Рецензия на новый фильм Юрия Быкова «Сторож»
Режиссер представил на 30-м «Кинотавре» не остросоциальное кино, а драму о человеческих взаимоотношениях.
Заснеженный лес, стеклянное и холодное пространство опустевшего санатория… Первые кадры нового фильма Юрия Быкова погружают зрителя в прозрачную атмосферу «Сияния» Стэнли Кубрика. Но ненадолго. Далее появляется странный сторож, который, сразу понимаешь, сбежал сюда из большого мира, от большой беды. В глазах затаилась тоска, а руки все время чем-то заняты – то снег лопатой разгребают, то плетут из трубочек из-под капельницы замысловатых чертиков. В пору лезть в петлю, что и попытается сделать герой, но не успеет: на территорию санатория ворвется безумная пьяная женщина. Потом появится безумный же мужчина. И завертится обычное быковское: выяснения отношений, проверки на «вшивость», предельное заострение конфликта… Заперев, как в английском детективе, героев в замкнутом пространстве, режиссер обеспечил остроту драматургии и все связи между персонажами.
Супруги бегут от преследователей: муж присвоил крупную сумму денег, теперь Стасу и Вере надо где-то укрыться. Сторож Влад нехотя впускает их в санаторий, а оказывается, что впускает в свою жизнь. Структурно фильм делится на три части – Стас, Вера и Влад – и мы получаем полное представление о персонажах. Стас – бизнесмен, человек, которому снесли голову деньги и болезненная привязанность к жене. Вера сошла с ума после смерти сына. Влад… Избежим спойлера, просто поверьте, у него тоже есть весомый повод для отчаяния – чувство вины за смерть человека. Как эти трое выберуся из полукриминальной истории? В каком составе?
Юрий Быков на съемках фильма «Сторож»
Юрий Быков сделал значительный для себя рывок: он снял кино не остросоциальное, как обычно. На этот раз нас погрузят в глубины человеческих взаимоотношений и заставят задуматься над вопросами долга, чести, ответственности, способности или неспособности прощать, предавать, смиряться… Все на высокой нервной ноте, и, конечно, раздадутся выстрелы, и, конечно, кто-то погибнет.
Быков признается, что устал от политики. Нет, он считает, что ее надо осознавать и оценивать, чтобы понимать, как она влияет на нашу жизнь. Но то количество сил, которые он потратил на изложение своих политических взглядов, выпотрошили его. «У меня есть мама и еще несколько лет жизни, я бы не хотел сгореть», — признается режиссер. И, смеясь, добавляет: «Надо мной уже подтрунивают. Друг прислал возможные сценарии для моих будущих проектов: «Лопата», «Байконур» — фильмы о несчастных людях, которые борются с произволом власти. Все уже привыкли, что я треплю чиновников за усы». «Сторож» — как раз и есть такая остановка. Картину уже сравнивают с балабановскими историями, на что Юрий реагирует с удовольствием. Впрочем…
Интересно, что сторожа изначально должен был сыграть Кирилл Плетнев, но, отработав пять смен, актер покинул проект. Никакого скандала не случилось, Быков говорит, что роль требовала абсолютной концентрации, что съемки велись с утра до ночи, а у Кирилла был параллельный проект и спектакль. В итоге было принято решение о замене актера, а поскольку времени на кастинг не оставалось, эту роль сыграл сам Юрий и сделал это как всегда весьма убедительно. Его герой, вынесший из жизни главный урок, теперь существует с каким-то потаенным глубоким знанием. Он наконец, утвердился в своих принципах, обрел моральные ориентиры – вышел, так сказать, из похмельного тумана.
Влад Абашин и Юрий Быков в фильме «Сторож»
Со Стасом сложнее, там уже запущены необратимые душевные процессы. Героя со стеклянными глазами сыграл Влад Абашин. Этот актер живет на Алтае, снимается редко и вообще живет, по мнению Быкова, «настоящей жизнью»: «Ты бежишь? — спросил я у него. — Нет, это ты бежишь, — ответил он, а я уже прибежал». Абашин сыграл у Быкова и в «Заводе» и пополнил немногочисленную компанию актеров, с которыми Быкову интересно работать. «Я не могу брать в свои фильмы раскрученных актеров, не хочу, чтобы у фильма был шлейф, хотя осознаю, что очень часто этот шлейф создаю сам», — откровенничает режиссер.
Женская роль в «Стороже» досталась Алле Югановой, и в том, как она существует в этой истории, есть многое про сегодняшнее время, про все эти гендерные вопросы, тренды и тенденции. Почему женщина должна жить в нелюбви, почему она должна терпеть, мучиться, из страха продолжать поддерживать человека, с которым давно разошлась духовно? Женский выбор и ставит всю эту историю на грань катастрофы…
Гела Месхи в фильме «Сторож»
Несмотря на то, что Быков говорит, что обрел с новым оператором Владимиром Ушаковым спокойствие, все же его высказывание остается глубоко эмоциональным. Это вечное самоистязание, самокопание и самоуничижение, все эти прочитанные книги Достоевского, Толстого и Чехова – в генезисе режиссера, и от этого никуда не деться.
Юрий говорит, что намерен теперь отдохнуть и накопить энергию, силы и мысли для следующего фильма: «Я не понимаю, куда двигаться дальше. Мне очень нравятся картины молодых, Кантемира Балагова, они нашли какой-то новый язык, понятный фестивалям. Но я глубоко архаичный человек, я не могу его нащупать. И я не пониманию, для какого зрителя снимать. Мне нужна пауза»…
Юрий Быков в фильме «Сторож»
Ну а пока режиссер аккумулирует энергию, продюсеры помогают Юрию понять свою аудиторию. Они придумали уникальный прокат для его фильма. Среди зрителей будет проведен опрос, хотят ли они посмотреть новую картину Быкова, и в зависимости от ответов и регионов, из которых они пришли, и будет вестись работа с кинотеатрами. Также, конечно, показы будут осуществляться по платной подписке на онлайн-видеосервисе. Продюсеры искренне верят в это кино. Премьера состоится осенью.
Читайте также:
Григорий Добрыгин представил на «Кинотавре» фильм о виртуальной любви, в котором снял Юлию Пересильд
Анна Михалкова сыграла женщину на грани нервного срыва в фильме «Давай разведемся»
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Юрий Быков
Российский актер, режиссер, сценарист и продюсер.
Читать