Рецензия на фильм «Основано на реальных событиях»: вязкий психологический триллер от Романа Полански
Главные роли сыграли жена режиссера Эммануэль Сенье и Ева Грин.
Фильмов Полански ждешь всегда: то ли аура его личности так действует (напомню, с именем режиссера связан ряд страшных историй – убийство его беременной жены членами секты Чарльза Мэнсона; обвинения самого Полански в изнасиловании несовершеннолетних), то ли его творчество, напичканное мистикой и дьявольщиной. Так вот, если вы и в этот раз, впечатленные афишным обещанием «психологического триллера», настраиваетесь на что-то действительно жуткое, то сбавьте градус ожидания. Фильм «Основано на реальных событиях», конечно, держит в напряжении, но при этом не лишен специфического юмора.
В центре сюжета – писательница Дельфин. Издав документальную повесть о собственной матери, покончившей жизнь самоубийством, она переживает депрессию. Нет, книга расходится хорошими тиражами, писательницу повсюду с восхищением встречают поклонники, но женщина чувствует себя выпотрошенной. Для плохого настроения есть и масса других причин. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, не особенно балуя вниманием мать; муж – телезвезда, постоянно находящаяся в командировках, – практически не бывает дома; ну и возраст, который уже не скрыть под молодежной одеждой… На одной из автограф-сессий Дельфин знакомится с брюнеткой с алыми ногтями, которая представляется как Л. – сокращенно от Элизабет («игра слов, во французском языке «эль» — это еще и «она»). Эль – фанатка Дельфин, и той, конечно, это очень льстит. А еще она интересный собеседник, разбирает творчество и личность писательницы по кирпичикам, побуждает ее на новые идеи и мысли. Ведь она тоже не чужда литературе – пописывает биографии за разных знаменитостей. Кстати, однажды Эль придет на встречу с Дельфин с «плохой новостью»: ей предложили написать мемуары за Жерара Депардье…
Ева Грин в фильме «Основано на реальных событиях»
Фанатка не выходит из головы литераторши, тем более что она появляется везде, где та бывает. Да и звонит под разными предлогами. В общем, однажды она ворвется в дом писательницы, залезет в ее компьютер, потом начнет командовать, приказывать, руководить и манипулировать… Зритель все время будет ломать голову: что ей надо? Муж Дельфин, ее деньги, ее рукописи? Иногда Эль будет страстно заглядывать в глаза зрелой подруги, обнимать ее, целовать — и ты начнешь уже настраваться на лесбийскую драму, как вдруг новый сюжетный поворотец — растерянная от наплыва противоречивых чувств Дельфин начнет получать угрожающие письма...
Понятное дело, такая история ничем хорошим закончиться не может. Но зато в результате появится новый бестселлер – основанный на реальных событиях. И на очередной автограф-сессии книжки будет подписывать роковая брюнетка с алыми ногтями…
Эмманюэль Сенье в фильме «Основано на реальных событиях»
Фильмы о непростой жизни писателей, об их сомнениях, скелетах в шкафу, о том, из какого сора они рождают свои произведения, выходят на экраны с завидной регулярностью. Достаточно вспомнить «Бассейн» Озона, «Мизери», недавних «Еву» и «Пылающего». Да что там какие-то придумки! Все мы знаем, из чего появилась поэма Владимира Маяковского «Про это» – из манипуляций Лили Брик, которая на несколько месяцев отлучила от себя гения, чтобы он, мучаясь и страдая, написал что-нибудь стоящее.
Тайны творчества, механизм вызревания сюжета – манкая тема, которую действительно можно остросюжетно подать. Получилось ли у Романа Полански? Картина вышла вязкая, но некоторые сценарные нестыковки просто выводят из себя. Ну, скажем, Эль влетает в квартиру Дельфин и с порога к компьютеру: «Какой у тебя пароль?» — и та на голубом глазу сдает малознакомому человеку свои «пароли и явки». Помню, зал кинокритиков, смотрящих фильм во внеконкурсном показе Каннского фестиваля, на этом эпизоде рухнул от смеха. Правдоподобно выглядит столь наивный характер в сегодняшние времена? Доверите вы незнакомцу ключи от квартиры, свои записи, блокноты, контакты, наброски идей?
Эммануэль Сенье и Венсан Перес сыграли супругов в фильме «Основано на реальных событиях»
Возможно, все дело в источнике вдохновения Романа Полански. Им стала книга – одноименный роман Дельфины де Виган (его адаптировал в сценарий Оливье Ассайас). Обратить на него внимание режиссеру посоветовала жена Эммануэль Сенье. Актриса действовала, конечно, небескорыстно: доставшаяся ей в итоге роль писательницы Дельфин украсила ее фильмографию. Сенье тут разная – красивая и не очень, веселая и измученная, беззащитная и коварная. Ева Грин, играющая фанатку, на нее в картине поразительно похожа. Это, кстати, породило в среде кинокритиков недоумение: а может, Эль – это альтер эго Дельфин, и все происходящее в фильме – плод воображения писательницы? Все может быть. Зато у Венсана Переса роль в триллере вполне земная и конкретная: эгоистичный муж, живущий собственными интересами и карьерой, нарцисс и пустышка.
Получается, что Роман Полански, следуя новомодным трендам, снял кино о мире самодостаточных женщин, которые не нуждаются по большому счету в мужчинах. Представляя картину на звездной дорожке Каннского фестиваля, Ева Грин и Эммануэль Сенье даже страстно поцеловались в губы. Но, боюсь, даже намек на однополые отношения не сделает этому фильму хорошей кассы.
Трейлер фильма «Основано на реальных событиях»
Читайте также:
«Человек на Луне», «Ничего хорошего в отеле «Эль рояль», «Без меня» и другие киноновинки недели
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Основано на реальных событиях
«Основано на реальных событиях» — психологический триллер, экранизация популярного романа...
Читать