12:29, 08.12.2015
Новости

«Тихий Дон»: актеры и роли в экранизациях разных лет

Сравниваем исполнителей главных ролей всех киноверсий легендарного романа.


?>

Первая проба экранизировать роман «Тихий Дон» была сделана в 1931 году, когда Михаил Шолохов написал еще только две книги. Режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию произведения, а сам автор выступал в качестве консультанта. В результате в центре сюжета оказалась запретная страсть Григория и Аксиньи, что по тем временам было недопустимо. Ленту запретили, режиссеров изгнали из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».

И только спустя 20 лет об эпопее вновь вспомнили. Интересно, что за экранизацию легендарного произведения (каждый в свое время) брались три Сергея: Герасимов, Бондарчук и Урсуляк. Разные режиссеры, разные эпохи, но герои одни на все времена. Кому из мастеров удалось собрать на съемочной площадке лучший актерский состав? Кто в роли Аксиньи убедительнее — Быстрицкая или Чернышова? Разбираемся в нашем обзоре.

Григорий Мелехов: Петр Глебов (1958), Руперт Эверетт (1992), Евгений Ткачук (2015)

У Шолохова: «Григорий в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

В кино

Петр Глебов считает день, когда был утвержден на роль Григория Мелехова, днем своего рождения. А ведь когда пошла молва о начале работы над фильмом, он даже и подумать не мог, что режиссер выберет его: «Я уже свыкся с мыслью, что рассчитывать в кино на большую роль с моим лицом нечего. Тем паче что Герасимов едва ли не месяц ни да, ни нет не говорил: убедиться хотел, что я в 40 лет могу 20-летнего сыграть. Зато в первый же день начала съемок сказал моей жене: «Он даже не представляет, что теперь будет с его жизнью!»

Действительно, жизнь актера изменилась, он стал национальным героем, но так и остался актером одной роли. Чего не скажешь про Руперта Эверетта, который приехал на съемочную площадку с личным поваром-французом и переводчицей. Правда, в Вершках — деревне, где снимали фильм, — он был наездами: две-три недели снимался и уезжал домой. Кстати, в это же время он писал роман о гомосексуалистах. И все в нем было хорошо, да только до казака не дотягивал: худой да сутулый.

Григорий Мелехов нашего времени Евгений Ткачук, кажется, олицетворяет образ, описанный Шолоховым, куда больше своих предшественников. Есть в нем и стать, и по возрасту подходит. Но только зрители ставят ему твердую «тройку»: усы наклеены, говор надуманный — как бы ни старался, не верят ему. Получается, лучшим Григорием становится Петр Глебов.

 Слева направо:  Петр Глебов (1958), Евгений Ткачук (2015), Руперт Эверетт (1992)

В российской версии Эверетта озвучивал Максим Суханов, Дельфин Форест — Марина Зудина, а Ф. Мюррей Абрахама — Сергей Гармаш. В фильме есть авторский текст, который читает Никита Михалков.

Аксинья: Элина Быстрицкая (1958), Дельфин Форест (1992), Полина Чернышова (2015)

У Шолохова: «Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка… их так любил целовать он когда-то...»

В кино

Говорят, что из француженки Дельфин Форест такая же Аксинья, как из Киры Найтли Анна Каренина: красота есть, а русской харизмы не хватает. Более того, актриса даже коромысло с полными ведрами не смогла поднять — так в фильме пустые и носила.

Чего не скажешь об Элине Быстрицкой. После выхода картины на экраны донское казачество пожелало присвоить ей фамилию Донская. Это позже. А до начала съемок Быстрицкая сама предложила себя на эту роль Герасимову: не будучи с ним лично знакома, она позвонила ему домой. Режиссер раздумывал, а в итоге на роль актрису утвердил сам Шолохов. Быстрицкая поправилась на 15 кг. Научилась ловко управляться с ухватом, ходить с коромыслом с полными ведрами. Учили ее, кстати,  казачки — так пройтись, чтобы и воды ни капли не расплескать, и Гришке понравиться. В итоге Элина понравилась всей тогда еще большой стране.

А вот Полина Чернышова, которой всего 22 года, пока в минусе. Конечно, она играет лучше Дельфин. Но нет в ней страсти и огня, который и избу распалить может, и сердце казака. Поэтому лучшей Аксиньей признается Быстрицкая. Да и куда уж лучше!

Слева направо: Элина Быстрицкая (1958), Полина Чернышова (2015), Дельфин Форест (1992)

Из воспоминаний Евгения Самойлова: «Я присутствовал при разговоре Сергея Федоровича с его учителем — Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Бондарчук тогда сказал, что хочет снимать «Тихий Дон». И знаете, как ответил Герасимов? «Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь». При жизни Герасимова к «Тихому Дону» Сергей Бондарчук так и не приступил».

Пантелей Мелехов: Даниил Ильченко (1958), Фарид Мюррей Абрахам (1992), Сергей Маковецкий (2015)

У Шолохова: «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену».

В кино

Зрители в своем мнении единодушны: Сергей Маковецкий создал на экране образ того самого Пантелея, как у Шолохова. Говорят, эта роль — удача и актера, и режиссера. Правда, Даниил Ильченко тоже смог передать весь непростой и многоликий характер героя. Кстати, после фильма артиста постоянно приглашали играть простых русских мужиков и старых казаков. А вот Фарид Мюррей Абрахам предпочитает не вспоминать о работе с русским режиссером. Эта роль не была замечена критиками. И действительно, при всем актерском таланте актера его Пантелей — довольно проходной персонаж. А зрители помнят и любят Абрахама за образ Антонио Сальери фильме «Амадей» (1984 года) Милоша Формана, за который Фарид Мюррей получил «Оскар». Сергей Маковецкий такой награды не получал, но он лучший Мелехов-старший на сегодняшний день.

Слева направо: Даниил Ильченко (1958), Сергей Маковецкий (2015), Фарид Мюррей Абрахам (1992)

Читайте также:

Все экранизации «Тихого Дона»

Дарья: Людмила Хитяева (1958), Наталья Андрейченко (1992), Анастасия Веденская (2015)

У Шолохова: «Жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка: гибкая, красивая и доступная. ― Цветёшь? ― спросил Григорий. ― Как придорожная белена! ― прижмурив лучистые глаза, ослепительно улыбнулась Дарья. И тотчас же подошла к зеркалу поправить выбившиеся из-под платка волосы, прихорошиться. Такая уж она была, Дарья».

В кино

Наталья Андрейченко поразила всю команду  работоспособностью. Она так вжилась в роль Дарьи, что постоянно хотела привнести что-то свое. И зря, потому что в итоге получилась не шолоховская Дарья, а Мэри Поппинс на каникулах.

Людмила Хитяева, наоборот, до сих пор считает роль Дарьи своей любимой. Играя ее, городская девушка научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие блюда и, несмотря на то, что с детства боялась воды, прекрасно плавать. Красивая, статная, с гордой посадкой головы и выразительными глазами — именно такой ее и запомнили зрители.

Какой запомнят Анастасию Веденскую — вопрос открытый. Скорее всего, переиграть Хитяеву у нее не получится, но точно получится добавить в образ Дарьи независимость и свободолюбие — те качества, которые у Шолохова прописаны жирными мазками, а Урсуляк вырезал лобзиком.

Слева направо: Людмила Хитяева (1958), Анастасия Веденская (2015), Наталья Андрейченко (1992)

Наталья Коршунова: Зинаида Кириенко (1958), Алена Бондарчук (1992), Дарья Урсуляк (2015)

У Шолохова: «Повредила нужную жилу».

В кино

Невероятно, но факт. Алена Бондарчук играла свою Наталью на английском языке. Ей-то, может, и проще было, но вот зритель сразу почувствовал подвох и на веру ее героиню не принял. А вот для Зинаиды Кириенко эта роль стала визитной карточкой. Долгое время к ней подходили люди и спрашивали про шрам на шее, который якобы у нее остался после съемок. В какой-то момент артистка даже стала носить декольте, чтобы доказать всем: Наталья отдельно, а она — отдельно. Практически то же самое приходится сейчас доказывать и Дарье Урсуляк. Дочь режиссера  звучит как приговор. Именно поэтому молодая актриса выкладывалась на площадке на все 200 %. И у нее это великолепно получилось. Поэтому — за старание и перспективы карьерного роста — отметим Дарью. Она заслужила!

Слева направо: Зинаида Кириенко (1958), Дарья Урсуляк (2015), Алена Бондарчук (1992)

Читайте также:

«Тихий Дон» 2015 года: актеры и роли

Дарья Урсуляк: свободное плавание

Актрисы, которые проснутся знаменитыми в 2015 году


Петр Мелехов: Николай Смирнов (1958), Владимир Гостюхин (1992), Артур Иванов (2015)

У Шолохова: «Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

В кино

Гостюхин у Бондарчука, как и Маковецкий у Урсуляка, сыграл одну из своих лучших ролей. Конечно, от внешнего сходства, который придумал Шолохов, он был далек, но по темпераменту — один в один: дерзкий, верный и взрывоопасный. На том и погорел. Кажется, все три режиссера выбирали актеров на эту роль по огоньку в глазах, который в состоянии покоя напоминает свет маяка, а в порыве гнева — лучше держаться подальше.

Слева направо: Николай Смирнов (1958), Артур Иванов (2015), Владимир Гостюхин (1992)

Читайте также:

Сергей Урсуляк: «Сюжет «Тихого Дона» может повториться»

Степан Астахов: Алексей Благовестов (1958), Борис Щербаков (1992), Александр Горбатов (2015)

У Шолохова: «Что из того, что муж… охаживает собственную жену сапогами?»

В кино

Степан — плохой герой своего же романа. Он сам навлек на себя беду и теми же сапогами, которыми охаживает Аксинью, втаптывает свою судьбу в болото. Такую жизнь не пожелаешь и врагу. Может быть, поэтому, Борис Щербаков не любит вспоминать свою  работу у Бондарчука: не смог он вытянуть характер. Впрочем, актер винит во всем своих зарубежных коллег, которые и книгу в руках не держали, да и на площадке вели себя высокомерно.

Алексею Благовестову в этом плане повезло: его Степан получился очень выразительным. В какой-то момент его и пожалеть хочется, а иногда — нет прощения мужчине, который поднял руку на женщину.

Александр Горбатов, сыграв такого персонажа, получил свой звездный билет. Так, молодой и пока еще известный только в узких кругах актер старается если не стать лучшим, то уж точно запомниться зрителям. Говорят, у него получается. 

Слева направо: Алексей Благовестов (1958), Александр Горбатов (2015), Борис Щербаков (1992)

 

Анна Прищепова



Автор: Анна Прищепова
Фото: Архивы пресс-служб