00:00, 01.11.2008
Новости

Всегда ваша. Звонарева Маша


?>

 

Чрезмерным зрительским вниманием Мария Звонарева пока не избалована: то ли время еще не пришло, то ли манера поведения актрисы, начисто лишенной амбициозности, не способствует этому. Словом, за автографами, как признается она сама, народ в очереди не стоит. «Это даже хорошо», – убеждает меня Звонарева. Заглянув в ее спокойные, огромные голубые глаза, верю, что нет здесь и доли лукавства.


Просто Мария
В картине «Слушая тишину» режиссера-дебютанта Александра Касаткина, включенной в конкурсный показ XVI Международного фестиваля актеров кино «Созвездие», она сыграла роль женщины, в недалеком прошлом мастере спорта по стрельбе, готовой ради спасения собственного сына на все. Мария Звонарева была настолько убедительна, впрочем, игра практически всех ее партнеров не вызывала нареканий, что в зале то и дело слышались всхлипывания, а носовые платки были самым востребованным предметом.
Мария пришла в кинотеатр «Звезда» в разгар сюжетных перипетий. В тот момент, когда дама справа тихонечко всплакнула, я огляделась вокруг и неожиданно обнаружила рядом с собой исполнительницу главной роли, глаза которой тоже блестели от слез. Уже потом, после фильма, я спросила Звонареву: «Похоже, вы видели картину впервые?» «Да что вы, – ответила она, – смотрела, и не раз, и всегда плачу, ведь речь в ней идет о большой любви. Матери к сыну, ее молодой сестры к смертельно больному племяннику, которому не очень крепкая физически девушка отдает свою почку. Ради любви люди, далекие от проявления нормальных человеческих чувств, таких, как сострадание, желание оказать помощь, совершают не свойственные им поступки. Жаль, что в реальной жизни так бывает не всегда».
В «Звезде» в тот день рейтинг Машиной популярности как раз зашкаливал. «Не часто такое случается, – радостно улыбалась актриса. – В провинциальных городах люди необыкновенно щедры на эмоции и отличаются особой душевностью».
В холле к ней подошла взволнованная женщина. Представившись, рассказала, что у приятельницы такая же беда, как и у Машиной экранной героини: тяжело болен сынишка, и диагноз тот же. Просила помочь с адресом клиники. Звонарева, ничуть не удивившись, присела за столик и стала подробно рассказывать о том, куда следует обратиться в Москве. Потом повернулась ко мне и, словно извиняясь, пояснила: «Это не первый подобный вопрос после фильма. А поскольку меня ассоциируют с героиней, я запаслась необходимыми координатами. Знаете, хочется помочь всем».
Родом из детства
– Врачом стать не мечтали? – спрашиваю ее.
– Да нет, – улыбнулась Мария. И вкратце рассказала о себе. Появилась на свет в маленьком поселке Отрадное Воронежской области. Желание стать актрисой – родом из детства, поэтому решению девушки поступать в Воронежский государственный институт искусств на специальность «Актер театра и кино» никто не удивился. И не препятствовал.
По окончании вуза в 1995 году Звонарева перебралась в Рязань, где была зачислена в труппу Театра на Соборной, а через три года ее пригласили в драмтеатр, где она работает по сей день. Играет в спектаклях «Слуга двух господ» (Беатриче), «Красавец-мужчина» (Сусанна Лундышева), «Золушка» (старшая сестра Анна).
В Рязани Марию Звонареву любят, очень ею гордятся и на полном основании считают местной достопримечательностью. В этом году, в канун женского праздника 8 Марта проводили опрос среди рязанских мужчин, которые определяли «рязаночку года». По итогам выбрали десять имен, в числе которых – актриса Мария Звонарева.

Алло,
мы ищем таланты!
Похоже, что добрая традиция находить таланты в российской глубинке возрождается. Так в разное время пришли в кино Олег Янковский, Георгий Бурков, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Сергей Астахов и многие другие. Нечто подобное случилось пять лет назад и с Марией. Ее крестным отцом можно считать режиссера Александра Прошкина («Холодное лето пятьдесят третьего»), который, приступив к съемкам картины «Трио», обнаружил, что из числа претенденток на роль милиционерши, выдающей себя за путану, он не может выбрать никого.
И тогда на «Мосфильме» объявили акцию по поиску новых лиц. Гонцы отправились по городам и весям. В Рязань приехала Татьяна Пронина, ассистент режиссера по актерам, с целью сфотографировать молодых артистов трех рязанских театров.
По иронии судьбы Маши тогда на службе не было: накануне она сильно простыла. Днем домой прибежал Олег (муж Звонаревой Олег Пичурин тоже актер театра драмы. – Примеч. автора) и буквально насильно вытащил жену из постели. Устав сопротивляться, Маша, как рассказывает она сама, наспех накидала на лицо косметику, причесалась, с горем пополам оделась и отправилась на работу.
– Честно говоря, я не верила в успех этой затеи, у меня была температура, болела голова, совсем не «работал» нос, и мне хотелось скорее от этого отделаться.
Но она была паинькой, послушно улыбалась в пространство, смотрела туда, куда указывала Пронина, а потом откланялась и уехала домой. О портфолио забыла быстро.
– Поэтому, когда позвонили из «Мосфильма» и предложили роль в фильме Прошкина, я даже не сразу сообразила, о чем идет речь, – смеется актриса.
На пути к славе
На съемочной площадке Звонарева встретилась с уже известными тогда артистами Михаилом Пореченковым и Андреем Паниным, о которых вспоминает с благодарностью. По сюжету фильма они играют оперативников, под видом дальнобойщиков задействованных в операции по обезвреживанию преступников. В дороге Михаил Пореченков как раз и прихватит понравившуюся ему путану, в реальности – милиционера (Звонарева).
Оказавшись на съемках в окружении симпатичных, к тому же, очень популярных актеров, в отличие от Марии в совершенстве владеющих нюансами киношной профессии, Звонарева не растерялась, нет. Напротив, некоторое время спустя преподала партнерам своеобразный мастер-класс. Провинциальную актрису не пугали магические слова типа: «Мотор!», она не шарахалась от «хлопушки» и не впадала в ступор от замечаний режиссера. Словом, в кино вошла легкой уверенной поступью.
Александр Прошкин вспоминал позже, что Мария Звонарева привнесла в картину, да и в саму атмосферу съемочной жизни, удивительную простоту и достоверность, недоступную многим столичным звездам. Все, чего ждал режиссер от исполнительницы одной из главных ролей, он получил. Марии удалось создать новый тип провинциалки, лишенной комплексов, полной жизненной энергии и чувств, к тому же, необыкновенно привлекательной и сексуальной.
– Наверное, это произошло оттого, что я играла не милиционера, не проститутку, а обычную женщину со всеми ее проблемами, хлопотами и неуемной жаждой любви. Я живу среди людей, очень похожих на моих героев. Поэтому придумывать ничего и не приходится.
Актрису Звонареву высоко оценили не только зрители, но и коллеги. В 2003 году на фестивале «Золотой Овен» она была удостоена премии в номинации «Лучшая женская роль», а фильм и сейчас называют культовым. Следующей ролью актрисы стала мама главного героя фильма «Игры мотыльков», поставленного Андреем Прошкиным, сыном крестного отца Звонаревой. В этом же году она снялась в главной роли в фильме Георгия Шенгелия «Неуправляемый занос», здесь сыграла следователя. В процессе съемок картины актриса научилась не только водить машину, но и ездить на лошади. На VI Международном телекинофоруме «Вместе», прошедшем в Ялте в 2005 году, она была названа лучшей актрисой.
Потом были ленты «Солдатский декамерон», «Жулики», телевизионный фильм «Охота на Изюбря», «Оружие»… И новые хорошие роли. Героини Звонаревой, как отмечают зрители, не похожи одна на другую, но при этом все одинаково яркие и запоминающиеся.
На кинофестивале «Созвездие-2008» Марии Звонаревой присудили приз общественного жюри «За лучшую женскую роль второго плана». К сожалению, на торжественной церемонии закрытия актрисы, так уж сложились обстоятельства, не было. А ее слова о партнерше, молодой актрисе Алине Сергеевой, слышу как сейчас: «Вы говорите обо мне, а я бы отметила работу этой девочки, дебютантки. Обратите внимание на ее лицо. Это же просто российская Анна Маньяни! Ее ждет большое будущее».

Ольга ЧУДИНА



Автор: Яна Воркункова