Читайте нас в Telegram
13:58, 20.05.2019

Каннский кинофестиваль — 2019: женщины-режиссеры против зомби, абортов и нелюбимых мужчин

Обозреватель «Вокруг кино» рассказывает о фильмах конкурсной программы «Атлантика», «Портрет дамы в огне» и «Малыш Джо».

Канны любят тренды. Если во всем мире набирает обороты движение #meetoo, то здесь оно просто рулит. В прошлом году гости кинофорума, получив сумку с каталогами, нашли в том числе и открытку, на которой было написано: «Если по отношению к вам кто-то будет проявлять харрасмент, телефон службы доверия такой-то…». В этом году повторять послание не стали, зато активистки феминистского движения устроили обструкцию директору фестиваля Тьерри Фремо, который объявил о том, что почетная пальмовая ветвь достанется в этом году Алену Делону —по мнению феминисток, ксенофобу, сексисту, гомофобу, человеку, разрушившему жизнь Роми Шнайдер и вообще слишком красивому мужчине.

НОВОСТЬ

Понятное дело, что при такой ситуации и в конкурс в этом году вошло аж четыре фильма, снятых женщинами. Как негодуют некоторые критики, из-за этой «женской квоты» в смотр не попали достойные работы мужчин, потому что отборщики-де ориентировались на количество, а не качество. Изрядная доля истины в этом есть. Рассказываем о трех фильмах, снятых женщинами-режиссерами (кстати, феминистки призывают называть их режиссерками, что, конечно, бред).

«Портрет дамы в огне» Селин Скьяммы

Это костюмная драма — очень красивая и очень прямолинейная. По сюжету в аристократический дом приглашают молодую художницу Марианну (Ноэми Мерлан), которая должна написать портрет готовящейся к свадьбе дочери хозяйки Элоиз (Адель Энель). Девица оказывается с норовом — она почти не разговаривает, постоянно хмурится и любит убежать из дома и встать на краю обрыва. Так выясняется, что она совсем не хочет замуж за миланского жениха. По мере того, как создается портрет, между художницей и натурщицей вспыхивают чувства. На дворе меж тем 18 век. Иногда фильм превращается в эдакий «Титаник» — ты видишь, как из под кисти влюбленного живописца вырастают дивные образы, какой тревогой оборачиваюися минуты счастья, и Элоиза моментами поразительно похожа на Кейт Уинслет. Что до художницы, то она похожа… нет, не на Леонардо ДиКаприо, а на… Кристен Стюарт, что, собственно, видимо, должно усилить в голове зрителя ассоциативный ряд, связанный с однополой любовью.

Селин Скьямма на официальном фотоколле фильма «Портрет дамы в огне» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Всю картину женщины рассуждают о проблеме выбора, читают книжку «Орфей и Эвридика», спорят. А еще героини как истинные феминистки не делают различия между собой и служанкой и принимают горячее участие в ее судьбе — помогают ей избавиться от беременности. Сцена, в которой знахарка делает девчонке аборт голыми руками, а жертва тем временем гладит лежащего тут же на кровати чужого малыша, — это просто лобовая атака режиссера: вот, мол, что приходится терпеть женщинам. Придя домой Элоиз заставит Марианну написать картину о только что увиденном злодействе.

В этом кино мужчин нет совсем: женщины абсолютно самодостаточны, они и обед себе в состоянии приготовить, и о высоком поговорить, и развлечь себя игрой в карты, и сексуально удовлетворить друг друга. Нравы общества не оставляют Элоиз шанса стать счастливой и свободной, но она все-таки сохранит воспоминание о самой своей большой любви навсегда. Спасает этот феминистский манифест работа оператора — тоже женщины Клер Матон: то, как снят процесс работы художника, завораживает и заставляет вспомнить, например, «Девушку с жемчужной сережкой» Питера Вебера.

Группа фильма «Портрет дамы в огне» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

«Атлантика» Мати Диоп

Мати Диоп вполне может отхватить приз за лучший дебют. Ей 36 лет, она пробует себя и как актриса, и как оператор, и как сценарист, и как режиссер. Она происходит из культурной среды (отец — сенегальский джазовый музыкант), получила хорошее образование, помнит о корнях, хотя снимается во Франции, например у Клер Дени. Она уже участвовала в международных фестивалях — например в Роттердаме. И еще она чернокожая женщина (первый такой режиссер в Каннах) — и с этим фактором невозможно не считаться.

Ровно 10 лет назад Диоп сняла документальную короткометражку с названием «Атлантики», в которой рассказывалось о лодке с мигрантами. В новом фильме с созвучным названием плавание продолжится… Лента сделана на стыке жанров. Как это модно сейчас говорить, в ней присутствуют все признаки магического реализма. С одной стороны, тут есть вполне мейнстримовская история про любовь до гроба. С другой – данное кинопространство населено призраками с белыми глазами, зелеными огоньками и космической музыкой.

Мати Диоп на официальном фотоколле фильма «Атлантика» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Сюжет такой: в Дакаре строится высоченная башня, рабочие, словно муравьишки, трудятся на опасной высоте, снуют туда-сюда, но, когда приходит час расплаты, прораб не выдает им денег за три месяца. Поскандалив, молодые мужчины решают уплыть на заработки в Испанию. Едут они в грузовике с песнями и почти плясками. И только Сулейман грустен и подавлен – предчувствует, что это дорога в один конец. Так и выходит. Юноши не доплывают до Испании, Атлантика, вынесенная в название фильма, поглотит их. В Дакаре останутся матери, жены, невесты…

Аду – девушку Сулеймана – сватают за обеспеченного жениха. Подруги завидуют: при местной-то нищете парень дарит невесте розовый айфон, а выставленное на всеобщее обозрение белое брачное ложе вообще поражает воображение – девушки так и просятся во вторые жены к богачу. И только Ада – эта африканская эмансипэ – ведет себя свободолюбиво: на подачки не реагирует, к свадебным приготовлениям относится с апатией. Причиной такого поведения делится с подругами: ее возлюбленный Сулейман объявился-де в городе, он пишет смски, назначает свидания. Аде никто не верит – все ведь знают, что ребята утонули, но 17-летняя девчонка борется за свою любовь отчаянно и дерзко: рвет с богатым женихом, уходит из дома, устраивается на работу…

Группа фильма «Атлантика» на официальном фотоколле в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

И тут в складный сюжет о современных Ромео и Джульетте вваливается инфернальная тема. Половина персонажей начинает жутко болеть – лихорадка, полуобморочное состояние… Это так души утонувших вселяются в живых людей. И теперь ходит по городу стайка похожих на зомби чернокожих девчонок с белыми глазами, терроризируют прораба требованиями: верни деньги! Кроме того, в городе происходит череда пожаров. За расследование берется полицейский. Но через некоторое время он с горечью выясняет, что тоже тяжело болен…

Фильму нельзя отказать в поэтичности, метафоричности и тонкости, особенно в той части, где рассказывается история любви и тоски Ады. Закаты, восходы, всплески моря – все это создает дополнительную лирическую интонацию. Интересно выглядят и всякие феминистические рассуждения Мати Диоп. Режиссер показывает, что сенегалки пока еще воспринимают брак как венец женской «карьеры», для этого они даже готовы проходить через унизительную процедуру подтверждения девственности. И все же, когда дело касается настоящих чувств, тут никакие устои, традиции и запреты уже не работают.

Группа фильма «Атлантика» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Что портит фильм? Все эти инфернальные эпизоды с участием призраков. Возможно они относятся к какому-то африканскому фольклору, традиционным культам, но для европейского зрителя появление зомби в истории любви смотрится почти как мелькание обезьяны в легендарном фильме Апитчатпона Вирасетакула «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», который, кстати, когда-то отхватил Золотую пальмовую ветвь.

«Малыш Джо» Джессики Хауснер

Каннская публика уже нервно хихикает — что ни фильм, то про зомби. Напомню, открывался фестиваль хоррор-комедией Джима Джармуша, в которой речь шла о зомби-апокалипсисе. Потусторонние силы присутствуют и в бразильском фильме «Бакурау». И вот теперь австрийка Джессика Хауснер сняла футуристическую драму «Малыш Джо» с теми же мотивами.

Джессика Хауснер на официальном фотоколле фильма «Малыш Джо» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Сюжет очень простой: разведенная женщина, воспитывающая сына-подростка, занимается генной инженерией, выращивает цветы. Но в лаборатории, больше похожей на оранжерею, начинают происходить странные вещи. Собака одной из сотрудниц, случайно оказавшаяся в непосредственной близости от растений, вдруг меняет свой характер. Затем трансформация происходит и с самой хозяйкой. Самое страшное, что главная героиня привозит один горшочек с аленьким цветком к себе домой, и однажды сын вдохнет его ароматы… Все «жертвы» цветка (кроме собаки, разумеется) признаются, что чувствуют себя счастливыми. Но как говорил Костик из «Покровских ворот», осчастливить насильно невозможно. Кто теперь это существо, нанюхавшееся дурмана – зомби, наркоман? Не человек уж точно…

Картина Хауснер очень холодная – стерильное пространство, мало красок, маски, перчатки… Поклонники сериала «Черное зеркало» уже нашли массу сходных деталей с «Малышом Джо». Возможно, фильм обретет своих поклонников, но для Каннского фестиваля он все же жидковат и простоват.

Группа фильма «Малыш Джо» на премьере в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Читайте также:

Каннский кинофестиваль — 2019: «Боль и слава» Педро Альмодовара, скучная драма о жизни работяг Кена Лоуча

Каннский кинофестиваль — 2019: восхитительный «Рокетмен», в котором Тэрон Эджертон поет не хуже Элтона Джона

Каннский кинофестиваль — 2019: «Отверженные» не по Гюго, «Бакурау» в духе Кустурицы

На 72-м Каннском кинофестивале показали новый фильм Кантемира Балагова «Дылда»

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Каннский кинофестиваль 2019

Каннский кинофестиваль 2019 — 72-й ежегодный кинематографический фестиваль, впервые проведенный...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Рождение ребенка изменило характер звезды.
ОБЗОР
На горном курорте «Роза Хутор» завершил свою работу смотр контента онлайн-кинотеатров.
НОВОСТЬ
Предприниматель готов на все ради любимой женщины.
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести третью трудовую пятидневку сентября каждому представителю гороскопа.
Иван Ургант высмеял популярность корейского сериала «Игра в кальмара»
Фильм «Петровы в Гриппе» вошел в программу международного Лондонского кинофестиваля
«Тролли. Мировой тур», «Верю в любовь», «Номер один» и другие киноновинки недели
В Москве состоялась премьера музыкальной фантазии об Элтоне Джоне «Рокетмен»
Фестиваль «Новый сезон»: итоги, свадьба, плачущая Саша Бортич и Лолита в лягушачьей шкуре 17:30, 16.09.2024
Из красавца-сердцееда в жертву грубой пластики: трагедия всей жизни Микки Рурка 16:28, 16.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через