Самый нежный советский фильм о любви, шедевр режиссера Татьяны Лиозновой с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях обрел чистый звук и яркие краски — его расрасил Первый канал.
«Три тополя на Плющихе» покорил своей искренностью и простотой, полюбился не одному поколению советских, а затем и российских зрителей. Татьяна Лиознова, как представитель направления режиссеров-реалистов 60-х годов, стремилась передать сложную простоту жизни через судьбы двух случайно встретившихся людей, для которых знакомство не проходит бесследно. Эта трогательная мелодрама снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».
Фильм получил премию Международного католического бюро по кинематографии на международном кинофестивале в Мар-дель-Плата в 1968 году и премию за лучшую женскую роль Дорониной на кинофестивале в Минске в 1970 году. По итогам конкурса журнала «Советский экран» Татьяна Доронина стала лучшей актрисой 1968 года (за фильмы «Три тополя» на Плющихе», «Еще раз про любовь»).
Простая, на первый взгляд, история приехавшей в Москву из деревни Нюры (Татьяна Доронина). Женщина хотела просто продать на рынке мясо, но встретила таксиста (Олег Ефремов), а он за время часовой поездки разглядел в ней женщину, которой не хватает любви.
Колоризация позволила вернуть исторически достоверные цвета города и показать современному зрителю его облик. Но самое главное – приглушенные, не кричащие цвета придали картине дополнительную мягкость и нежность, что позволяет, по мнению создателей цветной версии, привлечь внимание молодого зрителя нуждающегося в хороших отечественных фильмах.
При работе над фильмом перед художниками-колоризаторами стояло и немало технических задач. Например, самыми сложными объектами для колоризации стали некоторые архитектурные объекты и предметы, запечатлённые в фильме. Была проведена сложная и кропотливая работа по установке достоверного цвета по каждому зданию, по каждой детали, которые зритель видит в ленте: цвет ограждений у площади Трех вокзалов, цвет афиши фильма «Ленин в октябре», цвета коробки с карандашами, привезенной Нюрой детям из Москвы. С особой бережностью колоризаторы отнеслись к лицам актеров. Очень тяжелой по цвету оказалась сцена сна Нюры в начале картины. Художники переделывали эту сцену три раза.
В фильме героиня Татьяны Дорониной напевает песню Александры Пахмутовой «Нежность» («Опустела без тебя земля…» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова), популярную в те годы. В финале картины эта песня, ставшая его главной музыкальной темой, звучит по радио в исполнении Майи Кристалинской.
Вот как описывает «переименование» сам Александр Борщаговский:
Фильм действительно снимался недалеко от Плющихи, в доме №5 на Ростовской набережной в настоящей квартире, хозяева которой уступили ее съемочной группе, съехав на дачу. Сцены в вагоне – в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге.
Деревенские эпизоды – павильонные – снимались зимой.
Машина «Волга» ГАЗ-21, на которой в фильме ездили по Москве Татьяна Доронина и Олег Ефремов, принадлежала киностудии «Мосфильм». Этот же автомобиль под другими госномерами снимался в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. Сейчас это легендарное авто можно увидеть в музее кинононцерна «Мосфильм».