15 ноября в прокат выходит заключительная часть вампирской саги «Сумерки». За день до премьеры картину показали журналистам в кинотеатре «Октябрь». Сразу предупредим тех, кто надеялся увидеть продолжение любовной истории Беллы и Эдварда: ванильная мелодрама превратилась в бессмысленный фэнтази-боевик, лишенный любовных перипетий.
Кинокритики никогда не воспринимали «Сумерки» всерьез, несмотря на то, что франшиза имеет бешеную популярность среди подростков. Тем не менее свободных мест в зале было немного.
— Неужели вы пришли на «Сумерки»?! Подвиг! — встречали друг друга в зале представители СМИ, а потом начинали обсуждать:
— Два часа соплей… Какой ужас…
— А по трейлеру кажется, что там будет какой-то баттл…
Впрочем, в подобных фильмах всегда есть две красивые вещи — трейлер и титры, сбивающие с толку и заставляющие в первые минуты верить в то, что ты пришел на хорошее кино. Титры в «Сумерках» сделаны очень изящно: красивая музыка, съемки с вертолета, полусказочные пейзажи в красноватой цветовой гамме… Правда, титрами вся прелесть фильма и заканчивается.
Напомним, что четвертая часть обрывается на моменте, где Белла превращается в вампира и открывает кроваво-красные глаза. Поклонникам саги пришлось ждать год, чтобы узнать, как теперь изменится героиня. Но если в книге Стефани Майер физические и моральные ощущения новообращенной вампирши описаны довольно подробно, то создателей фильма это превращение, похоже, мало интересует. В «Сумерках» Белла просыпается, сжимает в объятиях Эдварда и отправляется на охоту. Собственно говоря, этим вся история превращения и ограничивается.
Еще задолго до премьеры ходили разговоры о постельных сценах в «Сумерках»: мол, зрителей ждет вампирский секс, и режиссер стремился снять его по-особенному. Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон экспериментами режиссера остались недовольны и назвали эротические сцены «комизмом» и «ужасом». На деле же все оказалось гораздо скучнее: секса в фильме нет вообще, за исключением одной невнятной размытой сцены, лишенной каких бы то ни было эмоций. Где вся эта вампирская страсть, о которой было столько разговоров — непонятно.
К слову об эмоциях. Кристен Стюарт, даже став вампиром, не сменила своего каменного выражения лица: и сексом она занимается, и охотится, и вступает в битву с одинаковой равнодушной физиономией. Пожалуй, лишь изредка кривит рот, пытаясь изобразить злобу.
Эмоции вообще чужды героям «Сумерек»: даже отец Беллы Чарли (его играет Билли Берк), узнав о том, что окружающие его люди не совсем люди, реагирует на это спокойным замечанием, произнесенным обычным, будничным тоном:
— Я только что видел, как Джейкоб превратился в огромную собаку.
Поражает и девочка (МакКензи Фой) — дочь Беллы и Эдварда: на ее глазах вампиры откусывают друг другу головы, а она спокойно наблюдает за этим, хотя ей по сюжету вроде бы очень страшно.
Может, это, конечно, режиссерская задумка — лишить героев эмоций, но смотреть кино, в котором единственное проявление чувств — визг или перекошенный рот, очень скучно. Более-менее живым среди всех этих мумий выглядит только Тэйлор Лотнер.
И это при том, что эмоциям вроде как есть откуда взяться. Большая часть фильма — это битва. Вольтури, узнав про дочь Беллы и Эдварда, отправляются с войском к Калленам. Вампирские правители не знают, как на самом деле родилась девочка, и считают ее новообращенным вампиром: такие дети опасны, и Вольтури считают, что ребенка надо уничтожить. Каллены призывают на помощь друзей — добрых вампиров со всего мира. И тут сразу возникает вопрос: в предыдущих частях много разговоров было о цвете кожи кровососов и неоднократно подчеркивалось, что все они бледные, как жемчуг. Тем не менее помогать Калленам приезжают темнокожие вампирши-амазонки. Откуда они взялись, не объясняется.
Сцена же самого боя больше напоминает скучную компьютерную игрушку: вампиры периодически дерутся в воздухе, подобно героям «Матрицы», но большую часть времени попросту отгрызают друг другу головы. Головы, кстати, отлетают нелепо и примитивно, как картонные. И все это, напомним, происходит при полном отсутствии эмоций на лицах актеров.
В битве не уцелеет никто: ни главные злодеи, ни добродушные Каллены. Отец вампирского семейства Карлайл Каллен умрет первым, затем отгрызут голову и лидеру Вольтури (в этот момент в зале кинотеатра раздались жидкие аплодисменты). Правда, потом окажется, что занявший большую часть фильма бой был лишь видением, так что всех ждет хеппи-энд, обнимашки в цветочном поле и разговоры про вечность.
Трудно сказать, чем может зацепить пятая часть «Сумерек». Если в первых четырех фильмах можно было пусть и с натяжкой, но наскрести несколько слабовыраженных идей (например, о страхе перед старостью, о вечном одиночестве и желании изменить своей сущности ради любви) или хотя бы просто понаблюдать за развитием сказочной лавстори, то пятая часть напрочь лишена смысла. Наверное, предполагалось, что фильм должен был воспеть материнство и женщину, до последнего защищающую свою семью (став вампиром, Белла получила дар и может быть щитом для близких), но во взгляде Кристен Стюарт нет ни капли материнской любви, а сам фильм — всего лишь набор скучных и примитивных батальных сцен.
Правда, без кассы «Сумерки» не останутся: девочки все равно придут посмотреть на Роберта Паттинсона и Тэйлора Лотнера — девочкам ведь не много надо.
Юлия Шершакова