Прелесть труппы «6 кадров»: все актеры разные – и все интересные, кого ни возьми.
Охота, конечно, подробно поговорить с каждым.
Но с кого-то надо начать…
Решили начать по старшинству – с Сергея Дорогова, справившего в прошлом году 50-летие.
«Я видел, как Ленин оживает!»
– Сергей Иванович, чисто для затравки: седеть с каких лет начали?
– Давно уже. Главное, что лысины нет!
– Первая роль на ТВ?
– Жандарм. Крошечная роль в сериале «Петербургские тайны». 1995 год, съемки в Останкино, в присутствии дворника-понятого достаю из печки орудие убийства – окровавленный топор!
– А в кино?
– «Красные колокола» Сергея Бондарчука, 1982-й, красноармеец в массовке.
Не красноармейцем, но бойцом Советской армии Дорогов послужил
– Правда, что ныне известный актер Дорогов поступил в театральный вуз…
– …С четвертого захода? Да, всё так.
Я родом из Казахстана, город Щучинск. В последних классах занимался в народном театре «Современник» – модное по тем временам название – при ДК горняков в городе Рудном. И после десятого класса поехал поступать в Свердловское театральное училище. Почти поступил, но… проболтался приемной комиссии, что играл в народном театре. И меня отсеяли – сказали, испорчен самодеятельностью. Второй раз поступал после армии. Приехал в Москву 3 июля – шестого уже был конкурс. С которым всё было ясно: прослушивания шли с апреля, на день моего приезда курсы были по сути сформированы. Сунулся во ВГИК, ГИТИС, МХАТ, «Щуку», «Шепку» – всюду «от винта». Хотя в «Щуке» меня хотел взять на свой режиссерский курс Александр Мекке. Но я отказался – сказал: для этой профессии у меня терпения не хватит.
В общем, пролетел всюду.
И решил: чтобы через год поступить, надо остаться в Москве. Устроился каправщиком – это такие строительные машины для забивания свай.
– Что-нибудь знаменитое в Москве строили?
– Бригада строила американское посольство. И кремлевскую стену укрепляла. Но это до меня. Могу похвалиться лишь тем, что строил, например, таксопарк в Химках и неплохо зарабатывал. Заодно Москву изучил. После работы гулял по улицам вокруг объекта, потом шел пешком в сторону общежития в Орехово-Борисово. Как-то прошел от Маяковки до Автозаводской, там увидел объявление: «Набор в народный театр ДК ЗИЛ». Решил поступать. Прошел три тура, как в театральный вуз, и был зачислен. В те годы это был самый сильный из народных театров: Вера Васильева из него вышла, Лановой, Шмыга, Ада Лихитченко, Носик… А я благодаря ДК ЗИЛ с Сашей Жигалкиным, будущим режиссером «6 кадров», познакомился: он там учился в школе-студии. А через Сашу – с Эдиком Радзюкевичем. И еще увидел, как Ленин оживает!
– В смысле?
– В 1982-м в Москве был XIX съезд комсомола. Делегатам полагался торжественный концерт, за его театральный блок отвечал Спесивцев – ставил живую картину «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола». По картине художника Иогансона. Ленин – Кирилл Лавров, массовка – актеры народных театров, в том числе ДК ЗИЛ. Занавес открывается, все стоят, как на картине, она оживает… овация! Мне досталась роль красноармейца. И ради репетиций меня на две недели освободили от работы. С сохранением зарплаты – такие были времена! Пропуск на съезд у меня до сих пор хранится.
– Вернемся к эпопее с поступлением.
– На следующий год недобрал полбалла в "Щепку", на курс Царёва. Решил пойти в «Щуку». На прослушивание опять попал к Мекке. Он меня вспомнил: «Я же тебя год назад звал! Пошел бы ко мне, потом бы перевелся на актерский». – «А я не знал, что так можно». – «Ладно. У тебя критический возраст. Так что не валяй дурака – езжай в Воронеж, там сильные педагоги курс набирают». Подумал, покурил, позвонил бригадиру, купил билет, уехал в Воронеж. Там поступил, заехал в Москву, уволился, поехал учиться. Вот и вся эпопея.
Выпуск Воронежского театрального училища. Актер Дорогов — третий слева в верхнем ряду
После учебы два года отслужил в Воронежском молодежном театре – вместе с Федей Добронравовым. И благодаря его жене попал в Москву, в «Сатирикон».
«В загсе моему паспорту не поверили»
– Об этом попадании, пожалуйста, подробней.
– В Воронеж на большую гастроль приехал Константин Райкин с «Сатириконом». Плюс они по ходу гастролей репетировали «Багдадского вора», постановку Саши Горбаня. А для «Вора» нужны были молодые актеры комического плана. И Федина жена Ира уперлась: покажись Райкину – иначе разведусь! Федя уломал меня пойти за компанию. Мы показались – и оба были приглашены в Москву. Тут же собрались и поехали.
«Сатирикон», на театральной пирушке с главным режиссером театра Константином Райкиным
– Что показывали Райкину?
– Я? Отрывки из своего дипломного спектакля «Лев Гурыч Синичкин». Главную роль там сыграл… пожалуй, одну из лучших в жизни.
– В Москве где поселились?
– Поначалу в театре, в гримерке. Там диванчик был. Потом в гостинице «Звездная» – компанией человек в 15: Саша Горбань, Галя Данилова, Федя с детьми… И театр рядом, и за бытом есть кому следить… Хорошее время было! А потом появилась Таня. Будущая жена.
– Познакомились как?
– Она гримером в «Сатириконе» работала. Классным, кстати – получила премию «Чайка» в номинации «Умелые руки» за грим к спектаклю Роберта Стуруа «Сеньор Тодеро хозяин». Специально для неё на «Чайке» эту номинацию придумали. Ну а я ходил вокруг неё, ходил – и познакомился. Не скажу, чтобы обольщал. У меня с женщинами так: раскрепощен с теми, на кого не заглядываюсь, но если нравится – я так зажимаюсь...
В роли тётушки Аделлы (спектакль «Эстремадурские убийцы», грим и парик — работа супруги Татьяны)
– На день знакомства были неженатым?
– Я вообще до неё женатым не был! Это не значит, что до Тани у меня никого не было. Но до ЗАГСа не доходило. Женщина, которая у нас в ЗАГСе документы принимала, долго листала мой паспорт, потом говорит: «А где печать?» – «Какая?» – «О разводе». – «Да вы что! Я первый раз!»
– Сколько лет уже женаты?
– Когда познакомились, Анюте, моей приемной дочери, было шесть. Сейчас ей 22. Получается, 16 лет как мы с Таней вместе. А расписались в 2002-м году. Посмотрели друг на друга: давай, что ли, распишемся? В общем, оформили уже сложившуюся семью.
Московский загс, регистрация брака.
Свидетели – Ксения Стриж и Вячеслав Бухаров (скрипач группы «Крематорий» и однокурсник Сергея)
«Мне сам Уотсон фото подарил!»
– Вернёмся к театру. Каждый актер мечтает сыграть Гамлета…
– …Или в «Гамлете». Я, кстати, в «Гамлете» играл. В постановке Стуруа – «Сатирикон», 98-й год. Играл вельможу из свиты Клавдия. Вся свита в мундирах, один я во фраке. После репетиции подхожу к Стуруа, спрашиваю: «Роберт Робертович, я по роли кто?» – «Ты, Сергей – министр культуры!» К слову: меня в афишах упорно пишут – «заслуженный артист». С чего взяли? (Хохотнув.) Как на духу: я не заслуженный артист, я – артист незаслуженный.
– Сильные стороны актера Дорогова?
– Не знаю. Со стороны виднее.
– А слабые?
– Ленив. Я, скажем, стихи пишу. Не в смысле: «Ни дня без строчки!», а по желанию или для дела. Вот у нас скоро капустник будет, месяц остался. Понимаю, что пора засесть. Но на сей день – ни строки. Жду, когда совсем припрет. Иногда приходит строчка, записываю на бумажке… этих бумажек у меня! Но попадется на глаза в подходящем настроении – и выходит песня. Как-то написал «Размышления о преходящем и вечном» – типа бардовской.
Наши души гласность правдою врачует
Перестройка! Все меняется, течет!
А Вартаныч шашлыками всё торгует,
А Вартаныч шашлыки всё продает.
Её возьми да спой группа Михаила Круга «Попутчик» – как чистый шансон. А после смерти Круга вышел альбом, где написано «музыка и слова С. Дорогова».
Гитара — инструмент, привычный с детства
– Для театра писали?
– Да. Для спектаклей, капустников. А в голодные 90-е Саша Горбань собрал лучшее из написанного для театральных капустников и сделал спектакль «Сатирикон-шоу». С ним мы всю страну объездили. Из моих вещей в спектакле была «Гастроли, гастроли» – на музыку «Последней осени» Шевчука. Про мой любимый город Питер.
Последнее время ни строчки, ни слова.
Я болен с гастролей, я с музами в ссоре,
Как будто я родом из града Петрова,
Как будто матрос и служу на «Авроре».
Бессонные ночи хмельных марафонов…
Ах, белые ночи! Ах, синие дали!
Гостиничных шлюх номера телефонов
Осенними листьями в номер влетали…
Тогда в Питере в гостиницу поселишься – сразу под дверь такие визитки цветные подсовывают…
Так вот, этот спектакль мы зарегистрировали в РАО. Я как один из авторов получал отчисления размером с актерскую зарплату. И более-менее нормально пережил те годы.
– В рекламе снимались? Если да – что рекламировали?
– Кофе, стиральный порошок. Обувь – ту рекламу Бекмамбетов снимал. Пафосный магазин мебели. И сигареты. Деньги давали по тем временам безумные! А на рекламу сигарет меня снимал сам Альберт Уотсон – один из лучших фотографов мира. Как он работал! Свет по микронам выставлял, потом снимал на полароид, оценивал, менял образ, еще раз на полароид… И только в конце на фотопластину. Помню, развесил снимки со мной, спрашивает: «Какой вам больше нравится?» – «Этот». – «А мне вот этот». Снимает фото, что мне понравилось, и дарит с автографом.
Недавно увидел альбом его работ и с почтением купил.
– Простите за вопрос: у вас прозвище есть?
– Есть – Дорогуша. Еще с Воронежа. Вити Добронравова, Фединого сына работа. Мы с Федей в одном театре служили, после спектакля шли в общежитие, где мы тогда жили. И маленький Витька, завидев меня, кричал: «Дорогуша!» …Смешно так, он тогда букву «р» не выговаривал. Так и приклеилось.
За полтиник уже, а всё «Дорогуша!» (С супругой Татьяной.)
«У нас запрет на пошлость»
– Давайте о «6 кадрах». Как попали в «шестерочку»?
– Позвонил Саша Жигалкин: на Рен-ТВ, говорит, возникла идея скетч-шоу «Дорогая передача», приходи на кастинг. Я приехал, получил текст для пробы. Кастинг был без декораций, без грима – сразу на камеру, с разными партнерами и партнершами. В итоге оказался в «шестерке». А что состав ее именно такой, а не другой – тут заслуга Муругова.
С Радзюкевичем, Даниловой и Добронравовым на съемках «Дорогой передачи»
– Кто есть кто в «6 кадрах»? Чем каждый замечателен?
– Самый егоза у нас – в лучшем смысле слова! – Андрей Кайков. В какой город ни приедем, он знает, на что стоит посмотреть. Тащит нас по музеям и достопримечательностям. Он и эрудит, и образован, и по характеру смешной. Хотя на людях самый из нас суровый… наверное, потому что самый молодой. А еще он хороший отец троих детей: занимается, воспитывает. Он третьим браком женат: в первом детей не было, а в последнем браке – двое…
А вот Ира Медведева поспать очень любит. Лучше часок покемарит, чем пойдет куда-нибудь. Это не от лени: ей, чтобы хорошо выглядеть и быть в форме, нужно как следует отдохнуть. Зато потом она как пулемет! Ира из Бобруйска – там, наверно, темперамент такой. Зато муж у неё – Руслан Алехно – ну крайне спокойный. Очень хорошая пара.
Галюша Данилова в каждом городе ухитряется заскочить в детские магазины. До грима несколько минут, а она все равно: р-раз в магазин! – и что-нибудь дочке купит. Сарафанчик, пальтишко, платьице. Прибегает взлохмаченная, но довольная. И правильно: её Уля часто у нас снимается, считается «седьмым кадром».
– А остальные ваши взрослые?
– Федя Добронравов – хохотун. Где Федька, всегда смешно. И поет он фантастически.
Вокальный дуэт из спектакля «Шоу „6 кадров“» – номер „Непродажный романс“
Еще он рукастый: карниз повесить, плитку положить – это запросто. Мы в команде все рукастые: столько раз кочевать-переезжать – поневоле научишься.
У Эдика Радзюкевича вообще дома станочек: нужна полка – сделает! Но главное, он ходячий кладезь юмора. И редкого таланта импровизатор. Иногда смотрю «Слава богу, ты пришел!» – и вижу, что людей, способных на импровизацию в кадре, не так уж много. Ну снимутся все они в «Слава Богу…» – дальше что? Придут те, кто на импровизации зажимаются, сразу в кокон. И будет или скучно, или пошло.
А вот с Эдиком скучно не будет. Пример: у нас есть спектакль «Шоу “6 кадров”», перед его началом собираемся в кружок за занавесом. И Эдик – это традиция – каждый раз «на дорожку» выдает матерную частушку. Всегда новую, всегда дико смешную!.. Кстати, сын у него – Эдик в миниатюре, такой же юморист. Далеко пойдет, вот увидите.
– Ваше скетч-шоу, пожалуй, самое целомудренное на ТВ…
– На кастинге, о котором я говорил, было несколько пошловатых скетчей. И мы еще «на берегу» – когда нас только представили друг другу – единогласно решили: так не шутить. Не трогать церковь, над национальным не глумиться… Всё, что нельзя показать детям или бабушкам, – за борт. В общем, наши авторы в курсе, чего писать нельзя.
За кулисами концерта в честь пятилетия «6 кадров», с премией «Блестящий кадр»
– Сколько авторов у «6 кадров»?
– Точно не скажу. Знаю, что много: постоянные плюс у каждого по пять пишущих друзей, плюс сайт, куда пишут зрители, а потом их тексты обрабатываются и выдаются в качестве сценариев. Сами мы не пишем – лишь иногда переделываем финалы, если посчитаем пошловатыми.
«К счастью, уже не молод»
– Сейчас много программ со скетчами…
– Ну и что? Всё равно первыми были мы… нет, первым, конечно, был «Городок»! Хотя по стилю «Городок» всё-таки ближе к «Фитилю», а «6 кадров» – это чистое скетч-шоу. Но Стоянов и Олейников всё равно великие, мы их просто обожаем. Стоянов был у нас на 5-летии программы в Театре Эстрады. И мы ему вручили свою премию – «Блестящий кадр». Конечно, с нашей стороны это наглость… но и большая честь для нас.
Театр Эстрады, концерт-шоу «ПятиЛейный ЮбиЛет», финальный выход
– «6 кадров» за границу продают?
– В Беларусь, на Украину. И в Казахстан… нас там дублируют! В получасовом выпуске делают 15 минут на казахском, 15 – на русском. В следующий раз скетчи, которые были на казахском, идут на русском – и наоборот…
Думал, умру со смеху, когда увидел всех нас, говорящих по-казахски.
«Шесть кадров» на банкете после юбилейного концерта. Радзюкевич – за кадром, зато в кадре Жигалкин
– Слава вас нашла не в молодые, а в более чем зрелые годы. Крышу от неё не снесло?
– Нет. Я бы, конечно, не отказался иметь лет в 20 лет популярность, как сейчас. Хотя кусок славы поймал еще в институте, когда Синичкина играл…
Знаете, у «6 кадров» есть антрепризный спектакль «Ворожея» – поставил Эдик, а играют Галя с Ирой, Андрей Кайков и я. Катаем его по стране, городов 80 объездили. Каждый раз, как отыграем, – минут 20 для общения с публикой: автографы, снимки на память. Очень много хороших слов говорят. Был бы молодым, дорожил бы этим не сильно.
К счастью, уже не молод.
Беседовал Дмитрий Сергеев
Фото Юрия Самолыго, а также из из архива Сергея Дорогова (пересняты Юрием Самолыго)
Верхнее (заходное) фото Владимира Мишукова