
Рецензия на фильм «Вдовы»: тяжеловесная и бессмысленная драма от режиссера «12 лет рабства»
Корреспондент «Вокруг кино» объясняет, почему не стоит тратить время и силы на просмотр нового творения Стива МакКуина, даже несмотря на звездный актерский состав.

22 ноября в прокат выходит драма «Вдовы», заинтересовавшая критиков и зрителей еще до старта съемок, что бывает довольно редко. Внимание к проекту привлекло в первую очередь имя режиссера – три предыдущие полнометражные работы Стива МакКуина прогремели на весь мир. Так, «Голод» и «Стыд» сделали Майкла Фассбендера звездой международного масштаба, а собравший внушительный актерский состав фильм «12 лет рабства» принес постановщику «Оскар» в главной категории и большое количество других престижных кинонаград.

И «Вдовы», в которых также собралась целая плеяда голливудских знаменитостей, обещали стать событием в мире кино. Новый фильм МакКуина по синопсису воспринимался как крепкий боевик. По сюжету четверо бандитов гибнут во время очередного дела и закончить за них работу берутся их жены и возлюбленные. На деле же постановщик выдал затянутую и тяжеловесную драму, просмотр которой очень сложно выдержать, даже несмотря на наличие в титрах десятка громких фамилий. Ключевые роли в фильме исполнили: Виола Дэвис, Лиам Нисон, Джон Бернтал, Мишель Родригес, Элизабет Дебики, Лукас Хаас, Роберт Дювалл, Колин Фаррелл, Дэниэл Калуя, Брайан Тайри Генри, Синтиа Эриво и другие.
Кадр из фильма «Вдовы»
«Вдовы» могут разочаровать с первых же кадров. Дело в том, что герои Джона Бернтала, Гаррета Диллаханта и Мануэля Гарсиа-Рульфо в картине появляются от силы минут на десять (из 2 часов и 9 минут общего хронометража): персонажей убивают в самом начале и на этом участие актеров в картине заканчивается. Спойлером считать это нельзя: именно такая завязка была показана еще в трейлере и никакого двойного дна у этой ситуации нет.
Исключение из правила здесь – Лиам Нисон, героя которого тоже убивают в самом начале. Но у актера и гонорар побольше, и «сюжетная должность» повыше. Персонаж Лиама Нисона являлся лидером преступной группировки и успел натворить дел, а потому флешбэки с ним будут присутствовать в ленте на протяжении всего времени действия фильма – вспоминать мистера Роулинса будут и мелкие гангстеры, и политики, и, конечно, его безутешная вдова Вероника, повсюду таскающаяся со своим псом. У нее, впрочем, есть и другая еще не затянувшаяся рана: героиня все еще горюет по безвременно ушедшему из жизни сыну-подростку. О том, что ее любовь к мужу крепка и искренна, говорит первая же сцена фильма. «Вдовы» открываются долгим и страстным поцелуем Нисона и Дэвис и одновременно навевают воспоминания о «Стыде» – те же смятые простыни и минимализм в деталях. Внутренним терзанием в новом фильме МакКуина место тоже найдется, но говорить о том уровне пронзительности, который был в прежних работах постановщика, не приходится.
Кадр из фильма «Вдовы»
При просмотре «Вдов» создается впечатление, что режиссер, привыкший решительно говорить на непростые темы, на этот раз попросту топчется на месте. С одной стороны, это картина, которая пытается вписаться в современные реалии, но назвать ее, например, профеминистичной просто язык не поворачивается, несмотря на то, что мужчины тут являются олицетворением либо зла, либо предательского эгоизма, либо мягкотелости, а женщины всеми силами вроде бы стремятся помогать друг другу. В конечном итоге все сводится к тому, что героини с восклицаним «Мы должны быть как мужчины, потому что на нас никто не подумает» раздают друг другу пощечины. Это ноющее чувство несоответствия слегка исправляет финал, буквально пропитанный чувством удовлетворения, но в целом ситуация остается плачевной.
Кадр из фильма «Вдовы»
Во «Вдовах» постоянно поднимается тема самоуважения и уважения, но при этом все до определенного момента прогибаются под обстоятельства. Одна девушка спит с влиятельным человеком, чтобы он позволил ей открыть свое дело, другую собственная мать подсовывает под богатого ухажера, третья вынуждена не видеть дочь неделями, чтобы свести с концами и сходу соглашается пойти на тяжкое преступление, четвертую прессуют бандиты и так далее.
Когда же ситуация достигает точки кипения, оказывается, что все эти матери, которые по сути готовы на любой шаг, чтобы выжить и защитить себя и близких, пошли на ограбление ради того, чтобы сказать своим детям, что сделали, все, что могли и, почти дословно, «не сидели сложа руки». И это несмотря на то, что их могут убить – за теми же деньгами охотятся местные бандиты, у которых явно побольше опыта в подобных делах и которые не стесняются пускать в ход угрозы и прибегать к крайним мерам. Но в дело вновь вступает принцип «Мы это сделаем и на нас никто не подумает» и все мысли зрителя об условном «Да, обстоятельства вынуждают» сменяются негодованием и недоумением по поводу того, сколько же можно тянуть эту драму, которая даже вопреки логике начинает казаться высосанной из пальца.
Кадр из фильма «Вдовы»
«Вдовы» полны клише: здесь собраны все штампы, которые только могут быть в криминальном боевике или криминальной драме (в данном случае картина не работает ни в одном из направлений). Помимо этого, авторы приплетают тему расизма (откровенная манипуляция, кстати говоря) и отцов и детей, политические интриги и немного философских мотивов. Где-то поблизости все время бродит грустный Колин Фаррелл, который словно забрел сюда из другого кино: и его пространный монолог о том, как же он задолбался так жить, – это, пожалуй, единственное, на что действительно может откликнуться зрительское сердце.
Сюжетные линии, несмотря на формальную целостность, между собой вяжутся очень слабо: фокус перескакивает с одних героев на других, при этом на ком-то одном сконцентрироваться либо очень сложно, либо совершенно не хочется. В одну большую кучу смешаны проблемы церкви, тема коррупции и выборов в местные органы власти, бедности, насилия, преступных группировок, оборот оружия и наркотиков. Возможно, все дело в менталитете, и на публику США «Вдовы» могут производить более благоприятное впечатление, чем на российскую или европейскую. Но с другой стороны, предыдущие фильмы МакКуина также поднимали общечеловеческие темы, были универсальны и были тепло приняты во всем мире. Здесь же, однако, что-то пошло не так.
Кадр из фильма «Вдовы»
В идеале «Вдовы» должны были быть крепким боевиком или драмой, в лучшем случае вызывающей у зрителя острое чувство солидарности, в худшем – являющейся хотя бы неплохим зрелищем. С визуалом у фильма и правда все в порядке, но вот с логикой и внутренней логикой персонажей (в случае с мотивацией все худо-бедно, но объясняется, пусть это и не умаляет непроходимой тупости, которая сквозит в некоторых действиях героев). Частичные проблемы есть и с дубляжом, что опять же вытекает из специфики региона, где происходят события: замена ругательств и адаптация сленга вышли неплохими, но они определенно придают скудности и монотонности речи и без того раздражающих героев.
У авторов получается сглаживать некоторые моменты с помощью юмора, однако в итоге фильм все равно выглядит невероятно нудным и затянутым. Героини постоянно находятся на грани срыва, хотя и пытаются вести себя хладнокровно. Музыка, которую, кстати, писал Ханс Циммер, ни разу не спасает положение, а лишь усугубляет его. А логические (продумать идеальный план и взять левого человека) и моральные (цитаты вроде «Какое мне дело до твоей семьи?») аспекты картины и вовсе ставятся под сомнение – причин для этого хоть отбавляй.
Трейлер фильма «Вдовы»
Читайте также:
15 показанных в Венеции и Торонто фильмов, которые нельзя пропустить в отечественном прокате
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь



Читайте также



