В Ростовской области, близ станицы Вешенская, режиссер Сергей Урсуляк снимает многосерийный фильм «Тихий Дон». Это будет четвертая по счету экранизация романа-эпопеи Михаила Шолохова. Корреспондент «Вокруг ТВ» по приглашению канала «Россия» побывал на съемочной площадке на берегу великой реки.
Идея вновь создать фильм по знаменитому произведению появилась несколько лет назад, и подготовка продолжалась все это время — была проделана грандиозная работа.
— Конечно, мы могли все снять где-нибудь в Подмосковье, но для нас было принципиально сделать это на Дону, — говорит режиссер Сергей Урсуляк. — Посмотрите вокруг: здесь и правда все совсем другое. Главное, что мы сами себе не врем, когда говорим: вот степь, а вот Дон.
Декорации возводили восемь месяцев. В чистом поле появился хутор Татарский, который киношники прозвали между собой «Пески». Часть зданий построили в соседней, заселенной станице — дома местных жителей пришлось декорировать, чтобы они вписались в общую картину. Впрочем, казаки не возражали: рабочие заодно и крыши подлатали, и щели замазали, и электрические столбы поставили.
На площадке присутствуют консультанты по целому ряду вопросов, тщательно выверяется каждый шаг: как одевались казаки и казачки, как ели, как разговаривали, какие предметы быта использовали. Да что говорить, даже плетеные изгороди делали знатоки, а это, оказывается, не так уж и просто: ветки поддаются подобным манипуляциям только во время сокодвижения — ни раньше, ни позже.
— А по весне у плетней набухли почки, — с улыбкой вспоминают киношники.
Дома Мелиховых и Астаховых выросли на другой стороне Дона — на высоком берегу. На таком холме любил стоять и размышлять Михаил Шолохов, по словам его внука Александра, директора музея. И если в «Песках» здания отделаны лишь снаружи, то хаты и дворы Мелиховых и Астаховых полностью обставлены. Кстати, всю работу чуть не загубил ливень. Пришлось в срочном порядке делать водоотвод, чтобы здания не сползли вниз. После съемок все будет передано Музею Шолохова.
Роли главных героев — Григория и Аксиньи — достались молодым актерам Евгению Ткачуку и Полине Чернышовой. И если первого зрители знают по таким сериалам, как «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и «Бесы», то Полина еще совсем юна.
Конечно, гримерам пришлось поработать, чтобы превратить блондина Женю в Григория — теперь по площадке лихо скачет на коне жгучий брюнет. Кстати, актерам пришлось много чему учиться. Мужчинам — держаться в седле, женщинам — доить корову, правильно держать ухват, готовить. Кто-то даже специально брал уроки игры на гармошке. Все это продолжалось несколько месяцев.
Вот уже пошел пятый час, как мы, журналисты, сидим в чистом поле и наблюдаем за проходом вдоль леса конного полка. Только слышны команды: «Мотор!», «На исходную!», снова «Мотор!» и снова «На исходную!».
— Огромные силы уходят на то, чтобы обуздать лошадей, заставить двигаться быков, уговорить дождь прекратиться, — комментирует режиссер. — Вы видите, мы уже полдня снимаем сцену, которая на экране будет длиться ровно 15 секунд! Проще всего, когда два человека в кадре, но, как только вмешивается природа, все превращается в ад. Это кино — сложнейшая работа.
Но есть в съемках и много приятных моментов. Например, еду в кадр подают каждый день свежую. Пирожки, залепленные особым казачьим способом, моченые арбузы, яблоки и т.д. Сергей Маковецкий, который играет Пантелея Прокофьевича, обожает лакомиться блюдами местной кухни, особенно после съемок, когда появляется возможность снять бутафорские усы и бороду.
Специально для «Тихого Дона» были куплены восемь лошадей редкой донской породы. Животные должны были «пойти на колбасу», но киношники их спасли от печальной участи. Также приобрели бычка по имени Мишка — он стал всеобщим любимцем. На съемочную площадку привезли две огромные фуры с вещами, процентов семьдесят из которых подлинные: их нашли у коллекционеров, местных жителей, в музеях. Часть реквизита взяли на «Мосфильме» и Киностудии им. Горького. Забавно, но сложнее всего было найти кровати того времени — они изнашивались быстрее всего.
Большинство предметов гардероба пришлось шить — для этого были изучены сотни архивных материалов. Например, для формы австрийской армии брали ткани из разных партий, состаривали их с помощью раствора марганцовки — получилось великолепно.
А вот местные казаки из массовки приходят в своих костюмах: за сотню лет одежда ничуть не изменилась.
— Местные очень боятся размывания, чтут традиции, — жалуется художник по костюмам. — В жизни так не было — мы изучали фотографии. Многие ходили в украинских вышиванках, и это нормально — Украина же под боком. Приходится спорить. А еще у фуражек удерживающая петля под подбородком появилась только ближе к войне. Из-за этого мы никак не могли снять одну из сцен с Григорием. Актер должен был лихо вскочить на коня и поскакать во весь опор, а фуражка постоянно слетала. Уже хотели приклеить ее на двусторонний скотч, но обошлось.
У съемочной группы есть милая традиция дарить на день рождения друг другу что-нибудь из местных сувениров. Например, Никите Ефремову (он играет Митьку Коршунова) досталась кружка с изображением казака.
Работы еще непочатый край: впереди осенние натурные съемки, зимние, павильоны. Для послереволюционных сцен художникам придется испортить декорации, а затем вновь их восстанавливать. Отклонений от сюжета романа в фильме не будет, но, конечно, без сокращений никак.
— Мы снимаем историю про людей, которые жили своим миром, могли быть счастливы, а счастье не пришло, — рассказывает Сергей Урсуляк. — Мне кажется, «Тихий Дон» актуален в нашей теперешней готовности найти врагов внутри собственной страны, города, хутора, дома, внутри собственной семьи, в конце концов. События последних месяцев показали это. Фильм о том, как тяжело разрушались людские судьбы, как тяжело жить, когда мы друг другу враги.
Анна Валиева
Фото Алексей Ладыгин и Сергей Невров
Москва — станица Вешенская