Каннский кинофестиваль — 2019: «Отверженные» не по Гюго, «Бакурау» в духе Кустурицы
Обозреватель «Вокруг кино» рассказывает о двух ярких фильмах, представленных в основном конкурсе.
Нет более популярного французского романа («Три мушкетера» не в счет), чем «Отверженные» Виктора Гюго. Уж чего только не было на тему книги – и мюзикл, и многочисленные экранизации. Участвующий в основном конкурсе 72-го Каннского кинофеситваля новый фильм Ладжа Ли с одноименным названием, конечно, только апеллирует к эпопее Гюго, хотя герои (эдакие Гавроши) узнаваемы. Действие происходит в наши дни в предместьях Парижа.
По сюжету в один из самых сложных полицейских участков приходит работать новичок Стефан. Будет жарко: здешние полицейские патрулируют места, как это принято называть, компактного проживания этнических групп – темнокожих, мусульман, цыган… Там люди ходят толпами, есть неофициальный мэр, который решает вопросы внутри диаспоры, а заодно сотрудничает с полицией, а агрессию источает и продавец шаурмы Салех (ортодоксальный исламист и местный авторитет), и ребенок-очкарик. Полицейским приходится туго, поэтому каждый избрал для себя комфортную линию поведения: Крис напорист, жесток, Гвада, выросший в этих местах, улыбчив и спокоен, Стефан пытается действовать словом – воспитывать, убеждать.
Режиссер Ладж Ли на официальном фотоколле своего фильма «Отверженные» на 72-м Каннском кинофестивале
Коллизия «хороший и плохой полицейский» в фильме Ладжа Ли работает почти так же, как и в «Месте встрече изменить нельзя» — с Жегловым и Шараповым. А еще у российского зрителя неизбежно всплывет в памяти фильм Юрия Быкова «Майор»: в «Отверженных» полицейский случайно выстрелит в лицо ребенку и его соратники, естественно, захотят это скрыть, замять, даже не попытавшись довезти мальчишку до медпункта. Но не тут-то было! Совершенное правонарушение будет снимать другой подросток при помощи квадрокоптера и погоня за картой памяти обернется настоящим боевиком – полицейским придется окунуться в мир гето сполна.
Моментами фильм превращается в балаган. Например, основной конфликта становится кража львенка, совершенная мусульманским парнишкой Иссой, из цыганского цирка. Сцена, когда цыгане-циркачи, все в татуировках и мускулах, приезжают выяснять отношения к бородатым мусульманам, — это помесь Кустурицы с Альмодоваром. Впрочем, смех смехом, а эта кража окажется причиной нескольких драм. Кульминацией же фильма станет эпизод, когда цыган в отместку затащит Иссу в клетку со взрослым львом. Каким человеком выйдет оттуда подросток? Чего от него теперь ждать? Насилие порождает насилие, — говорит режиссер Ладжа Ли, сам, кстати, темнокожий, и, что ценно, он не занимает ничьей позиции — ни полицейских, ни этнических группировок.
Команда фильма «Отверженные» на 72-м Каннском кинофестивале
Видеть, как толпы подростков крушат все на своем пути, используя в качестве смертельного оружия камни, магазинные тележки, хлопушки с фейерверками, невыносимо. Европа, которая вырастила себе за последние годы вот эту проблему, по сию пору не знает, как ее решать. Силой, диалогом, заискиванием? Эмигранты пришли в европейский мир и им нужно место под солнцем, они не собираются ассимилироваться и борются за собственную самоидентичность — все это уже неоспоримые факты, с которыми надо считаться. Ладжа Ли, за плечами которого документальный опыт, просто фиксирует проблему, но делает это мастерски, с долей лирики: после тяжелого дня каждый из героев его фильма возвращается домой, кто-то звонит сыну, кто-то плачет на плече у матери, кто-то шугает домашних по углам...
«Нет ни вредных растений, ни плохих людей, есть только плохие агрономы», — приводит в финале фильма цитату Виктора Гюго режиссер. Возможно, пафосно и в лоб, но на то есть причины: Ладжи Ли занимает активную общественную позицию и часто критикует президента Франции Макрона, с приходом которого, по мнению режиссера, социальные проблемы только обострились. В 2017 году Ли уже высказался на данную тему в короткометражке, которая получила «Сезар». Однако ситуация с тех пор только набирает обороты, поэтому, расширив свою работу до полного метра, режиссер не прогадал: «Отверженные» — пока самая заметная конкурсная картина.
Бразильские режиссеры Жулиано Дорнель и Клебер Мендонсы Фильо на официальном фотоколле фильма «Бакурау» на 72-м Каннском кинофестивале
Еще один конкурсный фильм под названием «Бакурау» Клебера Мендонсы Фильо тоже погружает нас в этническую среду, да какую колоритную – бразильскую! Начинается лента с проекции из космоса: прекрасная страна, загадочная, знойная, здесь все танцуют и поют, здесь пышнотелые красотки готовы крутить романы с каждым встречным, здесь даже хоронят весело. Собственно, со сцены похорон и начинается это кино. Проститься с 94-летней бабушкой Кармелитой, уважаемой всеми старейшиной, «матриархом», приезжает в местечко под названием Бакурау внучка Тереза. Песни под гитару, взмахи белыми платочками – с бабушкой простились красиво и радостно и занялись привычными делами.
Бакурау — по сути несколько домов, коммуна, в которой все друг друга хорошо знают, радость и беда каждого — общая. А бед хватает. Во-первых, сразу после смерти Кармелиты Бакурау исчезло с карты. Во-вторых, в поселение то и дело наведывается мини-автобус с заезжим олигархом, который привозит жителям продукты, лекарства и телефоны. Его дружно прогоняют, лекарства выбрасывают, продукты делят. Так мы узнаем, что маленькое, но гордое поселение борется за свою самостийность – их уже отрезал от воды негодяй-мэр, но они как-то выживают. Они и в самом деле самодостаточны — здесь есть харизматичная врачиха-алкоголичка, есть публичный дом и даже целый исторический музей есть, которому суждено сыграть в этом повествовании особую роль…
Удо Кир на официальном фотоколле своего фильма «Бакурау» на 72-м Каннском кинофестивале
Зритель, было, настраивается на эдакую «гарсиамаркесовщину» в ритмах босановы, но не тут-то было. Появляется летающая тарелка и два странных, ярко наряженных байкера. Ага, думаешь ты, фантастика! — инопланетяне заинтересовались Бакурау! И снова промахиваешься. Летающая тарелка оказывается обычным дроном, а мотоциклисты – членами американской банды, которой руководит голубоглазый садюга (Удо Кир – актер Ларса фон Триера). Гринго по одному убивают жителей мирного поселения. И тогда этот добродушный улыбчивый веселый народ поднимается на бой. Начинается просто эпос, оживают местные былинные богатыри, очень смешные – женоподобные и кровожадные (Сильверо Перейра) и начинается такое мочилово! Кстати, Перейра потряс каннскую публику своим появлением на красной дорожке в… женском платье и при макияже. А вы говорите «Евровидение»!
Апогеем фильма является эпизод, в котором немолодые, но при этом очень сосредоточенные и почему-то абсолютно обнаженные мужчина и женщина яростно отстреливают чужаков — аж чресла с грудями колышутся. Относиться к фильму Фильо серьезно невозможно – тут такое дикое смешение жанров, столько всего фольклорного и мистического, что впору опять же вспомнить Кустурицу. Но под всем этим нагромождением легенд и мифов легко угадывается месседж режиссера: это наша земля и ни пяди ее мы не отдадим. Такое вот патриотическое кино.
Барбара Колен и Удо Кир на премьере фильма «Бакурау» на 72-м Каннском кинофестивале
Читайте также:
На 72-м Каннском кинофестивале показали новый фильм Кантемира Балагова «Дылда»
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Каннский кинофестиваль 2019
Каннский кинофестиваль 2019 — 72-й ежегодный кинематографический фестиваль, впервые проведенный...
Читать