Рецензия на сериал «Шторм»: дерзкая история про власть, коррупцию и любовь
На 30-м «Кинотавре» был представлен новый проект Бориса Хлебникова с участием Анны Михалковой и Александра Робака.
Борис Хлебников – это гарант качества. Что бы он ни снимал, можно быть уверенным – зрителя ждет внятный сюжет, детально проработанные характеры, крепкая актерская игра и погружение в социум со всеми его болячками («Аритмия», «Обычная женщина», «Сумасшедшая помощь»). Сериал «Шторм», который был представлен на 30-м «Кинотавре», не стал исключением. Ощущение, что Борису Хлебникову и сценаристу Наталье Мещаниновой удалось каким-то чудом заглянуть в события недельной давности и снять об этом кино. Но обо всем по порядку.
Начинается история почти документальными кадрами. В городе праздник, открывается большой Дом искусств и спорта, дети с родителями счастливы, идет концерт, на котором малыши с чувством поют песню «Снятся мне по ночам дельфины». Глава крупнейшей строительной компании Крюков пиарится изо всех сил, этот Дом искусств – дело его рук. Но прямо посреди концерта раздается страшный грохот: крыша свежепостроенного здания не выдерживает тяжести обильно выпавшего снега и обрушивается прямо на головы зрителей. Погибают девять детей, многие получают тяжелые ранения. По логике глава строительной компании должен ответить перед законом: строительство велось в нарушение ГОСТов и сроков, стройку гнали, бетон не успевал затвердевать… Однако имеющий высоких покровителей, сам собирающийся баллотироваться в мэры, Крюков выходит сухим из воды – сваливает вину на нерадивых подчиненных — подставного зама и главного инженера.
Кадр из сериала «Шторм»
Крюков — человек циничный и жесткий, из тех, кого коррупция поглотила с потрохами. Единственное чувство, которое у него осталось, – страх за собственную шкуру. Бесцветные глаза, наглая ухмылка, уверенность в том, что его никто не тронет, что все на свете – свободу, любовь, репутацию — можно купить; и, конечно, показное участие в благотворительности… Узнаваемый образ рвущегося во власть толстосума прекрасно создал Геннадий Смирнов.
И вот в разгар этой истории появляется честный следователь Градов из антикоррупционного комитета (Александр Робак) – «адреналинистый мудак», как его называет адвокат Крюкова. Для Градова посадить высокопоставленного строителя – дело чести, дело мужского и человеческого достоинства. Он идет к своей цели напролом, не всегда соблюдая закон. Да и как соблюдать его, если суд, телевидение, свидетели куплены? Вякает там что-то один «неудобный» журналист, да и того Крюков готов закопать.
Анна Михалкова в сериале «Шторм»
Возможно, у Градова и получилось бы закрыть неприкасаемого бизнесмена, адвокат прав – адреналинистый он мужик, но судьба-злодейка подбрасывает испытание: любимая женщина следователя (Анна Михалкова) тяжело заболевает, для операции в Германии требуется миллион евро. Поступится ли совестью и своими принципами следователь, возьмет ли взятку из рук мерзавца или проявит принципиальность? Что победит – профессиональный долг или любовь? Тяжелейший выбор, за которым зрителю будет весьма интересно наблюдать.
Показанный на «Кинотавре» эпизод – это рабочая сборка первой серии, но выглядит история вполне законченной – сделана она в бешеном, не сериальном темпе, глаз зрителю не оторвать, в туалет не отлучиться. Понятное дело, в остальных сериях, а их всего восемь, конфликты будут углубляться и расширяться.
Максим Лагашкин в сериале «Шторм»
Например, у Градова есть закадычный друг и коллега (Максим Лагашкин), который так же ненавидит зажравшихся, потерявших берега чиновников и бизнесменов, но он не «адреналинистый мудак», он просто топит свою неудовлетворенность, отчаяние в водке да в бабах. Его философия проста, как пряник: «Если воруешь, делай хотя бы тихо, так, чтобы детей не накрыло»… Они с Градовым действительно не Робин Гуды и, видимо, закрывали глаза в своей профессиональной деятельности на многое, они живут в хороших бытовых условиях, ездят на дорогих иномарках. И все-таки, по их мнению, есть вещи запредельные, с которыми мириться нельзя. Только для Градова «нельзя» — четкое конкретное понятие, а для его коллеги — расплывчатое. И очевидно, друзьям придется по сюжету столкнуться.
А еще в сериале многообещающая мелодраматическая линия. У каждого из героев-мужчин есть женщины, и отношения с ними во многом объясняют зрителю характеры персонажей. Герой Лагашкина даже не пытается врать своей подруге о собственных изменах – гуляет в открытую. Крюков и дома босс. А вот глаза брутального Градова наполняются нежностью, когда он видит любимую женщину, он настаивает на женитьбе, просит родить ребенка, и он почти убит горем, когда узнает о смертельной опасности, нависшей над невестой.
Кадр из сериала «Шторм»
Женские роли в этом сериале — тоже не функции. Как всегда у Хлебникова, дамские характеры тщательно проработаны. Героиня Анны Михалковой – сильная и самодостаточная женщина с независимыми суждениями, которая вместе с тем гордится своим принципиальным мужчиной. По профессии она преподаватель психологии, и зрителю показывают долгий и важный в идейном смысле эпизод, в котором героиня заставляет задуматься своих студентов о процессах воспитания, о том, какими родительскими манипуляциями взращиваются комплексы, травмы, моральные установки, превращающие в итоге детей во всех этих градовых, крюковых и прочих.
И все же несмотря на все эти вкусные подробности, на всю эту многослойность, главная ценность сериала заключается в том, что в нем высказана мысль: с коррупцией можно и должно бороться. Да, она поглотила всех — и простых смертных вроде главного инженера, и заместителя директора стройки, и судей, и ручные СМИ, и властные структуры… Да, Градову кричат в лицо: «Ты что, бессмертный, что ли?»… И все же один его ответ убивает наповал: «Наше государство, которое дает деньги на такие вот стройки, спонсирует гибель наших детей». Перед мысленным взором зрителя тут же проносятся реальные трагедии — «Зимней вишни» и многих других, которых удалось бы избежать, если бы кто-то думал о людях, а не о распиле.
«Шторм» — проект, как бы это пафосно ни звучало, формирующий гражданское общество, способный менять психологию зрителя. В этом смысле, как и «Домашнему аресту», сериалу проблематично будет выйти на эфирных телеканалах. Но, как показала практика, и продемонстрированный в онлайне проект может получить массового зрителя и профессиональное признание. Продюсирует «Шторм» Рубен Дишдишян. Показ будет осуществляться на видеосервисе START, прогремевшем своими «Содержанками». И хочется пожелать всем причастным к «Шторму» сил и… адреналина, куда уж без него. А нам осталось лишь набраться терпения и дождаться выхода в свет этой нужной всем работы. По слухам, уже осенью можно ждать премьеры.
Трейлер сериала «Шторм»
Читайте также:
На 30-м «Кинотавре» показали первый эпизод киносериала Бориса Хлебникова «Шторм»
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Шторм 1 сезон
«Шторм» — остросюжетный российский сериал Бориса Хлебникова по сценарию Натальи...
Читать