«Великолепный век» — самый дорогой проект за всю историю турецких сериалов. И он оправдывает этот статус на все 100 %. Бюджет фильма составил 2 млн долларов. Почти полгода профессиональные художники-декораторы подготавливали декорации в съёмочном павильоне площадью около 2 кв. км. Не меньше было потрачено сил для создания шикарных реалистичных костюмов.
Шелка и бархат, драгоценные камни и золото, яркие глубокие цвета, золотые и серебряные нити и украшения… украшения — поражают воображение зрителей во всем мире. Для нас сериальные наряды стали символом эпохи правления Сулеймана Великолепного. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Факт 1. Слишком голые
Во времена Османской Империи в XV-XVI вв. наряды женщины был куда более простым и куда менее сексуальным, чем показывают нам режиссеры и костюмеры картины. О социальном положении женщины, выходящей на улицу, можно было судить только по дороговизне и изысканности материалов ее костюма. Самая большая вольность, которую дамы могли себе позволить, — слегка приподнять вуаль, чтобы поцеловаться, встретившись со знакомой на улице. Это было предписано этикетом.
Очень часто женщина из высшего сословия была так закутана, что родной муж не признавал. А ее рабыня, идущая с ней рядом, наоборот, была практически раздета.
В сериале же предельную откровенность нарядов авторы объясняют желанием привлечь внимание зрителей. Мол, гораздо интереснее смотреть на красивые (пусть и открытые) платья, чем на чаршаф и чадру, из-под которой видны только глаза. Поэтому наряды столь же прекрасны, сколь и развратны.
И, скорее всего, он прав. Ведь кино — это лишь фантазия, которую при помощи режиссеров и постановщиков мы сами и создаем.
Факт 2. Слишком яркие
Получается, в распоряжении османских женщин не было ни пикантных декольте, ни облегающих фасонов, ни мини-юбок. Максимум, чем они могли «освежить» однообразное одеяние, — это расшить лентами рукава или вышить на рубахе живописный узор. И, конечно же, поиграть с цветом.
В особенном почете у мусульман зеленый цвет. Турки-османы даже запрещали христианам, которых они поработили, носить одежду и головные уборы зеленого цвета, потому что этот колор — знак принадлежности к исламу. Неслучайно Хюррем надевает зеленые платья в дни своего величайшего торжества — когда становится любимой наложницей Сулеймана и когда превращается в хозяйку гарема. А еще это цвет благословения Аллаха. Именно в зеленом Хюррем нередко показана беременной, а также во время церемонии наречения именами сыновей.
Факт 3. Слишком кропотливая работа
Для сериала были сотканы специальные ткани с османским орнаментом на бархате, которые комбинировались с обычными материалами, купленными на рынке. Новые костюмы делали для каждой серии, для каждого нового персонажа.
Факт 4. Слишком затратно
За время сериала было сшито приблизительно 1950 костюмов. Художники использовали 15 тысяч метров ткани. На каждый наряд расходуется не меньше 12-13 метров ткани.
Факт 5. Слишком сказочно
Что касается головных уборов, то сериальные героини то и дело стараются украсить себя аксессуаром поизящнее. Но настоящие османы не носили европейские диадемы и точеные украшения на голове. Им больше по вкусу приходились громадные короны с завитками и натуральным жемчугом.
Да и не все женщины в гареме могли позволить себе такую роскошь. Только члены правящей династии и любимые наложницы имели право носить подобное в будни и в праздники. Остальные же довольствовались скромной прической и чистыми волосами.
Зауженная талия, шнуровки, корсет, наконец, отделка из тонкого кружева — все это появится в дамских туалетах не раньше, чем через 300 лет. Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана, — это декольте. Его изобрели еще в XIV веке в Бургундии при дворе Изабеллы Баварской. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах.
Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам.