11:23, 24.01.2011
Новости

Ястржембский попал в сети вуду

На канале Россия 2 стартовала авторская программа Сергея Ястржембского «Магия приключений».


?>

На канале Россия 2 стартовала новая авторская программа Сергея  Ястржембского  «Магия приключений».

 Известный в прошлом российский политик и дипломат Сергей Ястржембский  оставил в 2008 году госслужбу и создал кинокомпанию «ЯстребФильм». Проекты этой компании –  документальные фильмы о нравах и обычаях исчезающих народов. Фильмы объединены в киноцикл «Вне времени».

Поначалу на «России 2» задумали сделать лишь показ фильмов Ястржембского, но в процессе переговоров руководство канала решило подготовить целую программу. Причем с непременным условием – Сергей Владимирович должен выступать в роли ведущего.

В каждом выпуске «Магии приключений» – интервью Сергея  Ястржембского с известными исследователями и путешественниками. Во второй части программы – показ документального фильма из коллекции Ястржембского.

– Эта программа о людях, которые не могут обходиться без адреналина, – рассказывает автор и ведущий «Магии приключений». – В роли ведущего на телевидении я себя еще не пробовал, но с удовольствием принял вызов канала «Россия». Мы должны сделать около 50 выпусков программы в течение года, и каждый фильм должен быть премьерным. Это непременное условие канала. На сегодняшний день мы полностью отсняли 10 фильмов, а 7 проектов находятся в разных стадиях производства. Программа состоит из двух частей. Первая – студийная, там проходит разговор с интересным собеседником – путешественником, фотографом, кинодокументалистом. В гости к нам будут приходить также политики, бизнесмены, банкиры, актеры, которые не мыслят своей жизни без путешествий. Будет Чубайс, режиссер Райхельгауз, писатель Владимир Григорьев – люди, занимающиеся экстремальным туризмом. Я хочу приятно удивить зрителя открытием персоналий. А во второй части программы – показ фильма.

…Страсть к путешествиям переросла из хобби в профессию у Ястржембского как только он освободился от работы в Кремле и получил возможность планировать свое время.

– Это случилось в 2008 году, и я сразу снял фильм «Последний рыцарь пустыни» об исчезающих кочевниках – берберах. Определенный багаж к этому моменту у меня был – поездки в Африку, сафари… К тому же лет семь назад начал фотографировать, занялся аэрофотосъемкой с маленьких самолетов. Поэтому подумал, почему бы не попробовать снимать этнографические фильмы об исчезающих малых цивилизациях. Эта ниша в документалистике есть, но ей уделяется гораздо меньшее внимание, чем съемкам дикой природы, животных, обитателей морей и океанов, растений… Первым стартом стали съемки в Марокко. Было сложно в психологическом плане. Ведь фотографировать – это одно, а снимать кино – совсем другое, очень помогла команда, особенно оператор Элизбар Караваев (на его счету больше 100 документальных лент).
– Признаюсь, на первом проекте меня колбасило, сильно переживал, не понимал, что из этого получится. К тому же неоправданно дорогой оказался проект – на новичке оттоптались, как говорится. Я ведь не знал реальных цен. Все осознаешь обычно на собственных шишках. Сейчас уже проекты стали дешевле, и стрессов у нас значительно меньше, хотя сложностей хватает.

…В годы работы в администрации президента Ястржембский обычно видел страну из окна машины или отеля. Первым его экстремальным опытом путешествия стала Намибия в 1997 году.

– Многие охотники начинают знакомство с Африкой именно с этой  страны, – говорит Сергей Владимирович. – Намибия, по африканским меркам, очень комфортная, спокойная, достаточно развитая, там практически нет болезней, в частности – оспы, которая часто встречается на африканском континенте. Совершить первое сафари мне помогла служебная поездка. Я, как заместитель главы  администрации президента Бориса Ельцина, поехал в Намибию передать послание первому президенту этой страны. Выполнив поручение Бориса Николаевича, понял, что у меня есть один день свободной жизни, поверьте, это большая роскошь. И мне предложили съездить на сафари. С этого момента моя судьба была решена. Следующее сафари было в Танзании, а третье в ЮАР.

…Ястржембский сам делает аэросъемку, и это является большим подспорьем для фильмов.

– Снимаю с борта параглайдера (открытый маленький самолет на два места). Он поднимается на небольшую высоту, откуда удобно снимать. Но летать на нем не комфортно. Садишься, сзади пилот, а перед тобой – ничего нет… Перед полетом я всегда крещусь. Такой вот адреналин малой авиации, который позволяет осуществлять интересные съемки. Когда работали над проектом «”Калашников” из каменного века» в Эфиопии, снимали бои на палках, находясь на параглайдере. Летательный аппарат чуть не опустился на головы дерущихся. К счастью, пилоту в последний момент удалось уйти в сторону, а то нам бы досталось...

…Один из последних фильмов Ястржембского – о вуду.

– Мы только что закончили съемки в Бинине – это колыбель религии вуду. Потом на невольничьих кораблях вуду перекочевали на Ямайку, Кубу и в другие уголки мира… В Бинине, к слову, 10 января проходит Всемирный фестиваль вуду. А по всему миру  насчитывается 50 миллионов приверженцев этой религии, что впечатляет. Вокруг вуду много слухов и мифов. Один из них – факт существования  зомби,  но, вроде, в Бинине их нет, по крайней мере, мы не видели. Организаторы съемки относились ко  всему происходящему исключительно ответственно, набожно, если можно применить это слово. Следили за тем, чтобы мы не переступали какие-то  невидимые табу. К примеру, во время съемок я постоянно фотографирую, стараюсь приблизиться к объекту как можно ближе. И вот мы снимаем ритуал «возвращенцы» – согласно ему, во время танца посвященных в их тела возвращаются души умерших. Меня забыли предупредить, что нельзя к танцующим подходить ближе, чем на два метра. Ну я переступил эту черту, ко мне бросились с криком: «Отойди дальше побыстрее!» –  «Почему?» – спрашиваю. «У него слишком сильная энергетика, он может в тебя войти, потом будут серьезные проблемы».

Бывает ли Ястржембскому страшно?

– Я часто проявлял скептицизм, наверное, старое маркситско-ленинское образование мешало бояться… А теперь иногда бывает и страшно. Приведу пример. У нас есть серия фильмов «Охота с Сергеем Ястржембским». так вот перед одним сафари нас предупреждали, что надо принести жертву духу охоты, но мы этого, конечно, не сделали. Такого сафари у меня в жизни не было: и бровь себе разбил, и стрелял не так как надо, промахивался, и не тех животных мы находили. Словом, все было наперекосяк. Под вопросом оказалась судьба целого фильма… А на следующий день шкодливый дух, по всей  видимости, опять отыгрался на нас – мы опоздали на самолет, чего со мной никогда в жизни не случалось – на пути к аэропорту у нас трижды взрывалось колесо… С тех пор каких-то суеверий стал опасаться... 

Путешествия подчас бывают связаны с риском для жизни. Случалось ли нечто подобное переживать нашему герою?

– К счастью, таких неприятностей, как у путешественника Леонида Круглова в  Африке, у нас не было. Вожди, посчитав, что он мало заплатил, хотели его убить.

Мы тщательно занимаемся подготовкой к поездкам — от полугода до года, используем разведчиков (как правило, европейцев, живущих в тех местах). Стараемся минимизировать риск, договариваемся о «цене вопроса». Во многом мне помогает опыт работы в администрации президента (языковая подготовка, дипломатические навыки). «Козырять» именем никогда не приходится: моя политическая карьера известна, прежде всего, в нашей стране. В Африке ее не знает никто...

Смотрите программу «Магия приключений» на канале Россия 2 по воскресеньям в 12.15.

Сергей Амроян

Фото Юрия Самолыго 



Автор: Сергей Амроян