой Говорухина у их фильма нет, а образ волчьей головы необходим для того, чтобы раскрыть философию главаря банды.
Столь замысловатый сюжет картины отчасти основан на реальных событиях: когда-то давно, обсуждая интересные темы для сценариев, режиссер и сценарист Дмитрий Константинов услышал историю о том, что в Ярославле существовала строительная войсковая часть, в которой под видом офицеров и под прикрытием высокого начальства служили уголовники и дезертиры. Взяв за основу идею, он «поселил» в часть целую банду «Черные волки» – так родился сценарий. Однако у некоторых выдуманных персонажей были реальные прототипы. Например, в фильме есть некий полковник Клименко (его играет Владимир Юматов): в той самой строительной войсковой части в начале 50-х служил полковник Павленко, которого сейчас считают одним из самых известных авантюристов в Советском Союзе. В 1952 году он был расстрелян, поэтому сделать героем фильма его было нельзя. Так появился полковник Клименко.
Интересно, что сценарий писался специально под Сергея Безрукова, поэтому избирательный в ролях актер не мог отказаться от участия в проекте. Кроме того, его заинтересовала представленная в фильме эпоха – людей этого времени он никогда раньше не играл:
А вот других актеров искать было непросто:
– Я хотел, чтобы они были похожи на людей из того времени внешне и внутренне, – поясняет режиссер.
В итоге в фильме задействованы преимущественно актеры «Табакерки» и МХАТа – любимых театров Константинова: Александр Коршунов, Дарья Мороз, Владимир Юматов, Анатолий Кот, Александр Голубев и другие. Многие, как и Сергей Безруков, попали в фильм без кастинга: например, Владимир Юматов, который сыграл одного из главных злодеев.
Для того чтобы реалистично воссоздать эпоху, Дмитрию Константинову потребовалось четыре месяца – именно столько шла подготовка к съемкам. Вся натура была найдена в Ярославской области: снимали в настоящих бараках, коммуналках, кабинетах. Некоторые квартиры были жилыми, и их обитатели на время съемок уезжали к родственникам. Жилым оказался и барак, который сохранился с тех времен: его хозяева не просто пустили к себе домой съемочную группу, но и снялись в эпизодах. Они же помогали художнику-постановщику Юрию Устинову находить вещи, характерные для той эпохи: раритетный реквизит отыскивался на их балконах и чердаках.
Дмитрий Константинов отказался от павильонов, потому что они привносят в фильм искусственность. Настоящей была и вся попавшая в кадр техника, в том числе военная и строительная. А вот все костюмы изготавливались на заказ, хотя Сергей Безруков, чтобы не терять связи с той эпохой, нашел пальто, сшитое в 1939 году, и не снимал его даже в перерывах между съемками:
С момента написания сценария до начала подготовки к съемкам прошло более года, потом еще четыре месяца искали натуру и реквизит, подбирали актеров, а затем еще три месяца в Ярославской области снимали саму картину.
Основные съемки пришлись на морозы, и, по воспоминаниям режиссера, именно борьба с холодами стала самой большой сложностью, ведь актерам надо было не просто играть, но и, например, нырять в холодную воду, что и делал Владимир Юматов, отказавшийся от гидрокостюма.
Сергей Безруков тоже сам выполнял все трюки, правда, перед съемками взял уроки у каскадеров. Но хоть актеры и рисковали, никаких внештатных ситуаций на съемках не происходило, а самой большой неприятностью были обморожения и простуды. Чтобы согреться, в перерывах между дублями Сергей Безруков предлагал коллегам поиграть в снежки.
Но не только трюкам пришлось выучиться исполнителю главной роли: в фильме Безруков был вынужден разговаривать на бандитской «фене», причем образца 1954 года. Забытый язык восстанавливали по словарям:
– Весь жаргон мне приходилось учить, – признается Сергей. – Это было очень сложно, ведь это витиеватый, совершенно непонятный язык.
Юлия Шершакова