Читайте нас в Telegram
17:39, 16.11.2018

Рецензия на последний фильм Веры Глаголевой «Не чужие»

Обозреватель «Вокруг кино» посмотрел семейную кинодраму актрисы и режиссера, ушедшей из жизни в прошлом году, и констатирует: картина вышла противоречивой, но дающей надежду.

Вера Глаголева снимала фильм «Не чужие» будучи очень больной. Ездила в госпиталь, проходила через  мучительные процедуры, а оттуда – на съемочную площадку. И ни слова о недуге, о надвигающемся конце, о котором знала, иначе не оставила бы подробных распоряжений о том, как заканчивать картину, как ее монтировать… Обезоруживающая сила духа! Все это приходится иметь в виду, когда смотришь «Не чужих».

НОВОСТЬ

Вера Витальевна давно и упорно отстаивала свое право быть не только востребованной актрисой, но и режиссером – первый опыт аж в 1990-м, потом было целых шесть снятых фильмов. Нашумевшие «Две женщины» (экранизация «Месяца в деревне») с Райфом Файнсом в одной из главных ролей объездили несколько фестивалей. Жаль только, что в день 200-летия Тургенева картину показали по каналу «Россия» в глухой ночи (закончилась в начале четвертого утра). А ведь у массового зрителя был шанс услышать хорошую русскую речь, увидеть благородные лица. «Одна война» и вовсе вызвала серьезную дискуссию в обществе на тему, можно ли оправдать советских женщин, которые в годы войны рожали детей от немецких солдат.

Вера Глаголева всегда отличалась способностью задавать неудобные вопросы. И резкостью суждений тоже отличалась. Я делала интервью с ней после «Одной войны». Вера Витальевна была трудным собеседником, но и заинтересованным, неравнодушным, адреналинистым, с ней хотелось и можно было спорить… Помню, с какой страстью говорила она о брошенных, ненужных детях: «Столько сейчас способов избавиться от беременности. Но выносить, родить, а потом выбросить в окно – это кем же надо быть?!»… Видимо, эти мысли действительно не отпускали режиссера, иначе не заинтерсовалась бы она пьесой Ольги Погодиной-Кузминой «Глиняная яма», причем до такой степени, что убедила автора переделать произведение и изменить финал. Итак, о чем же кино «Не чужие»?

Кадр из фильма «Не чужие»

В глухой провинции появляется решительная молодая женщина с чемоданом. То, с каким видом она шествует в своих «лабутенах» по местному бездорожью, не оставляет зрителю иллюзий: от этой добра не жди. Мила (Лилия Волкова), только что сделавшая аборт от  богатого и женатого любовника, приехала отогреться душой к маме. Но мама – человек старой закалки, жесткий, но справедливый, жалеть блудную дочь не спешит. А тут еще один повод для расстройства – некрасивая, толстая, рыхлая сестра Галина (Анна Капалева), которая и без того уже мама двоих сыновей, объявлявет, что ждет третьего ребенка – и от кого! – от гастарбайтера-азиата по имени Рустам (Санжар Мади). И закручивается тугой узел из давно нерешаемых семейных противоречий, из всех этих женских завистей, ревностей, страхов остаться одной, из всей этой тотальной нелюбви. И чувствует зритель: быть беде…

В этом кино нет положительных героев. Рустам, переживший трагедию у себя на родине (в сошедшем  селевом потоке он потерял семью), женится на Галине исключительно ради прописки – он просто пытается выжить в чужой и не очень приятной ему стране (О, как он морщится от криков «горько!» и протянутых рюмок с водкой на собственной свадьбе!). Окружающих его людей он открыто презирает, женщин использует, детей не жалеет.

Галина же пытается сладить с жизнью, растворившись в своем чувстве к молодому восточному красавцу. Гормоны бушуют, да и что она видела в прошлом браке с мужем-пропойцей? Вот и стелется перед Рустамом, на все готова, даже предательски отослать неугодных молодому супругу сыновей к маме, а может, и вовсе в интернат – чтобы не раздражали. Геометрическая фигура, лежащая в основе любого сценария, должна замкнуться. Это сделает Мила: то ли от скуки, то ли из желания насолить «счастливой» сестрице, она легко организовывает любовный треугольник. Приходит на рынок, где Рустам рубит мясо, и там этот треугольник и сооружает – отдается мигранту посреди окровавленных туш. Потом много раз будет отдаваться в  гараже. Бессмысленно и беспощадно — только золотой крестик будет раскачиваться на шее.

Кадр из фильма «Не чужие»

А вокруг неухоженные, стылые, серые реалии. Люди пьют и веселятся. Что им еще делать в этой промозглой глуши? Чеховская скука, тоска. Какой выход из всего этого? «В Москву! В Москву!». Мила решает вернуться к своему богатею, но прихватив с собой Рустама. «Знаешь, какие там бабки можем сделать мы – красивые, молодые?» — искушает она восточного мужчину, и он не особенно сопротивляется. Удушающая атмосфера лжи, порока, зависти по всем законам жанра  должна прорваться, разрядиться. И конечно, в качестве «чеховского» ружья выступят забытые взрослыми дети…

Своим сюжетом и интонациями «Не чужие» довольно сильно смахивают на фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Понятно, что высказываний на тему нелюбви, детской заброшенности, равнодушия, оскотинивания не бывает много, но сравнения неизбежны, и они не в пользу «Не чужих». У Звягинцева все-таки фильмы выстроены логично, точно, с холодной рассчетливостью. Высказывание Глаголевой — женское, эмоциональное.  Но справедливости ради: в ее картине интересный актерский состав, «незаезженные» лица, особенно впечатляет игра Татьяны Владимировой, исполнившей роль матери этого большого уродского семейства – женщины растерявшейся, но по инерции пытающейся жить правильно, по совести...

Говорят, что пьесу «Глиняная яма» хотел экранизировать Алексей Балабанов, он даже начал писать сценарий. Можно только представить, каким киноязыком, какими метафорами затягивал бы зрителя в эту яму бескомпромиссный Алексей. Как замечает автор пьесы Ольга Погодина-Кузмина, у Балабанова получилась бы история «национального противостояния». А у Веры получилась «история примирения». При всей тоскливости сюжета, при всем сволочизме показанных характеров, а это какие-то недолюди, Вера Глаголева и ее команда (заканчивали фильм режиссер Александр Амиров и продюсер и подруга Веры Наталья Иванова) все-таки оставляют светлый финал и надежду. Возможно, это ломает логику всей истории, но говорит о том, что уходящий из жизни режиссер хотел подарить своему зрителю утешение.

Трейлер фильма «Не чужие»

Смотрите фильм «Не чужие» в кино с 15 ноября.

Читайте также:

На премьеру последнего фильма Веры Глаголевой «Не чужие» пришли ее муж и старшая дочь

Вера Глаголева посмертно удостоена почетного приза «Кинотавра»

Старшая дочь Веры Глаголевой обрушилась с критикой на псевдодрузей, которые пиарятся на смерти ее матери

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Вера Глаголева

Советская и российская актриса, режиссер, продюсер, сценарист.

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Институт развития интернета представил главные предстоящие премьеры.
ОБЗОР
Чем удачно заняться в финальный уикенд сентября 2024 года каждому представителю зодиакального круга.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Подборка добрых мультфильмов про чудовищ, которые порадуют и детей, и взрослых.
45-летняя дочь Веры Глаголевой вышла замуж
Дарит бриллианты: Светлана Хоркина рассекретила личную жизнь
Все из-за спорта: 44-летняя Светлана Хоркина рассказала о проблемах со здоровьем
Супруг Анастасии Шубской сообщил о смерти отца
Мисс Марпл Мценского уезда. Рецензия на сериал «Любопытная Варвара» 12:49, 27.09.2024
«Паразиты» в турецком отеле. Рецензия на фильм «Беляковы в отпуске» 09:42, 26.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через