Фильм «Тобол»: рецензия и трейлер
В прокат вышла экранизация произведения популярного автора, в которой задействована целая плеяда звезд российского кино.
Писателя Алексея Иванова у нас любят и ценят. Рефлексии интеллигентного человека («Географ глобус пропил»), фэнтези с вампирами («Пищеблок»), исторические романы с элементами приключений («Сердце Пармы»), осмысление жутких 1990-х («Ненастье) – литератор работает почти со всеми жанрами и со всеми возрастными и интеллектуальными слоями населения. Произведения Иванова читаются, одобряются, награждаются. Неудивительно, что большинство из написанного им привлекает киношников, испытывающих острый сценарный голод — в ближайшее время нас ждут «Псоглавцы» от Егора Кончаловского и «Сердце Пармы» от Антона Мегердичева.
Из «Тобола» можно было бы сделать если и не философскую историко-мистическую притчу, то хотя бы блестящую сагу по типу «Гардемаринов»: парики-кринолины-шпаги, благородные офицеры, прекрасные барышни, цари, золото, нотка патриотизма и хруст французской булки… Что получилось в итоге у режиссера Игоря Зайцева? Расширенный ролик будущего телесериала, который готовят к показу по Первому каналу. Есть такая практика: снимая полный метр, параллельно делать и сериал – для экономии финансов. В данном случае экономия средств привела и к экономии мысли.
Андрей Бурковский в фильме «Тобол»
Открывается фильм «Тобол» широким полотном: могучая реками и лесами Русь православная так и пестрит ангелами в небесах. Они будут настойчиво посещать героев, видимо, предупреждая их о надвигающихся судьбоносных событиях. Но персонажи, поглазев на очередное «крылатое существо», так и не сумеют на протяжении всего фильма разгадать смысл его появлений. Не разгадает и зритель. Впрочем, зритель не поймет очень многого и о самих персонажах. Нам представляют густонаселенное кино и, очевидно, что у каждого героя в первоначально задуманной истории тут своя линия, свой ярко очерченный характер. Но нам показывают мазками обрывки каких-то биографий, а некоторые персонажи, как например императрица Екатерина (Екатерина Гусева) и Александр Меншиков (Павел Майков в лисьей муфточке), вообще появятсяся в фильме лишь на секунды.
Сюжет разворачивается следующим образом: губернатор Сибири князь Гагарин (Евгений Дятлов) вступает в тайный сговор с китайцами, это обеспечивает Поднебесной нашу поддержку в войне с джунгарами. Китайцам нужно присутствие российского войска в пограничном районе. Петр Первый, только что разбивший шведов, не хочет ни с кем воевать, но Гагарин обманывает императора и уговаривает послать в эти земли наших военных с молодыми рекрутами «исключительно» с разведывательными целями на предмет добычи золота.
Павел Табаков в фильме «Тобол»
Войско собирают из кого попало – из молодых, не нюхавших пороха жителей Тобольска, из плененных шведов… Руководит всеми Иван Бухгольц (Александр Лазарев) – вменяемый и добродушный военачальник. Внутри же подразделения бушуют страсти: юный барабанщик Петька Ремезов (Павел Табаков), сын харизматичного мужика (Дмитрий Назаров**) Семена Ремезова, хочет послужить родине и геройски проявить себя, артиллерист Иван Демарин, влюбленный в сестру Петьки, все время следит за тем, чтобы с мальчишкой ничего плохого не случилось, у пленного шведа (Андрей Бурковский) куча своих мотивов – он хочет в этом походе заработать себе свободу и возвращение домой, непременно с бежавшей от мужа немкой Бригиттой (Агата Муцениеце)...
Конечно, джунгары посчитают приход нашего подразделения в эти земли военной агрессией. Конечно, они нападут и будет кровавая бойня… Из «мирного похода за золотом» вернется горстка русских. Петр Первый узнает об интригах губернатора Гагарина, спросит его: «Признайся, почему?!» И услышит: «Заигрался!»…
Как же можно было бы распорядиться таким материалом, какую же киноисторию, насыщенную приключениями, подвигами, любовью и намеками, брошенными в день сегодняшний, когда «заигрываются» многие губернаторы, можно было снять! Не случилось…
Агата Муцениеце в фильме «Тобол»
Одной из главных неудач картины является Дмитрий Дюжев, играющий роль Петра Первого. Понятное дело, Игорь Зайцев снимавший его и в сериале «Есенин», и в «Каникулах строго режима», привык работать с этим актером. Но личность Петра все-таки требует особого отношения и внимания. Царь Дюжева карикатурен. Бешено вращающий глазами, с голосом Высоцкого, то плачущий, то резвящийся, Петр словно находится под сильнодействующими препаратами. Джунгары тоже выглядят психопатами. Андрей Бурковский, Илья Маланин, Агата Муцениеце, Павел Табаков, Юлия Макарова играют прилежно, но схематично. Ну а где тут продемонстрировать палитру возможностей, если эпизод, едва начавшись, обрывается? Единственный, кто забирает все зрительское внимание, только появившись в кадре – это Дмитрий Назаров**: он колоритно шугает всех вокруг, как поварят на «Кухне»… И все-таки и его герой показан одной краской, а ведь Семен Ремезов — реальная историческая фигура, архитектор и картограф, был большой умницей: построил каменный Кремль в Тобольске, причем не только создал чертежи, но и рассчитал смету, а также руководил стройкой. Он создал еще много сооружений и оставил подробный атлас Сибири...
Справедливости ради и губернатор Гагарин был фигурой не односложной. Он много сделал для развития региона, а в его интригах определенно был мотив. Многие историки считают, что он мечтал об отделении богатого края от остальной России. Обо всем этом в фильме ни слова. Евгений Дятлов играет обаятельного веселого коррупционера — только-то. Вообще с мотивациями у персонажей этого фильма большие проблемы. Чего стоит диалог русского воина с джунгарским: «Зачем ты напал на нас?»— «А потому что вы лишили меня возможности вернуться домой»… Женские образы тоже потрясают. Героини Макаровой и Муцениеце беззастенчиво бегают за мужчинами на глазах у всех, и это в ХVIII веке!
Кадр из фильма «Тобол»
При том, что режиссеру не хватает времени подробно рассказать историю каждого персонажа, он отводит гигантское количество времени на эпизоды с драками. И тут уж в ход идет весь арсенал штампов – дерутся продуктами вроде яиц и замороженной рыбы, дерутся кулаками, саблями и даже бьются на пушках… Джунгары, как водится, выбрасывают к стенам нашей крепости отрезанные головы русских парламентеров, поднимают на штыки мальчишку-барабанщика, пускают целую страшную тьму стрел – все эти сцены мы видели во многих других фильмах…
Алексей Иванов, как известно, снял свою фамилию с титров фильма. Его можно понять. До того как написать роман, он написал именно сценарий «Тобола», где выстроил все связи между героями, определил мотивации, придумал мистику. Писатель понимал, что теле- и кинопроект должны уложиться в определенный бюджет, поэтому экономил на дворцовых сценах, создавал историю «на природе», где можно было бы показать красоту просторов Сибири. Но его сценарий решили «улучшить». Актеров, которые и так-то выглядят современно, приодели в чистенькие оттуженные наряды, нахлобучили на головы парики, перенесли действие с просторов в избы да дворцы… По мнению Иванова, сюжет произведения в окончательном варианте сценария превратился «в набор банальностей», «личности героев исчезли без следа, логика событий утрачена, а какая-либо историчность пропала начисто». Все замечания абсолютно справедливы. Впрочем, на афише фильма остался примиряющий титр «по мотивам романа Алексея Иванова», а это оставляет надежду на то, что хотя бы в сериале ошибки будут учтены, сюжеты и линии разовьются, а историчность проглянет.
Единственную ясную мысль, которая звучит в фильме, и за это все-таки спасибо создателям «Тобола», можно сформулировать так: у России нет друзей — и китайцы обманут, и европейцы вероломно предадут, так что выбираться из дерьма она должна сам-сама-сама… Ну а для этого как минимум не надо в дерьмо лезть. Актуально же?
Трейлер фильма «Тобол»
Читайте также:
«Как приручить дракона 3», «Власть», «Лабиринты прошлого» и другие киноновинки недели
Павел Прилучный поддержал Агату Муцениеце на премьере исторической драмы «Тобол»
Марина Зудина впервые за долгое время вывела в свет подросшую дочь от Олега Табакова
Павел Деревянко впервые за долгое время вышел в свет с женой