Одна из самых ярких участниц шоу «Болеро» прима Мариинского театра рассказала, какой ценой ей давалось виртуозное фуэте, о травмах, борьбе за крышу над головой. А также о том, почему она не вышла замуж за олигарха и живет с родителями.
– Юлия, для вас стало неожиданностью приглашение в «Болеро»?
– Конечно! Предложение Ильи АВЕРБУХА меня просто ошеломило – я давняя поклонница его танцевальных и ледовых шоу и как зритель и как профессионал. И я была счастлива оказаться в компании, в которой абсолютно все, начиная от костюмеров и заканчивая хореографами, искренне отдаются творчеству.
– Ходят слухи, что многие звезды соглашаются на участие в подобных телепроектах, зная заранее, какое место займут в финале…
– О других проектах судить не могу. В «Болеро» ничего подобного не было. Позволю лишь допустить, что, как и в любом соревновании, организаторы могли заранее определить фаворитов, но только исходя из жизненного опыта. Я наблюдала живой процесс, участники которого побывали и на первом и на последнем месте.
– Изменилась ли ваша жизнь после участия в проекте?
– Да, я делю ее на до и после звонка Авербуха. И это несмотря на такой долгий путь в искусстве – 27 театральных сезонов! (улыбается.) Когда наша пара (Юлия Махалина выступала с фигуристом Повиласом ВАНАГАСОМ. – Ред.) получила приз зрительских симпатий, я почувствовала, что у меня выросли крылья. Для меня эта победа – трамплин для будущих свершений.
– Век танцовщицы невероятно короток – в 35 лет балерина уже пенсионерка…
– Именно в этом возрасте я поняла, что больше не буду танцевать «Лебединое озеро». Но на смену ему пришли другие – балеты «Манон», «Блудный сын», «Юноша и смерть», «Весна священная». И я по сей день служу в Мариинском театре.
– Однажды у вас была серьезная травма – перелом ноги. Как вернулись на сцену?
– Было очень трудно, ведь мне пришлось заново учиться танцевать. Пять лет назад Владимир РОМАНОВСКИЙ поставил спектакль «Мата Хари», и эта роль помогла мне вновь обрести уверенность в своих силах.
– Если не ошибаюсь, в детстве у вас были тоже проблемы с ногой?
– Да. Когда мне было четыре года, врачи посоветовали маме следить за тем, чтобы я давала нагрузку на больную ногу. С учета меня сняли только в пятнадцать лет, за год до выпуска из хореографического училища. У врача я наблюдалась до шестнадцати лет.
– Юлия, кто вам привил такую волю к победе?
– Я очень благодарна своим педагогам. С божественно легкой руки Константина Михайловича СЕРГЕЕВА я поступила в Вагановское училище. И благодаря непоколебимой воле Марины Александровны ВАСИЛЬЕВОЙ на выпуске танцевала па-де-де Одилии из «Лебединого озера». Ольга Николаевна МОИСЕЕВА, блестящая балерина, стала моей второй мамой. Она привила мне любовь к поэзии, внимательное отношение к внешнему виду, помогала мудрым советом. Но главное, она зарядила меня такой мощной силой, что мне до сих пор ничего не страшно. И мой любимый педагог Геннадий Наумович СЕЛЮДСКИЙ – до сих пор все мои работы проходят у него огранку.
– Не секрет, что в театре работать тяжело – интриги, сплетни, жесточайшая конкуренция. Вы когда-нибудь были жертвой закулисных войн?
– Самое опасное не сплетни. Страшно потерять веру в себя, сломаться, утратить способность идти дальше. И ни один артист не минует подобных испытаний. Но я искренне вам скажу: жертвой никогда себя не ощущала. Жрицей – да, я служила и продолжаю служить искусству.
– В прошлом году мир балета всколыхнул уход ведущих танцоров Большого театра в Михайловский театр. Вы можете прокомментировать это событие?
– Я скажу одно: это поступок. Наташа ОСИПОВА и Иван ВАСИЛЬЕВ – редкого дара танцоры. Они столько сил положили, чтобы стать звездами в Большом театре, что совершенно очевидно – ушли не в погоне за длинным рублем, как все пытаются доказать. Возможно, причиной стал творческий конфликт или интерес.
– А вас пытались переманить из Мариинки?
– Да, мне предлагали остаться в качестве лидирующей балерины в ведущем театре Германии Дойче Опера Берлин. Но я не смогла бы оставить родной театр! Хотя у меня была возможность официально получить не только рабочую визу, но и гражданство, ведь по бабушкиной линии у меня немецкая кровь.
–Сейчас не жалеете о своем выборе? Ведь вы могли обеспечить себе куда более комфортную жизнь.
– Я не знаю, как относиться к слову «комфорт». Мне гораздо важнее творческий и личностный рост.
– И что же, вы никогда не стремились к простому человеческому счастью?
– Почему? Я дважды была замужем, и, если бы судьба дала возможность стать мамой, никогда не отказалась бы от своего дитя. На все воля божья.
– Среди звезд сейчас модно обзаводиться мужьями-олигархами…
– Оба мои мужа были из мира искусства: первый – танцовщик, второй – дирижер. Хотя за мной ухаживали обеспеченные люди, иностранцы, многие занимали солидные посты. Но я никогда не гналась за кошельком. А потом, кто сказал, что олигарху нужна артистка балета? Зачем ему видеть натруженные ноги, мозоли, усталость? Красота танца, роскошные костюмы, цветы, поклоны – это всего лишь одна сторона медали. Пусть олигархи видят нас, балерин, во всей красе из зрительного зала.
– Тогда позвольте хотя бы нашим читателям заглянуть в ваш мир…
– Не буду скрывать, как сыр в масле не катаюсь. Живу с родителями, они нуждаются в моей помощи. Не хочу жаловаться, но квартира, в которой мы живем, далась мне трудно. Бывший ее хозяин не сказал нам про сгоревшие балки. Мы вложили огромные деньги в ремонт и только на последнем этапе заметили подвох. Пришлось строить заново. А тут я получила травму. Слава богу, нашлись люди, которые помогли мне.
– Наверное, это какая-то потрясающая квартира…
– Нет, не дворец, поверьте (улыбается). Я боролась не за габариты, а за вид из окна (Юлия живет на набережной реки Мойки, рядом с Юсуповским дворцом. – Ред.). В минуты отчаяния меня посещала мысль продать это жилье, но я не сдалась. Я смотрела в окно: река – вечный двигатель и живой разговор, заходящее солнце, падающий снег… Жизнь продолжается!
– Этот Новый год вы встретили дома?
– Да. С возрастом я стала все больше ценить время, проведенное с мамой и папой. Я едва сдерживаю слезы, когда думаю о них: понимаю, что родители не молодеют. У Владимира ПОЗНЕРА есть коронный вопрос: «Что бы вы попросили у Бога?» Так вот я пожелала бы, чтобы наши родители никогда не старели и всегда были рядом с нами. Это самая бескорыстная поддержка и любовь, которую только могут дать люди друг другу.
Беседовала Ирина Завьялова
(по материалам Панорамы ТВ)
Ожерелье из горного хрусталя, которое Юлия надела на нашу фотосессию, ей в Париже подарила графиня Элен СТРОГАНОВА со словами: «Носите его с честью и достоинством, как настоящая русская балерина!» Винтажное украшение, которому более ста лет, стало талисманом Махалиной. «Так случилось, что оно выручало меня во многих случаях, и, кстати, на проекте «Болеро» тоже!»