Рецензия на фильм «Джокер»: великолепный психологический триллер про становление главного врага Бэтмена
Корреспондент «Вокруг кино» предупреждает: спродюсированный Мартином Скорсезе проект – это не очередная сказка про супергероев и суперзлодеев и не «мультяшка», а лента, которая может оставить резкое и неприятное послевкусие, а может и очаровать.
3 октября в широкий российский прокат выходит «Джокер», которого все киноманы с нетерпением ждут уже несколько месяцев. Ленту начали обсуждать еще на стадии подготовки к съемкам. Сначала в проект вписались режиссер трилогии «Мальчишник в Вегасе» Тодд Филлипс (именно его идеей было сделать новый фильм про главного врага Бэтмена картиной, никак не связанной с другими фильмами по комиксам DC) и Мартин Скорсезе, который на этот раз выступил как продюсер, но все равно привнес в картину много авторских деталей.
Пожалуй, именно имя Скорсезе положительно повлияло на интерес публики к будущей ленте. Во-первых, события картины разворачиваются в восьмидесятых годах в Готэме, прототипом которого являются Нью-Йорк и Чикаго. Во-вторых, по жанру лента является никак не фантастическим блокбастером, как привыкли думать зрители за десять лет расцвета кинокомиксов, а скорее криминальной драмой. А на таких проектах Мартин, как известно, давным-давно набил руку.
Кадр из фильма «Джокер»
Примерно тогда же появились слухи о том, что титульная роль достанется Леонардо Ди Каприо. Но позднее Тодд Филлипс заявил, что всегда рассматривал лишь одного кандидата – Хоакина Феникса, который в итоге и сыграл главную партию в картине. Для роли актер похудел почти на 25 килограммов (из-за мешковатой одежды это чувствуется не так сильно, но зато в одной из начальных сцен, когда взгляду зрителя предстает его обтянутый кожей хребет, достигается необходимый шокирующий эффект), а также месяцами репетировал лихорадочно-болезненный смех – проявление нервного расстройства, с которым его герой не в состоянии совладать (страшно представить, сколько дублей все же уходило на каждую такую сцену) и который приносит ему множество неприятностей. Конечно, помимо тех, которые у него уже есть.
Артур Флек на протяжении всей своей жизни пытается свести концы с концами. Он работает клоуном, то рекламируя распродажи в маленьких магазинчиках, то выступая перед детьми в больницах, посещает психотерапевта, никак не может отказаться от мечты стать успешным стендап-комиком и представляет себя гостем ежевечернего телевизионного шоу с Мюрреем Франклином (его играет другой завсегдатай фильмов Скорсезе Роберт Де Ниро). Вынужденное одиночество – общение с людьми у Флека не складываются из-за нервного расстройства и странных привычек – скрашивает тяжело больная мать (Фрэнсис Конрой), горячо убеждающая сына, что родила его от миллиардера и филантропа Томаса Уэйна, который как раз сейчас собирается баллотироваться в мэры города.
Кадр из фильма «Джокер»
Вокруг царит разгул преступности и безнаказанности, кризис и безработица, превращающие людей в озлобленных существ, думающих только о себе и своих удовольствиях. В тягостной обстановке Флека, который всеми силами противится обстоятельствам, ухудшающимся с каждым днем, преследуют мрачные мысли. Он даже не пытается с ними бороться и покорно принимает происходящее, пока череда практически случайных событий не приводит к тому, что Артур совершенно съезжает с катушек. Это событие одновременно приводит к тому, что герой прозревает и даже получает единственный шанс донести свою философию до массовой публики.
«Джокер», завоевавший главный приз Венецианского кинофестиваля, представляет собой даже не криминальную драму, как могло показаться изначально: это натуральный психологический триллер, одновременно магнетический и беспросветный. Фильм сделан так, что его максимально некомфортно смотреть. Но в этом заключается его прелесть, притягательность и парадокс: от излучающего какой-то запредельный уровень магнетизма Хоакина Феникса просто невозможно отвести взгляд; хочется и дальше сидеть, вперив взгляд в экран и задержав дыхание.
Кадр из фильма «Джокер»
В кадре актер выполняет кажется, совершенно обыденные вещи: он пытается поговорить с коллегами по работе, заботится о матери, танцует (выверенно-хаотичные движения рук сразу дают понять, что мысленно он пребывает в каком-то своем мире, свободном от ежедневного насилия и грязи), курит и репетирует свое самоубийство, замирая с абсолютно счастливой и расслабленной улыбкой на губах – впервые за долгое время настоящей.
Разумеется, зрителю нужны небольшие передышки: в противном случае было бы невозможно высидеть два часа с натянутыми как струны нервами. На помощь тогда приходит юмор. Жесткий и местами даже безжалостный, он дает выплеск накопившимся эмоциями и вызывает какую-то ответную реакцию на грани истерики. Частично именно с помощью шуток укрепляется чувство сопереживания и эмпатии к герою, который за всю свою жизнь не видел ничего хорошего.
Кадр из фильма «Джокер»
В «Джокере» есть вещи, которые при чуть ином балансе сил и расстановке акцентов были бы минусами, но здесь все детали складываются в идеальный паззл. У картины Филлипса довольно прямолинейный сюжет, но это ее не портит: перегрузка дополнительными событиями и подробностями нарушила бы темп и не дала столь потрясающей глубины. Пафосная музыка местами кажется чрезмерной, но потом оказывается, что она и только она может звучать: как иначе, если события происходят в самом настоящем городе грехов? Отсылки могли бы стать излишними и болезненными, но здесь речь идет об интерпретации культовых сцен («Таксист», «Бешеный Бык» и «Король Комедии» — кто даст больше?), которые мало влияют на содержание происходящего на экране и не отвлекают внимания от сути.
При желании можно было бы раскритиковать даже «ту самую сцену» с Уэйнами – именно она слегка выбивается из ритма, добавляя налет комиксности и заезженности происходящего, но даже в этот момент у зрителей рождается чувство не недовольства, но сожаления: продолжения хочется настолько, что можно простить любую потенциальную связь с другими фильмами киновселенной, лишь бы осталась эта связующая ниточка.
Кадр из фильма «Джокер»
Приятным дополнением является и раскрытие ключевого (а скорее даже единственного) персонажа: даже осознав до конца то, насколько прогнили общество и сама система, он – выпавший из системы винтик, разрушивший весь механизм, – не пытается прыгнуть выше головы. Более того, Артур искренне удивляется, когда его – человека, которого всю жизнь в лучшем случае не замечали, – внезапно начинают слышать и слушать. Он наконец-то получает обратную связь, поддержку, даже похвалу, которых был лишен все эти годы, и этот поток, отдающий кровавым послевкусием, захлестывает его с головой.
Можно долго говорить о моральных дилеммах, вине и совести, но Артур Флек здесь – одиозная фигура, которая имеет мало общего с терроризмом, а обильная жестокость, за которые ленту успели раскритиковать в США, – всего лишь иллюстрация фразы о том, что насилие порождает насилие.
Кадр из фильма «Джокер»
«Джокер» в итоге оправдывает все возложенные на него надежды и вполне может потягаться не только за престижные награды, но и за звание фильма года. Нет смысла убеждать тех, кто ждал ленту, идти в кино, вы наверняка уже выкупили билеты на первый же сеанс. Но тем, кто все еще сомневается, стоить помнить, что это не очередная сказка про супергероев и суперзлодеев и не «мультяшка», а лента, которая может оставить резкое и неприятное послевкусие. А может и очаровать – с первых нот White Room или пронзительно-сумасшедшего взгляда Артура Флека, говорящего о том, что он празднует. И да: смотрите только в оригинале.
Трейлер фильма «Джокер»
Читайте также:
Кинокомикс «Джокер» получил главную награду 76-го Венецианского кинофестиваля
Появились первые фото 43-летнего Хоакина Феникса в образе Джокера
74-летний Роберт Де Ниро может сыграть в новом фильме про Джокера