В субботнем эфире Первого канала в 23.50 — настоящее событие: фильм Ларса фон Триера «Меланхолия».
Это довольно необычно: фильм получил приз Каннского фестиваля — и вот уже спустя год его показывает наш телеканал.
«Меланхолия» является настоящей сенсацией. И для этого есть много причин. Первая — это картина об апокалипсисе. Режиссер Ларс фон Триер признается, что снимал фильм, когда находился в жесточайшей депрессии. Он залпом читал Достоевского и проникался мыслями о бессмысленности существования и смерти. Это и отразилось в фильме в полной мере. По сюжету герои оповещены, что на Землю надвигается громадный астероид. И хотя по радио и телевидению сообщается, что угрозы нет и небесное тело пройдет мимо, не задев нашу планету, в атмосфере витают тревога и напряжение.
В этой обстановке, словно назло силам природы, молодая пара празднует свадьбу. Однако ожидание конца света превращает свадьбу в фарс, где все говорят то, о чем давно думали, но боялись признаться…
В финале две женщины и ребенок сооружают хрупкий шалашик, сидя в котором ожидают приближения астероида. А он, странный и прекрасный, надвигается с неумолимой скоростью…
Возвращаясь к разговору о сенсационности «Меланхолии», добавим, что прогремела она на Каннском фестиваля еще во многом и благодаря скандальной пресс-конференции, которую дал Ларс фон Триер. «Вокруг ТВ» присутствовал на ней и подробно об этом писал. Фон Триер долго и пространно рассуждал на встрече с журналистами о холокосте, евреях, фашистах. А потом выдал вдруг странноватую фразу: «Мне по-человечески понятны поступки Гитлера. Да, я нацист...»
На самой пресс-конференции все только посмеялись этой неудачной шутке, и только. Однако уже на следующий день оргкомитет Каннского фестиваля объявил Ларса фон Триера персоной нон грата. Ларс извинился, до конца фестиваля он жил в соседнем городке на вилле, ожидая, что его помилуют. Тщетно. На закрытие фестиваля режиссера не позвали, хотя его картина и получила приз за лучшую женскую роль (Кирстен Данст).
В кулуарах тогда поговаривали, что на Каннский фестиваль надавила еврейская кинообщественность Голливуда, которая тщательно следит и наказывает знаменитостей за антисемитские высказывания (судьба одного Мела Гибсона чего стоит)…
Любопытно, что в свой фильм Ларс фон Триер сначала хотел пригласить Пенелопу Крус. Но та предпочла коммерчески выгодных «Пиратов Карибского моря» артхаусной «Меланхолии». А потом актриса и вовсе забеременела. Поэтому Ларс предложил роль Кирстен Данст. Та справилась блестяще. В фильме много трэшевых сцен, например, когда в убранстве невесты Кирстен расхаживает по зеленому лугу, а потом вдруг писает и занимается любовью…
Фон Триер, смеясь, говорил, что не знал, как еще помучать актрису, поэтому нашел ей роль в следующем своем проекте — порнографическом.
Вторую женскую роль сыграла великолепная Шарлотта Генсбур, которая уже снималась у Фон Триера в «Антихристе». Шарлотта, кажется, готова разделить любое безумие режиссера. Кстати, показательно, как вели себя две актрисы фильма во время каннского скандала. Кирстен Данст, имеющая контракты в Голливуде, машинально отсаживалась от Ларса подальше и всем своим видом как бы говорила, что она не разделяет его крамольные речи. Генсбур хихикала, а потом открыто заявила:
— Как можно всерьез относиться к тому, что говорит Триер?! Он же ребенок!
Как бы то ни было, но ближайшее время покажет, прощен ли великий режиссер — не за горами его новая картина, обсуждение, а затем прокат.
Ну а пока советвуем вам впасть в «Меланхолию».
Илона Егиазарова