Конец ноября и начало декабря — горячая пора для телевизионщиков: в это время проходят съемки новогодних вечеров. Одним из первых свою праздничную программу отсняла «Культура». Своим телезрителям канал предложит встретить Новый год в компании с Владимиром Спиваковым: это шоу с участием звезд балета, оперы, известных актеров и культурных деятелей и даже рок-музыкантов. «Вокруг ТВ» побывал на съемках и узнал, чего ждать от самой культурной новогодней ночи.
…Съемки проходят в Международном доме музыки, в Светлановском зале — том самом, где установлен гигантский орган. Мы приезжаем ранним утром, но работа уже идет полным ходом: за сценой в груде музыкальных инструментов отдыхают участники симфонического оркестра, на сцене — оркестр Олега Меньшикова — аккомпанирует чечетке Егора Дружинина.
Внимательно изучаем сцену: украшена не так, как это принято на новогодних передачах крупных каналов. Все лаконично, строго, без пышных елочек, блесток и сугробов искусственного снега, и даже зрители сидят просто в партере, а не за столиками, заставленными бокалами с «Буратино».
Егор Дружинин записывает свой номер с первого дубля. Второй режиссер просит еще один дубль: если к танцору у него претензий нет, то унылые лица оркестрантов вызывают недоумение.
— Ну наконец-то! То что надо! Проснулись! — радуется режиссер после второго дубля.
— Пора бы уже проснуться, время близится к полудню, — отвечает Дружинин.
Ведущий вечера Святослав Бэлза после номера расспрашивает Олега Меньшикова, который признается: его оркестр уникален тем, что играет не по нотам.
— Нет-нет, они ноты, конечно, знают, но мы не заглядываем в них специально.
Актеру предлагают произнести тост и выпить коньяк:
— Ну и нравы у вас тут на «Культуре», — удивляется он. — На всех каналах наливают шампанское, а у вас коньяк…
Правда, напиток оказывается бутафорским.
— У-у-у-у, — разочаровывается актер, — все-таки обманули.
Впрочем, это единственная бутафория на площадке. Все остальное — настоящее, и в первую очередь — звук. На новогоднем вечере «Культуры» нет места фонограмме, и абсолютно весь звук пишется живым, поэтому на саундчеки времени уходит больше, чем на саму съемку. Особенно много хлопот доставляет Земфира.
Многие зрители в зале, к слову, не скрывают того, что пришли на съемки исключительно ради певицы. В последнее время она редко появляется на телеэкране, и съемка для канала «Культура» вызвала интерес у поклонников. О том, какую песню будет исполнять певица, становится известно еще до ее выхода на сцену: оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит Владимир Спиваков, под аплодисменты зала начинают репетировать вступление к композиции «Мы разбиваемся».
Наконец, появляется и сама певица в блестящем коротком вечернем платье в сопровождении Ренаты Литвиновой. Актриса выступает в роли режиссера номера: видимо, Земфира доверяет только ее профессионализму.
— У меня есть возможность два раза отрепетировать? – сразу начинает певица с вопроса.
— Конечно! И три, и четыре, и даже двадцать четыре!
К настройке звука Земфира относится со всей серьезностью: сначала замечает, что не хватает скрипок в мониторы, потом просит поменять микрофонную стойку. Долго объясняется с оркестром, пытаясь донести до них эмоциональную атмосферу песни.
Первое исполнение песни оказывается неудачным:
— Нет-нет, вы очень быстро играете, — обращается Земфира к оркестру, а затем начинает советоваться с Литвиновой по поводу жестов и движений.
Наконец, начинается съемка. Одним из дублей недоволен Спиваков: оркестр не услышал Земфиру и ушел вперед. Остальные же дубли получаются удачными.
Спиваков высказывает свое восхищение певице, но после записи номера просит перерыв для небольшого отдыха.
Пока оркестр отдыхает, Святослав Бэлза и его соведущая Сати Спивакова записывают подводки к номерам. На «Культуре» их тоже пишут не так, как на остальных каналах, — без телесуфлера, ведущим приходится заучивать текст наизусть.
— У нас в одной подводке звучит название «Танцы со звездами». Это точно надо говорить? — сомневается Спивакова.
— С чего вдруг такой праздник? — удивляется режиссер. — Смотрите, Сати, станете лицом этой программы.
— Да не дай Бог!
— Вас там давно ждут….
Подводку с непонятными танцами в итоге меняют на «Большой балет».
— Запись наших подводок напоминает программу «6 кадров», — продолжает комментировать Спивакова.
— Неужели вы смотрите? — удивляется кто-то из членов съемочной группы.
— Смотрю. Пошло, но смешно, — признается ведущая.
Съемки новогоднего вечера продолжались три дня. Интересно, что зрителей ждут не только классические номера из оперы и балета, но и много неожиданных выступлений. Так, например, Леонид Рошаль возьмет в руки музыкальные инструменты, да не простые, а детские. Запоют и многие актеры кино, ну а Денис Мацуев продемонстрирует, как шутят пианисты.
Шершакова Юлия
Фото: Вадим Шульц