Рецензия на фильм «Рассвет»: атмосферный и почти убедительный хоррор от создателей «Битвы экстрасенсов»
Корреспондент «Вокруг кино» взвешивает плюсы и минусы ужастика с Оксаной Акиньшиной.
В прокат вышел ужастик от создателей «Битвы экстрасенсов» и других представителей жанра хоррор – в их числе, например, такие проекты, как «Невеста» (за нее отвечали продюсеры Дмитрий Литвинов и Владислав Северцев), а также «Вурдалаки», «Дизлайк» и «Диггеры», сценаристом которых выступил Дмитрий Колядинцев. По словам авторов, к съемкам нового фильма они подошли со всей ответственностью – перечитали сотни сценариев, нашли талантливого режиссера, доказавшего, что он «может в визуал» (в прошлом году Павел Сидоров получил премию престижной европейской премии Berlin Music Video Awards за лучшее музыкальное видео), и позвали известных актеров, при этом сделав ставку не только на громкие имена, но и талант тех, кто в отечественном кинематографе только дебютирует.
В итоге появился «Рассвет», который формально отвечает всем вышеперечисленным характеристикам. В первую очередь стоит отметить, что у отечественного хоррора действительно довольно необычная концепция, которая, хоть и была использована в мировом кинематографе (в мир снов заглядывали Мишель Гондри, Кристофер Нолан, не говоря уже об Уэсе Крэйвене), все же подкупает тем, что позволяет сюжету развиваться в любом направлении.
Кадр из фильма «Рассвет»
Итак, сюжет «Рассвета» основывается на кошмарах главной героини Светы (дебютантка Александра Дроздова). Она всю жизнь мучается чувством вины из-за гибели матери (Оксана Акиньшина), которая умерла при родах (это, кстати, зритель узнает от нее самой, из-за чего экспозиция выглядит даже не слегка, а вполне себе искусственной). После того, как родной брат Светы кончает жизнь самоубийством у нее на глазах, девушка находит дневник покойного, из которого узнает о том, что парня тоже мучали кошмары. А еще о демонах сна и лекциях профессора Лаберина из института сомнологии.
Света отправляется в институт, где решается на радикальный эксперимент: погружение в коллективный осознанный сон. Вынужденными партнерами девушки оказываются истеричного нрава женщина средних лет Лиля (Анна Слю), переживший потерю своих друзей в горячих точках военный Виталий (Олег Васильков) и журналист-клаустрофоб Кирилл (Александр Молочников). Разумеется, во время эксперимента что-то идет не так (на тему чего, к слову, пару раз шутит герой Молочникова, что позволяет поставить своеобразный плюсик в графе «самоирония»), и герои просыпаются посреди ночи в абсолютно пустом институте, где сталкиваются со своими кошмарами лицом к лицу.
Кадр из фильма «Рассвет»
Стоит отметить, что даже несмотря на то, что «Рассвету» присущи стандартные проблемы жанра – это и клише, и зачастую предсказуемые плот-твисты, включая финальный, и скримеры, и герои, которым не хватает времени на то, чтобы полностью раскрыться, если говорить об определенных эпизодах, которых тут наберется явно больше половины от всего хронометража, смотрится картина достаточно свежо и интересно. Во-первых, даже несмотря на ограниченное время (картина вместе с титрами укладывается в скромные полтора часа), которое не позволяет сделать героев полнокровными персонажами, создатели отводят хотя бы парочке из них личные сюжетные ветки, добавляющие характерам глубину.
Самым реалистичным по-прежнему оказывается герой Молочникова, чей страх – клаустрофобия – во-первых, понятен каждому зрителю, даже если он не страдает от такой проблемы, а во-вторых, мгновенно получает наглядное воплощение, которое заставляет чувствовать себя неуютно любого. В итоге, по сравнению с тем, что обычно выходит у отечественных киноделов, такой подход уже прогрессивен.
Кадр из фильма «Рассвет»
Во-вторых, авторы «Рассвета» действительно нагнетают саспенс и готовят зрителя к тому, что случится через пару мгновений, сначала повышая уровень адреналина в крови, а затем давая облегченно и слегка истерично рассмеяться или просто выдохнуть. К слову, создатели хоррора, будучи знатоками жанра, прекрасно осознают потребность зрителя в такой передышке и хотя бы временном сбросе напряжения.
Страх здесь уравновешивается юмором, генератором которого выступает опять же Молочников, который и в жизни производит впечатление оптимистично настроенного балагура. Шутки здесь ироничны и самоироничны, о чем уже упоминалось выше, а их грамотное распределение по хронометражу дают понять, что в целом проект работает так, как это и задумывалось изначально. Конечно, периодически возникают поводы для того, чтобы придраться к слишком примитивной «механике» этой цепочки «страх — сброс напряжения -интригующая сцена, продвигающая сюжет», но самое главное, что проект не стремится скатиться в условный мистический триллер или, того хуже, комедию положений, чем, опять же, грешат другие проекты.
Кадр из фильма «Рассвет»
Впрочем, из-за слишком тесных рамок жанра, которых создатели «Рассвета» явно пытались придерживаться, в фильме есть и моменты, на которых хочется закрыть глаза, но вовсе не от страха. Вопросы может вызвать завязка, которая выглядит излишне нереалистичной: в первые минуты складывается впечатление, что актеры двигаются как ожившие ростовые куклы и просто произносят свой текст. К счастью, это впечатление со временем перебивается атмосферными сценами, но по мере развития сюжета, в фильм встраиваются сцены, которые выглядят либо слишком натянуто, либо вычурно (стоит только вспомнить книгу сказок Маршака).
Отдельно стоит поговорить и о решении создателей обратиться аналоговому гриму и не использовать в картине компьютерную графику. С одной стороны, такой шаг похвален, поскольку авторы, признающие, что они не располагают достаточным количеством финансовых средств, решили и вовсе избегать спецэффектов, которые бы больше смахивали на халтуру и могли и вовсе испортить впечатления от просмотра. С другой – все понимают, насколько олдскульно в современных картинах выглядит аналоговый грим, даже качественно сделанный. А потому решать, насколько такой подход оправдался, предстоит каждому зрителю самостоятельно.
Кадр из фильма «Рассвет»
Немного спорной можно назвать и музыку: в некоторых местах она выглядит излишне патетичной – понятно желание создателей напугать зрителей, но речь скорее идет именно о предпосылках ее появления, а не конечном результате. В других случаях она вполне органично вписывается в картину, временно, но не вынужденно заполняя собой пространство – диалогов в «Рассвете» не так и много.
Если же возвращаться к плюсам, то можно без каких-либо упреков совести назвать еще один. И он заключается в том, что «Рассвет» просто красиво снят. В глаза бросается и цветовая гамма, и то, как костюмы героев коррелируют с интерьерами, и то, насколько фактурные локации были подобраны для съемок. Половину атмосферы создают реально существующие помещения, возведенные в восьмидесятых годах – они монументальны, а самое главное, смутно, призрачно знакомы каждому российскому зрителю, а оттого нагнетают еще больший ужас.
Кадр из фильма «Рассвет»
В итоге, «Рассвет», даже несмотря на все формальности, оказывается небезынтересным проектом, созданным, правда скорее для массовой публики, чем для тех, кто десятилетиями смотрит хорроры и наизусть цитирует классику жанра. Впрочем, даже неискушенный зритель сможет уловить референсы к культовым произведениям или вспомнить, где он видел нечто похожее. Плохим фильм Сидорова это понимание не делает – для дебюта картина получилась довольно неплохой, внятной и местами атмосферной. И она в принципе не нуждается в оправданиях, если вспомнить о том, что сон есть территория подсознания, которая является прекрасным полигоном для выплеска агрессии героев (неудивительно, что окруженные максимально враждебной действительностью, почти все они слетают с катушек), и попыток избавиться от манипуляций извне. И вот эта концепция в ее первозданном виде оказывается даже интереснее таинственных организаций и сект, поскольку проливает свет на первобытные инстинкты человека, в том числе и одного из самых непреодолимых – выживания.
Трейлер фильма «Рассвет»
Читайте также:
«Фаворитка», «Русский бес», «Рассвет» и другие киноновинки недели
Продюсеры «Битвы экстрасенсов» сняли мистический хоррор с Оксаной Акиньшиной
Оксана Акиньшина призналась, что ее боятся члены съемочной группы хоррора «Рассвет»