10 марта в московский прокат выходит трагикомедия Вадима Дубровицкого по пьесе Антона Чехова «Ивановъ». Снятая к 150-летию со дня рождения писателя, она уже была показана в рамках Московского международного фестиваля, но только теперь появилась возможность донести картину до зрителя.
Ставить Чехова трудно, особенно сегодня: нет в его произведениях ни экшена, ни приключений, да и вообще ничего такого, из чего можно было бы сложить зрелищную картинку. Однако режиссеры и сценаристы упрямо обращаются к чеховским сюжетам, считая их современными и актуальными.
«Ивановъ» – первая пьеса Чехова, написанная специально для театра. В центре сюжета – простой человек, которым неожиданно овладевает тоска. Произведение было готово всего за десять дней. Чехов писал комедию, но когда актеры попытались превратить постановку в балаган и кривляние, изменил историю, сделав ее драмой. Ни один из спектаклей автора так и не удовлетворил. В итоге он умолял театральных режиссеров даже не читать «Иванова».
Экранизируя «Иванова», режиссер Вадим Дубровицкий сразу столкнулся с проблемой: кого приглашать на главные роли. К удивлению, легче всего было найти самого Иванова – есть актер, способный сыграть этого героя, и он всего один – Алексей Серебряков.
Актер признался, что играть Иванова было невероятно сложно, и заметил, что мало кто умеет играть не экшен, а именно душу.
Не возникло у режиссера проблем и с выбором актера на роль местного блаженного, который периодически появляется в кадре то с дудочкой, то с подзорной трубой. Его сыграл Валерий Золотухин.
А вот найти актрису на роль молодой Саши, самоотверженно влюбившейся в холодного, разочарованного Иванова, было сложно. Это обязательно должна была быть совсем юная актриса, а молодое поколение, по мнению режиссера, не знает, что такое чувства. Большинство отсмотренных актрис не понимали, что играют. В итоге роль досталась актрисе Театра Моссовета Галине Боб, у которой до этого заметных киноработ не было.
Роль чахоточной еврейки Сары, отказавшейся ради любви от своей веры и получившей за это родительское проклятие, исполнила Анна Дубровская, а безответно влюбленного в нее врача, мучающегося от того, что Иванов холоден к Саре и причиняет ей этим боль, сыграл Иван Волков.
А вот во второстепенных ролях Вадим Дубровицкий предпочел снять хорошо известных актеров: Эдуарда Марцевича, Владимира Ильина,Богдана Ступку, Екатерину Васильеву, Ольгу Волкову, Евгению Добровольскую…
Впрочем, имеющий уши да услышит: Дубровицкий уверен, что в его картине много страсти, он сделал своих героев людьми исключительными, живущими шекспировскими страстями.
«Иванов» – красивый фильм с хорошей операторской работой. Одним из самых ярких эпизодов фильма стала придуманная режиссером сцена последнего объяснения Сары и Иванова. Еврейка не просто выговаривает мужу все то, о чем молчала долгие годы, а делает это, обрившись наголо, в темной комнате, в окружении свечей, выложенных в форме звезды Давида. Режиссер сознательно делает акцент на еврейской теме и заостряет внимание зрителя на том, что из-за любви женщина способна поменять веру. Для Дубровицкого этот поступок – великая жертва, и он специально показывает Сару хотя бы косвенно возвращающейся к иудаизму.
Еще одной режиссерской находкой стало появление в кадре воздушного шара. Он пролетает над поместьем Иванова, и все герои замирают в этот момент, поднимая глаза к небу. Эти несколько минут – единственные в фильме, когда никто ни о чем не думает и ничем мысленно не мучается. Дубровицкий вставил эту сцену в фильм чисто интуитивно, а уже после того, как картина была снята, обнаружил ее в другом произведении Чехова и был поражен этой связью.
В целом же сюжет «Иванова» остался чеховским, хоть в титрах фильма и значится, что это не экранизация, а всего лишь кино по мотивам. Дубровицкий даже сохранил финальную немую сцену, представив ее скорее по-театральному, чем по-киношному.
А вот с тем, что это трагикомедия, согласиться трудно. И хоть сам Чехов настаивал на том, что его пьеса – комедия, в которой много смешного, улыбаться, просматривая фильм, совсем не хочется. Да и когда, если оба главных героя умирают, другая героиня становится вдовой на собственной свадьбе, а еще один персонаж на протяжении трех часов мучается на экране от немой безответной любви?
Впрочем, Алексей Серебряков считает, что все-таки снимался в трагикомедии:
По словам актера, «Иванов» – это комедия еще и потому, что, по законам театра, в комедии драматург любит всех своих персонажей, и именно так происходит в пьесе Чехова.
– Чехов потому и не хотел, чтобы ставили эту пьесу: большинству режиссеров Иванов казался отрицательным, а он ведь на самом деле человек положительный, дворянин, человек чести и слова.
Но даже после этого объяснения не все зрители, посмотревшие фильм на пресс-показе, поняли, за что главного героя любят сразу две женщины.
– Мы думали, что снимаем историю мужскую и русскую, – добавил режиссер. – Но как-то услышал мнение одной польки: «Этот фильм про меня!».
Во всероссийский прокат «Иванов» не выйдет. Регионы не заинтересовались фильмом, да и в Москве он будет показан в ограниченном числе кинотеатров. Впрочем, есть вероятность увидеть его в «Закрытом показе» Александра Гордона.
Юлия Шершакова