Рецензия на фильм «Подбросы»: странное кино о любви, коррупции, боли и инцесте
Обозреватель «Вокруг кино» оценил картину Ивана Твердовского.
Порой поражаешься, из чего могут быть сотканы киносценарии. Иван Твердовский так затейливо накидал в свое кино разных тем, жанров, мыслей и даже музыки, что, посмотрев «Подбросы», ты остаешься с вопросом: а что это собственно было – сказка, притча, жесткий рассказ о нашей действительности?
Фильм стартует с почти сказочного зачина – в черной ночи женщина подкладывает в беби-бокс запеленутого младенца. Из интерната выбегают мальчишки под предводительством воспитательницы – и ты настраиваешься на «Белоснежку и семь гномов». Ан нет – кино делает головокружительный вираж, и нам показывают сценку: в одной из интернатовских комнат одинаково одетые юноши стягивают водопроводным шлангом туловище своего товарища и тянут концы в разные стороны. Нелепая игра, на которую даже делают ставки: мальчик Денис якобы не чувствует боли. Тут ты настраиваешься на историю о сверхъестественных способностях. Но режиссер снова тебя обманывает и показывает эпизод, в котором женщина Оксана увозит Дениса на каникулы, несмотря на запреты врачей, пеняющих на редкое заболевание парнишки.
Полфильма зритель терзается вопросом: кем ему приходится эта самая Оксана? Привезя мальчишку к себе домой, она ходит перед ним в кружевном белье, танцует, прижимаясь, к нему всеми частями тела, а однажды пьяной просит ее подержать на ручках, пока она писает, а потом и вовсе забирается к нему постель… Выясняется, что это у Дениса такая мать. Родила его в 16, сдала в интернат, а потом вдруг одумалась, нашла, стала нерегулярно навещать...
Между героями словно нет возрастных различий, они бесятся, бегают, прыгают на равных, не сводя друг с друга влюбленных глаз. Правда, иногда взгляд матери застывает, холодеет, и ты понимаешь: жди беду. Оксана принуждает сына заняться бизнесом: зная о том, что он не чувствует боли, она подбивает его на то, чтобы он бросался под колеса машин – с последующим выманиванием денег у испугавшихся водителей. Схема абсолютно коррупционная: Оксана работает секретарем в суде, поэтому судья, прокурор, адвокат, врачи скорой помощи, сотрудники ДПС – все здесь за одно. Обвинительные приговоры сыпятся на головы бедных водителей как из рога изобилия, Денис прыгает под колеса дорогих автомобилей. Желая «замять» дело, «провинившиеся» платят, сумма делится на внушительные стопки – судье, врачам, дэпээсникам, и только бедному Денису перепадает пара купюр. А он и не задается вопросами, почему так мало, ведь он так хочет оправдать надежды мамы, так хочет ей понравиться…
Кадр из фильма «Подбросы»
Коррупционная шайка показана Твердовским просто эпически. Вот они – модно и дорого одетые — проводят время в клубе, молодые, красивые, полные сил, загадочные, со зловещими улыбками… Эти кадры напоминают сцены с «посиделками» странной секты из фильма Кубрика «Широко закрытыми глазами». Особую атмосферу «Подбросам» придает музыка. Твердовский повторяет прием Ларса фон Триера: чем гаже сцена, тем светлее и красивее мелодия…
Конечно, рано или поздно перед Денисом встанет вопрос, кем он хочет быть: подбрасывать кого-то или подчиняться чьей-то воле, быть подбросом? Конечно, созреет бунт – не бессмысленный и беспощадный, а тихий и робкий…
Фильм так и не ответит на многие зрительские вопросы, оставит нам докручивать историю самим. Почему мать и сын находятся в отношениях полуинцеста? Почему она, зная о его редкой болезни, так рискует его здоровьем? Чувствует ли все-таки Денис боль, не притворяется ли «каменным», желая вызвать к себе интерес? А может, он просто терпит? Как многие из нас, сталкиваясь с несправедливостью, предательством, болью?
Фильм «Подбросы» вызывает много трактовок. Есть даже версия, что Оксана – это такой образ Родины-матери, которая имеет своих граждан. Которая причиняет боль, предает, высасывает все соки, а потом бросает на произвол судьбы. А может Оксана — все-таки тоже жертва? Девчонка, родившая в 16 лет и так и не успевшая полюбить сына, не сумевшая осознать, понять, что такое ответственность, как это – растить юношу, заботиться о нем…
Как бы то ни было, но у Ивана Твердовского вслед за «Зоологией» получилось очень интересное высказывание с прекрасными актерскими работами. Денис Власенко с его наивным лицом, с его естественностью, органикой влюбляет в себя с первого кадра, а Анну Слю, играющую Оксану, хочется порвать в клочья – и это тоже показатель качественной работы.
Отдельное спасибо режиссеру за беспощадное изображение российской судебной системы. Если фильмов, где коррупция показывается столь художественно, будет больше – может, и в сознании граждан что-то изменится.