Читайте нас в Telegram
17:05, 19.09.2019

Рецензия на фильм «Воскресенье»: пронзительная драма, в которой Вера Алентова играет умирающую от рака женщину

Корреспондент «Вокруг кино» рассказывает о практически бессюжетной, но резонансной картине, которую сняла Светлана Проскурина.

19 сентября в прокат выходит фильм Светланы Проскуриной, известной преимущественно по документальным картинам, а также сотрудничеству с Александром Сокуровым и Алексеем Вертковым. С первым она трудилась в качестве сценариста над монументальным «Русским ковчегом», со вторым работает над новыми проектами каждые 4-5 лет. Свежий фильм режиссера, которая знакома в основном фестивальной публике («Случайный вальс» завоевал главный приз кинофестиваля в Локарно, «Перемирие» взяло Гран-при 21-го «Кинотавра», «Воскресенье» был представлен на ММКФ в этом году, а еще два ранних фильма участвовали в смотрах в Каннах и Венеции) рассказывает об одном дне из жизни провинциального чиновника.

НОВОСТЬ

Как это часто бывает в случае с фильмами Проскуриной, «Воскресенье» оказывается практически бесконтекстной и в чем-то даже банальной картиной, что, однако, не стоит понимать превратно. В ней мало каких-то характерных черт у самих героев, мало сюжетообразующих деталей (одной из них оказывается записка «Скоро умрешь», которую подбрасывают главному герою, но со временем и она отходит на второй план), зато много необязательных пауз и многозначительных диалогов, в которых на первый взгляд не содержится практически никакой смысловой нагрузки.

Алексей Вертков в фильме «Воскресенье»

Сам Терехов (Алексей Вертков), его любовница (Александра Ребенок), тяжело больная мать (Вера Алентова) и ее сиделка (Елена Мольченко), бывшая жена (Агния Кузнецова), новая возлюбленная (Мария Леонова) и другие на протяжении всего времени переговариваются исключительно о бытовухе, несмотря на то что каждый испытывает кризис, – роковой, неотвратимый, способный сбить ног и перехватить дыхание. Именно он отделяет персонажей друг от друга: между героями нет близости даже несмотря на то, что те вступают в тесный контакт, занимаясь любовью или просто лежа на одной постели. Мыслями они далеки, да и в физическом плане минуты подобного, исключительно физического соприкосновения – редкость. Гораздо чаще герои резко вскакивают, отталкивают друг друга, да и фразы их звучат довольно отрывочно и в конечном счете не имеют адресата, будучи обращенными в никуда.

Так, например, в самом начале фильма любовница Терехова Инна, которую играет супруга актера Алексея Верткова, после страстной ночи с героем шагает с балкона. Удивительным образом не погибает, чем ввергает в панику и недоумение собственного мужа, который раздосадован тем, что теперь придется платить соседу за ремонт покореженной машины, на которую упало тело. Когда же в больнице Терехов спрашивает у Инны, есть ли его вина в случившемся, она лишь отмахивается и говорит, что измена – не тот повод, чтобы накладывать на себя руки. Сама причина при этом так и остается за кадром, и это показательный момент для всей картины: не называние вещей своими именами здесь – краеугольный камень.

Александра Ребенок в фильме «Воскресенье»

В «Воскресенье», чье название то отсылает к произведению Толстого, то трактуется сразу несколькими способами, вообще много многослойности и воздуха, о которых так любит толковать постановщица. Они действительно считываются, ложатся на неспешный темп, который превращает картину с демократичным хронометражем в час двадцать минут в полновесное и даже слегка утомляющее, давящее произведение о жизни одного человека. Даже без каких-то проясняющих ситуацию деталей, даже со случайными персонажами, которые появляются в кадре на несколько десятков секунд.

Несмотря на жанровые ярлыки «драма» и «криминал», «Воскресенье» – больше о философии и рефлексии, хотя есть в картине и вспышки насилия, и его последствия. В ней, сочащейся тягучей классической музыкой, есть и «русскость», которую довольно сложно описать словами, но которую удалось поймать, заключить в кадрах фильма создателям: это и про загадочную русскую душу, и про взятничество, и про попытки откупиться от всего на свете, и про нецензурную брань, которая вырывается в минуты крайнего возбуждения, и про любовь к водке, и про поиски родного человека, которые часто оканчиваются не тем, чем бы нам хотелось.

Кадр из фильма «Воскресенье»

В общем, полотно получилось авторским, спорным и явно неподходящим для широкой аудитории. При этом своих поклонников оно тоже способно обрести. Часть из них – определенно фанаты Верткова и Ребенок, Алентовой, которая исполнила тут совершенно непривычную для себя роль, и Ильина, несмотря на то, что трое последних появляются в кадре ненадолго. Почти всегда там только Вертков, на персонажа которого навалилось все и сразу, и который старается не выбиваться из графика своих рутинных дел, и даже несмотря на утвеждение о том, что короля делает свита, в первую очередь именно его органика вытягивает картину на какой-то недосягаемый уровень. А благодаря невероятной операторской работе от экрана просто сложно отвести взгляд.

Трейлер фильма «Воскресенье»

Читайте также:

«Тайна печати дракона», «Рэмбо: Последняя кровь», Yesterday и другие киноновинки недели

Юлия Меньшова рассказала о непростом характере своей мамы Веры Алентовой

Вера Алентова поддержала Владимира Меньшова на показе фильма «Зависть богов» в Южно-Сахалинске

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


Воскресенье

«Воскресенье» — фильм российского производства, участник основного конкурса 41-го Международного Московского...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
В последний месяц лета на экраны выйдет немало многообещающих проектов.
ОБЗОР
Прилучный не первый, кто решил отсудить отпрысков у бывшей супруги.
Катерина Шпица похвасталась знакомством с Пьером Ришаром, на фильмах которого выросла
70-летняя Ирина Муравьева впервые за долгое время вышла в свет
«Игра престолов» в антураже Древнего Рима. Рецензия на сериал «Обреченные на славу» 10:15, 04.08.2024
Как Рыжему из «Иванушек» ухо отстрелили. Рецензия на комедию «Тополиный пух» 14:41, 01.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через