Рецензия на фильм «Щегол»: Николь Кидман помешала попыткам не испортить нашумевшую книгу
В прокат выходит одна из самых ожидаемых экранизаций года.
Роман Донны Тартт, опубликованный всего-навсего в 2013 году, уже успел прослыть культовым. Получившая Пулитцеровскую премию, переведенная на многие языки, названная «событием десятилетия», бойко продаваемая книга стала сенсаций и, конечно, за тем, как она будет экранизирована, затаив дыхание, следил весь мир. Как сводок с фронта фанаты ждали деталей готовящегося в недрах Warner Bros. кинопроекта. Обсуждения были жаркими: «Энсел Элгорт в роли взрослого Тео? Мисткаст!», «Николь Кидман в роли миссис Бабур? Чудовищный мискаст! Актриса же деревянная!»….
Скандальной славе готовящегося фильма «Щегол» сопутствовала и история с шокирующим увольнением литературного агента автора романа Аманды Урбан. Акула книжного бизнеса, много лет пахавшая на Донну Тартт, потеряла свою работу сразу после продажи прав на экранизацию «Щегла». Несмотря на то, что Урбан обогатила Тартт на три миллиона долларов, писательница осталась недовольна тем, что ей не позволили написать сценарий к фильму и контролировать его в качестве продюсера. Казалось бы, при таких сомнительных вводных фильм обязан был не получиться. Но не все так просто.
Николь Кидман в роли миссис Барбур в фильме «Щегол»
Экранизации в принципе дело трудное и неблагодарное: в голове у каждого читателя живет свой «фильм» и малейшие расхождения с собственными представлениями он воспринимает с обидой, разочарованием, если не с агрессией. А экранизация историй, придуманных Донной Тартт, – дело тяжелейшее вдвойне. «Щегол» — книжка на 800 с лишним страниц, густонаселенная персонажами, напичканная подробными описаниями переживаний, ощущений, и вместе с тем сохраняющая остросюжетную детективную канву. Тартт создала весьма эклектичное произведение про мытарства мальчика-сироты и то ли отдала дань, то ли постебалась над литературными традициями – всеми этими Гарри Поттерами, одинокими героями Чарльза Диккенса. Одновременно Донна не забыла прописать мелодраматическую линию, рассказать нежнейшую историю неизбывной любви. И конечно, она вплела в сюжет увлекательнейшую арт-интригу – историю одного шедевра, картины «Щегол» ученика Рембрандта и учителя Вермеера Карла Фабрициуса. И вот каким эклектичным, местами затянутым, порой скучным, но в общем душераздирающим получился роман, таким же эклектичным, медленным и все же светлым получился фильм.
Для тех, кто не читал книгу, перескажу сюжет. Действие происходит в нашем веке в Нью-Йорке. 13-летний Тео вместе с мамой отправляется в Метрополитен-музей. Его внимание от картин все время отвлекает девочка с рыжими тициановскими волосами. Прекрасная незнакомка и сопровождающий ее старик замирают у картины Фабрициуса «Щегол». И тут в здании раздается взрыв и жизнь Тео рушится. В этом теракте погибает его мама. Контуженный подросток выбирается из-под обломков и замечает того самого старика – он просит мальчика забрать с собой «Щегла», спасти шедевр, а еще найти антикварный салон, в котором работает его партнер Хоби. Тео на автомате забирает картину, а потом получится так, что он не сможет с ней расстаться – ведь это память о матери, о рыжеволосой девочке, о миге счастья и последовавшей за ним пропасти несчастья. Эта картина станет для героя вечным источником тревоги и одновременно якорем, удерживающим его на плаву, символом чистоты и красоты, стремительно ускользающей из жизни мальчика.
Кадр из фильма «Щегол
Тео примут в семью родители его товарища. Миссис Барбур, поклонница искусства, светская львица, тонкая, добрая и изысканная женщина, подарит ему тепло, в котором он так нуждается. Но неожиданно найдется отец мальчика, неудачливый актер, алкоголик и аферист, он заберет Тео к себе. В Лас-Вегасе, в новой школе герой познакомится с харизматичным подростком Борисом – то ли русским, то ли украинцем, то ли поляком. Тот подсадит Тео на наркотики, алкоголь и сигареты. А еще он его подсадит на дружбу, с ним будет так весело и интересно!
Тео все-таки вернется в Нью-Йорк, в антикварную мастерскую Хоби и погибшего старика, которая и станет его домом, куда можно приходить всегда и любым. И главное – сюда иногда возвращается рыжеволосая девочка Пиппа, любовь всей его жизни. Тео повзрослеет, начнет помогать простодушному Хоби в торговле антиквариатом, станет проворачивать сомнительные сделки, выдавая копии за оригиналы, разбогатеет, захочет жениться, а потом случайно узнает, что «Щегол», которого он бережно хранит все эти годы, давно у него украден и теперь находится в руках мафии. Вернуть картину, чтобы вернуть себя, чтобы вернуть доверие важных для его израненного сердца людей – это и станет его главной целью. Но для этого придется пролить кровь…
Кадр из фильма «Щегол»
Уже сейчас раздаются мнения, что фильм, несмотря на бережное, почти трепетное отношение режиссера Джона Краули к книжке, получился не столь тонким и философским. На мой взгляд, несправедливая претензия. Донна Тартт, при всем уважении, не создала «Войну и мир», смыслы, заложенные в книгу, довольно просты: первая любовь, первые учителя, взросление, роковой случай, меняющий всю твою жизнь, способность пережить утрату, чувство вины, испепеляющее твою душу, тотальное одиночество, подмена подлинных чувств и отношений фальшивыми… Все это есть и в фильме. Как и общая тягостная, депрессивная интонация: поломанные люди, как говорит в фильме Пиппа, не могут быть вместе, как бы ни любили друг друга, ведь если один из них сломается до конца, другому тоже не выжить…
Так что же с кинокартиной Джона Краули не так? Во-первых, хронометаж в 146 минут действительно утомителен, он превращает остросюжетную детективную историю почти в артхаус «об украденной жизни». Во-вторых, мешает рваное повествование, взрыв, который то и дело возникает в воспоминаниях Тео, все-таки надо было показать яснее, зрителям, не читавшим книгу, будет не сразу понятно, что в нью-йоркском Метрополитен-музее произошел теракт. Ну и в-третьих, кастинг. Дети тут переигрывают взрослых. Прекрасны все – Оакс Филби в роли 13-летнего Тео, Финн Вулфард в роли юного Бориса и маленькая Пиппа. А вот когда герои вырастают…
Кадр из фильма «Щегол»
Глядя на грузноватую, начисто лишенную одухотворенности Эшли Камминс — взрослую Пиппу – трудно представить, что она может быть чьей-то любовью-грезой. Энсел Элгорт, безусловно, замечательный актер редкого обаяния, но для данной роли он … слишком жизнерадостен. Пляшущих чертей в глазах, таких уместных в «Малыше на драйве», Элгорту порой приходиться сдерживать усилием воли – и это видно в кадре. А вот Анайрин Барнард в роли взрослого Бориса, несмотря на яркую, еврейско-цыганскую внешность, хорош – дьявольски обаятелен, хотя, как и в книге, очень мутно прописан: то он разговаривает на чистейшем русском, то, выпивая, говорит дикости вроде «На здоровье!» с ужасным акцентом. Но главное разочарование фильма – Николь Кидман. Это уже не секрет: она очень плохо играет в последнее время, и все эти как бы «отважные» эксперименты с внешностью, предпринимаемыей ей из картины в картину, – наклеенные носы, седые парики и резиновые морщины не способны обмануть зрителя. Главное в образе миссис Барбур – это теплота, а лицо Кидман, обколотое ботоксом, холодно и неподвижно. И седой парик, и пластический грим, превративший шею актрисы в гармошку, тут не спасают – старая миссис Барбур так же не транслирует энергию добра, как и молодая.
Картина Фабрициуса «Щегол»
Не удался, на мой взгляд, авторам фильма и образ Хоби – очень важный в книге. Учитель, подаривший Тео не только профессию, но и представления о морали, этике, нравственности, человек, познакомивший мальчика с миром старых вещей, несущих свою историю, энергию, в фильме показан эпизодически. И снова из соображений политкорректности и соблюдения «квоты» белый герой превращен в темнокожего (актер Джеффри Райт). Лишен зритель и этого упоительного любования старыми комодами, стульями, бюро, оживающими под чуткими руками Хоби… Может, от того и история самого шедевра – картины Фабрициуса «Щегол» — кажется зрителю уже неважной. А ведь этот завораживающий шедевр и есть ключ ко всей истории: даже привязанная птичка может оставаться свободной. Если будет видеть свет. Если захочет его видеть.
Трейлер фильма «Щегол»
Читайте также:
«Щегол», «Стриптизерши», «Пункт назначения: Смайл» и другие киноновинки недели