Читайте нас в Telegram
18:35, 31.10.2018

Рецензия на фильм «Проигранное место»: очень авторское кино Надежды Михалковой, высмеивающее все подряд

Обозреватель «Вокруг кино» советует дважды задуматься о том, стоит ли тратить деньги на новый отечественный хоррор, который на деле оказывается не хоррором и буквально с первого кадра вводит зрителя в ступор.

О режиссерском дебюте Надежды Михалковой стало известно несколько месяцев назад. Тогда создатели хоррора «Проигранное место» просто опубликовали первый трейлер ленты, тем самым мгновенно подогрев интерес зрителей к грядущему проекту. Интриговало при этом не только имя новоиспеченного режиссера и выбранный жанр, но и состав съемочной группы. Так, в весьма необычном образе на экране появилась старшая сестра Надежды Михалковой Анна, а также многообещающие молодые актеры: Ирина Мартыненко, Никита Еленев, Анастасия Акатова

НОВОСТЬ
Артист откровенно поведал о сложностях в личной жизни.

В итоге получилось максимально авторское кино, которое с огромным трудом поддается хоть какому-то анализу. В нем есть определенные жанровые элементы, но вопреки логике они не делают картину единым целым, а наоборот, превращают двухчасовую ленту в абсолютно разрозненное, разорванное на множество микросцен кинополотно. Большой мыльный пузырь. Обманку для зрителя. Причем обманку такую, которой нельзя даже в полной мере насладиться, потому что она постоянно держит в напряжении и выкидывает что-то новое.

Кадр из фильма «Проигранное место»

Если возвращаться к каким-то традиционным жанровым параметрам, то здесь есть, например, определенные типажи: девочка, которая не расстается с телефоном ни при каких обстоятельствах, без памяти влюбленный, но отвергнутый изгой, душа компании, доморощенный мачо и так далее. Главная героиня – простая девочка, грезящая о текстильном университете, в меру добрая, в меру адекватная (хотя она принципиально избегает дверей и все время пользуется окнами. Окей, гугл, что это за болезнь?).

Все герои еще учатся в школе, но предпочитают проводить время не за учебниками, а за тусовками, курением и выпивкой. В какой-то момент подростки, развлекающиеся игрой в бутылочку и рассказыванием страшилок, начинают понимать, что старая легенда о проклятом кресле в местном кинотеатре, которое якобы убивает того, кто на него сядет, вполне реальна: за несколько дней погибает несколько человек, а в школу приезжают следователи. Впрочем, вместо проявления сочувствия и такта, герои по классике начинают творить полноценные треш и угар.

Кадр из фильма «Проигранное место»

В принципе, тон всей картине задает первая же сцена: буквально через две минуты после того, как с экрана пропадает надпись о том, что «Проигранное место» снято при поддержке Минкульта, рандомные Ромео и Джульетта прямо в машине на полном ходу начинают предаваться утехам, после чего юноша лишается руки. Предшествует же этому инциденту этому диалог о том, что не стоит тревожить духов, рефреном прокатывающийся по всему «Проигранному месту».

Несмотря на странную затравку, эта сходу заявленная степень иронии (местами натужной, местами, стоит признать, довольно остроумной) сохраняется на протяжении всего хронометража. В сценарии, написанном братьями Пресняковыми, чередуются абсолютно неестественные и намеренно достигающие невероятного градуса тупизны и абсурдности реплики несовершеннолетних героев и эпизоды со взрослыми, отличающиеся повышенным градусом сарказма.

Кадр из фильма «Проигранное место»

Но сбой в картине происходит даже не в первых сценах, а только тогда, когда стирается разница между серьезными и зачастую табуированными темами и желанием создателей высмеять все и сразу. Они прекрасно понимают, что делают, какие рычаги расставляют, но финальный результат из-за такой тактики оказывается максимально неудобоваримым, несмотря на то, что саму авторскую концепцию (или то, что от нее осталось) уловить можно.

Мир, созданный в «Проигранном месте» невозможно воспринимать адекватно: тут не действуют никакие правила, герои делают что-либо без каких-либо причин (единственная мотивация – «просто так вышло»), сны и флэшбеки переходят в реальность и обратно, а основная мысль «подростки они такие – бесчувственные и бессердечные, им все сходит с рук, а потому лучше не соваться» раз за разом повторяется на все лады. Кроме того, авторы «Проигранного места» населили эту вселенную абсолютно гнилыми персонажами: школьникам лишь бы покурить, заняться сексом или нарушить правила, учителям – сбежать с собственных уроков и спихнуть возложенную на них ответственность на кого-то другого, а полиции – не вмешиваться в происходящее до последнего.

Кадр из фильма «Проигранное место»

Разумеется, дело в намеренной гипертрофии, но в «Проигранном месте» этот прием выглядит так же бессмысленно, как и все происходящее вокруг. Сценаристы вложили в уста героев и высказывания на острые темы: создатели хоррора проходятся по критикам – неважно, диванным или профессиональным, вроде тех, кто пишет рецензии на фильмы (причем последним, по довольно очевидным причинам, достается сильнее всех).

Разумеется, дело в намеренной гипертрофии, но в «Проигранном месте» этот прием выглядит так же бессмысленно, как и все происходящее вокруг.

Парадоксально при этом то, что при всей неадекватности происходящего (слов, чтобы описать то, что происходит на экране, порой не находится, и это далеко не комплимент), Михалковой удается на протяжении двух часов выдержать эту концепцию гипериронии. Или постиронии, называйте как хотите. Она действительно везде – в названиях вымышленных фильмов, фразах вроде «у тебя есть будущее, ты же поступишь в текстильный университет» и постоянно пафосного звучащего из мужских уст «а мне больно, когда ты меня не слушаешь», в повсюду понатыканных репликах и шутках про смерть, часть из которых на редкость удачна, а часть бьет в цель просто по принципу «это так плохо, что даже хорошо».

Кадр из фильма «Проигранное место»

В фильме, благодаря работе оператора (Михаил Хасая, работавший над «Холодным фронтом» и «Притяжением», а сейчас снимающий комедию для экс-супруга Михалковой Резо Гигинеишвили), великолепный и очень стильный визуал, который расслабляет и мгновенно настраивает зрителя на медитативную волну. Кроме того, кино может похвастаться и удачными музыкальными перебивками – рефреном идет сверхпопулярная Монеточка**, но и есть и оригинальные мелодии, которые завораживающе хороши. Но все эти плюсы растворяется в пустом, разреженном пространстве, в котором бултыхаются важные, но совершенно не раскрытые микротемы, и которое искусственно создано практически между всеми эпизодами: если в фильме вырезать все паузы между репликами героев, от первоначального хронометража останется ровно его половина.

«Проигранное место» ни разу не хоррор: при наличии какой-никакой мистики, здесь не найдется ни единого скримера или хотя бы потуги нагнать саспенс. Если отбросить все попытки высмеивания всего и вся и сопутствующую нелепость, то кино в основе своей –  чистая драма (о чем, в принципе, Надежда Михалкова упоминала в одном из интервью) в очень авторской обертке, которая придает происходящему абсурдности и попросту вводит в ступор.

Кадр из фильма «Проигранное место»

Ситуация выравнивается, когда в кадре появляется старшая Михалкова: ей хватает профессионализма, чтобы до краев наполнить свою героиню (по устоявшейся в «Проигранном месте» традиции, в ход идет максимально странное сочетание характеристик и Анна играет следователя-альбиноса) этим глобальным сарказмом и пышущими гормонами и в буквальном смысле вывезти на себе каждую сцену со своим участием. Частично все дело в том, что ее героиня не до конца принадлежит этому миру отвязных подростков, унижающих друг друга при первой возможности (намек, в принципе, понятен) и Михалкова может позволить себе играть не так натужно, как требуется от молодых актеров. Кстати, эта же степень некоей естественности свойственна и герою Алексея Дякина, ее напарнику. И оттого появление этого дуэта на экране выглядит как настоящий глоток свежего воздуха.

Кадр из фильма «Проигранное место»

В остальном же все скатывается к банальным истинам, хотя, конечно, послевкусие после просмотра нельзя назвать иначе, чем грандиозным. И несмотря на то, что окрашено оно не в самые позитивные тона, признать можно одно: смелости обеим Михалковым все-таки не занимать и удивить публику они действительно сумели. Другое дело в том, что удивляться такому совершенно не хочется, а потому вопрос о том, стоит ли покупать билет на «Проигранное место» оказывается не только символичным, но и требующим максимально критичного ответа.

Трейлер фильма «Проигранное место»

Читайте также:

Экс-муж Надежды Михалковой Резо Гигинеишвили пришел на премьеру ее дебютного фильма «Проигранное место»

Анна Михалкова оправдалась за то, что не пришла на премьеру дебютного фильма сестры

Мировая премьера дебютного фильма Надежды Михалковой состоится на международном кинофестивале во Флориде

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Проигранное место

Полнометражный режиссерский дебют актрисы Надежды Михалковой с Анной Михалковой в...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Двойняшки Лиза и Гарри стали на год старше.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
НОВОСТЬ
Семья появилась на премьере фильма «Субстанция».
Вышел трейлер сериала «Иные» про альтернативные 1940-е, в котором сыграли Алексей Серебряков, Николай Фоменко и Вольфганг Черни
Надежда Михалкова поделилась впечатлениями от совместной работы с сестрой над сериалом «Номинация»
Младший сын и внучка Никиты Михалкова подарили ему на Новый год раритетный плакат фильма «Я шагаю по Москве»
Стартовали съемки сериала «Руммейт» с Анфисой Черных по мотивам «Друзей»
Человек человеку пес. Рецензия на фильм «Черный пес» 19:22, 17.09.2024
Улицы разбитых фонарей в Зверополисе. Рецензия на мультсериал «Барсукот. Очень зверский детектив» 12:53, 13.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через