12-дневный киномарафон завершил свою работу. За это время были показаны фильмы разных жанров – от триллеров до мелодрам, от экранизаций литературных произведений до криминальных комедий.
Жюри под председательством Даррена Аронофски вынесло довольно оригинальный и не бесспорный вердикт.
Приз за лучшую операторскую работу достался экранизации «Грозовой перевал» режиссера Андреи Арнольд – картине невероятно скучной, но и невероятно красивой по визуальному ряду. Лучшим сценарием признаны греческие «Альпы». За лучшие актерские дебюты (приз Марчелло Мастроянни) поощрена японская картина «Химицу». Лучшим актером – и это произвело всеобщий фурор – назван Майкл Фассбендер, сыгравший в фильме «Стыд». Спецприза жюри удостоилась итальянская картина «Материк». Лучшей актрисой названа китаянка Дини Йип, сыгравшая в фильме «Простая жизнь» – об одинокой старости в доме престарелых.
«Серебряный лев» уедет в Китай, награду получил многострадальный фильм, во время пресс-показа которого в зале произошло задымление, – «Люди гор, люди моря».
Мы уже подробно рассказывали и о том, как фильм снимался и как его представлял в Венеции режиссер.
Даррен Аронофски, вручая приз Сокурову, сказал:
Сокуров сам едва сдерживал слезы. Прижимая к груди «Золотого льва», он нежно его поглаживал:
Сокуров поблагодарил и немецких актеров, сыгравших в его фильме две главные роли, а еще сообщил, что считает свой проект международным, поскольку на съемочной площадке у него работали люди из 38 стран.
– У меня был потрясающий оператор Бруно Дельбонель, был великолепный колорист из Австралии. Работая в коммерческом кино, они не всегда имеют возможность реализовываться. Но когда появляется большая и тяжелая художественная задача – они творят чудеса. Я ставил перед ними трудные задачи и одновременно учился у них. Что до немецких актеров, то это самое мое большое потрясение за последние годы. Если у меня будут экономические возможности – обязательно продолжу с ними сотрудничество. Жаль, что о них ничего не знают в Европе, не снимают в мировом кино. В этом виновата Германия, не очень-то обеспокоенная вопросами культуры. Я вам больше скажу: может быть, было бы лучше, если бы «Фауста» снял немецкий режиссер.
Отвечая на вопрос о том, когда «Фауст» выйдет в российский прокат, Сокуров заявил:
Сокуров также много говорил о необходимости поддержки государства (напомним, «Фауст» состоялся во многом благодаря тому, что на проект обратил внимание Владимир Путин, кстати премьер был в числе первых, кто поздравил Сокурова по телефону с победой) и призвал Министерство культуры Италии выбивать бюджеты на гуманитарные акции, фестивали, телевидение и кино. А еще режиссер призвал изменить фестивальную систему:
Триумф российского кино, конечно, приятен. «Фауста» восторженно встретили именно итальянцы: очевидно, взращенные на дантовских кругах ада, они знают толк в теме и ценят ее. Другая часть профессиональной публики восприняла победу Сокурова сдержанно. Однако сам факт, что из года в год российское кино привечается в Венеции, радует.
Радует и дружная реакция публики на актерский успех Майкла Фассбендера. Мы уже писали о фильме «Стыд» Стивена МакКуина, в котором Майкл сыграл роль сексуально одержимого человека. Очень легко было в этом кино удариться в пошлость и похабство, однако актерское мастерство Фассбендера заставило забыть о «скользкой теме», об откровенных эротических сценах и сопереживать глубоко несчастному человеку.
Фассбендер, получая приз, поблагодарил не только режиссера МакКуина, но и Гэри Олдмана – актера фильма «Шпион, выйди вон», которому многие пророчили победу в этой номинации.
А вот спецприз жюри, доставшийся итальянскому фильму «Материк», вызвал у профессиональной публики волну негодования. Ленту освистали.
Картина «Материк» повествует о семье, проживающей у моря и едва сводящей концы с концами. Кормилицей семьи является моторная лодка. Однажды выйдя в плавание, дед и внук подбирают в открытом море незаконных мигрантов – беременную чернокожую женщину и ее сына. Как быть – сдать несчастных полиции? Или оказать помощь? Мучительный выбор сводится к одному: кем ты себя ощущаешь – человеком или скотом. То же в конечном счете адская тема...
Вообще, если суммировать впечатления от увиденных на Венецианском кинофестивале конкурсных фильмов, то бросается в глаза одна тенденция: современные художники всерьез озаботились проблемой человеческого выбора. Взять деньги или не взять? Жениться на любимой девушке или нет? Преодолеть разрушающую душу болезнь или отдаться в ее власть? Предпочесть ли интересы страны дружбе? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые попытались поднять в своих фильмах конкурсанты Венецианского фестиваля. И многим удалось даже найти ответы.
А «Вокруг ТВ» от всей души сожалеет, что жюри не отважилось хоть как-то поощрить фильм «Резня» режиссера Романа Полански. Одиозность режиссера одиозностью, а «Резня» лидировала в рейтинге критиков с самого начала и до конца фестиваля. А еще ужасно жаль, что в копилке жюри не нашлось приза для пронзительного и оригинальнейшего франко-иранского фильма «Цыпленок в черносливе». Остается надеяться на прокатчиков, которые просто обязаны привести это кино в Россию.
Илона Егиазарова, Венеция