14 и 15 мая телеканал Россия покажет четырехсерийный фильм Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание», рассказывающий о последних годах жизни великого самодержца и о его последней любви – к юной княжне Марии Кантемир.
Как известно из истории, Петр Первый не оставил завещания, а умирая, успел лишь произнести: «Оставьте все…». Незадолго до смерти он подписал новый закон о престолонаследии, согласно которому император должен был сам назначать своего преемника, поэтому огромная империя, по сути, осталась безголовой.
Такова официальная позиция историков, но Владимир Бортко уверен: Петр Первый завещание оставил… Мы поговорили с режиссером и представляем вам версию Владимира Бортко – в инфографике, фактах и исторических анекдотах.
Работая над фильмом, гримеры столкнулись с существенной проблемой: все герои – реальные лица, поэтому хотелось сделать актеров похожими на прототипов, но исторические персоны остались запечатлены лишь на парадных портретах, написанных по определенным канонам. Как выглядели эти герои в жизни – понять трудно. Еще одной проблемой стало «состаривание актеров», особенно сложный грим был у Сергея Шакурова. Его герой Федор Ромодановский – самый возрастной во всем фильме, а актер, наоборот, находится в прекрасной форме, вот и приходилось гримерам тратить по несколько часов на то, чтобы прибавить Шакурову лишние годы.
Правда, если с внешностью актеров возникли некоторые проблемы, то вот внутренне они сразу почувствовали эпоху. Вернее, по словам Владимира Бортко, ее и чувствовать не пришлось: люди во все времена одинаковые.
Единственным актером в фильме «Петр Первый. Завещание», утвержденным на роль без кастинга был Александр Балуев, сыгравший Петра Первого.
Съемочной группе фильма удалось получить разрешение на съемки во дворцах Петербурга. Правда, по признанию режиссера, почти все дворцы – это новодел, в которых осталось мало подлинных примет петровского времени. Однако найти такие места Владимиру Бортко все-таки удалось. Не пустили съемочную группу лишь на один исторически-значимый и наиболее сохранившийся объект – во дворец Александра Меншикова. Весь Петербург поддерживал Бортко, открывая для него двери музеев, и только директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в чьем ведомстве находится дом Меншикова, сказал категорически: «Нет, это вам не киностудия».
Потерянный гроб
Для съемок фильма была изготовлена восковая кукла Петра Первого. Именно ее вместо Александра Балуева положили в гроб, снимая сцену похорон (суеверные актеры обычно боятся ложиться в гроб). Во время съемок этого эпизода произошел забавный случай: члены съемочной группы оставили гроб с куклой на проезжей части, а перекрывать улицу не стали, поэтому десятки петербуржцев могли наблюдать императорское тело. Некоторые, не разобравшись в ситуации, решили, что гроб настоящий и, должно быть, выпал из катафалка во время какой-нибудь траурной процессии. Особо впечатлительные стали звонить в местные газеты и даже в милицию.
Семейный тандем
В этом фильме снялись вместе Михаил и Елизавета Боярская, причем играют они отца и дочь.
О чем кино?
Для того чтобы продемонстрировать эту преемственность, Владимир Бортко пошел на смелый эксперимент и в одной из сцен даже перенес действие фильма в современный Петербург: гроб с телом Петра несут по нынешнему Невскому проспекту, причем улица не перекрывалась, поэтому в кадре оказались машины, люди, вывески.
«Петр Первый. Завещание» – это не историческое расследование, и под завещанием в фильме подразумевается не сама бумага. Это – символ всей России, брошенной в бездну реформ и оставленной без правителя, способного продолжить дело Петра. Сценарий картины написан по книге Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Перед тем как написать ее, писатель 12 лет изучал архивы и историческую литературу. Идея же экранизировать произведение пришла в голову самому Владимиру Бортко.
В центре сюжета – история любви императора и княжны Марии Кантемир. По мнению историков, княжна была беременна от Петра, и если бы родила, то могла бы стать его женой и возможной наследницей престола, но у нее случился выкидыш (по одной из версий, спровоцированный Екатериной Первой и ее сподвижниками).
После смерти императора оказалась в опале, поэтому жила скромно, сначала в Петербурге, затем в Москве, владела небольшой усадьбой в Марьино, при дворе не появлялась, замуж так и не вышла. Однако Владимир Бортко, отходя и от официальной истории, предлагает свою версию развития событий: в фильме Мария Кантемир бежит из России, и жизнь ее складывается совсем по-другому.
Негениальное кино
На наш вопрос, почему режиссер, прославившийся восхитительными экранизациями «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, «Идиота» Федора Достоевского и «Тараса Бульбы» Николая Гоголя, решил перейти от классики к историческим сюжетам, Владимир Бортко честно ответил: «Не знаю и даже не хочу думать, что можно на это сказать». Про свою будущую работу он скромно заметил:
– Я не знаю, будет ли мой фильм гениальным, ведь только дурак может сказать про свое произведение, что оно гениальное, но он точно будет полезным. Мы сделали большое дело.
Кто еще играл Петра Первого, Екатерину Первую и Александра Меншикова в российском кино?
Первым актером, сыгравшим Петра в нашем кинематографе, был Петр Воинов в немом фильме «Петр Великий» 1910-го года. А кому еще доверяли играть этого исторического персонажа, а также людей из его ближайшее окружения?
Юлия Шершакова
Инфографика Инны Розовой