Рецензия на фильм «Малефисента: Владычица тьмы»: неудачный и ненужный сиквел волшебной сказки с Анджелиной Джоли
Корреспондент «Вокруг кино» констатирует, что голливудская звезда – единственный плюс, который остался в продолжении картины.
В 2014 году фильм студии Disney «Малефисента» стал если не сенсацией, то как минимум одним из самых громких проектов. Создателям этой необычной интерпретации сказки о спящей красавице удалось изменить давно устоявшиеся представления о раскладе сил добра и зла, вдохнуть в эту историю новую жизнь, при этом обозначив актуальную повестку дня, и сделав картину одновременно трогательной, смешной и в необходимой степени драматичной. Критики, впрочем, не преминули поругать ленту за нотки радикального феминизма и довольно простой сюжет, но кассу проекту сделали простые зрители, которые в большинстве своем остались от «Малефисенты» в восторге.
Неудивительно, что нового появления Анджелины Джоли в роли злой колдуньи с несносным характером и Эль Фаннинг, сыгравшей очаровательную Аврору, публика ждала с нетерпением. Сейчас же, в канун премьеры перед ними встает вопрос: стоило ли того ожидание? Или создателям все же надо было поставить точку в этой истории еще пять лет назад? После просмотра с уверенностью можем сказать, что от оригинального фильма в целом осталось не так и много ключевых вещей. Пожалуй, их всего две: Джоли и Фаннинг. Остальное поменялось кардинально, и речь даже не о том, что свою внешность резко сменил принц Филипп (коней на переправе не меняют, но здесь явно не тот случай), руку к сценарию Линды Вулвертон, ответственной за оригинальный фильм, приложили другие авторы, а режиссером проекта стал Хоаким Роннинг, поставивший не самую успешную часть кассовой франшизы «Пираты Карибского моря».
Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы»
Если говорить глобально, то при просмотре «Малефисенты: Владычицы тьмы» складывается ощущение, что на экране проект из совершенно другой вселенной, такой где у героев не осталось ни капли адекватности для принятия каких-либо взвешенных решений. Единственным персонажем, который твердо придерживается своей позиции, является злодейка в исполнении Мишель Пфайффер, задумавшая устроить геноцид волшебных существ (при этом ей менять свою линию поведения, ясное дело, просто незачем), а остальные то и дело потакают постоянно меняющей направление стрелке морального компаса, зачастую без каких-либо видимых на то причин.
В завязке нового фильма Аврора, которая после событий первой части «Малефисенты» стала правительницей Болот, где проживают волшебные существа, отвечает согласием на предложение принца Филиппа стать его женой. Малефисента в гневе, однако согласна нанести приветственный визит родителям жениха – исключительно по слезной просьбе Авроры, которую искренне считает своей дочерью. Эти примерно двадцать минут фильма представляют собой одновременно смешное и жалкое зрелище, поскольку колдунье, проведшей всю жизнь в отшельничестве, приходится под присмотром Диаваля (Сэма Райли, кстати, в сиквеле преступно мало) учиться вести себя в обществе, поддерживать светские разговоры и улыбаться, не обнажая острых клыков.
Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы»
На пиру, несмотря на всю подготовку, разумеется, все идет не так. В результате ссоры Малефисенты и Ингрит ратующий за мир между двумя королевствами отец Филиппа засыпает вечным сном, на колдунью объявляют охоту, а Аврора ссорится с названной матерью, принимая сторону будущей семьи, хотя и чувствует свою вину за произошедшее. После этого начинается пафосная драма, которая и не думает кончаться. Каких-либо лучей света в этом темном царстве практически нет: так, например, в фильме под названием «Малефисента» за два часа хронометража как таковой нет ни Малефисенты, ни Авроры. Отношения их также до последнего остаются под большим вопросом, хотя именно в них была изюминка первого фильма.
Взамен названной дочери Малефисента якобы обретает родство со своим племенем темных эльфов, также раздираемого противоречиями (даже после просмотра остается больше вопросов, чем ответов), члены которого просят ее возглавить и защитить их. Проходит еще пара десятков минут, состоящих из несуразных разговоров, прежде чем скрытое противостояние волшебных существ и людей, ведомых Ингрит, давно готовившей свой коварный план по уничтожению нежити, перерастает в ожесточенную бойню, в которой очень бодро гибнут и те, и другие.
Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы»
В итоге вторая «Малефисента» оказывается картиной, рассказывающей о разобщенных героях, которые не очень-то растут в личностном плане, скорее зацикливаются на своих обидах и в любой момент готовы изменить свои решения. При этом большинство их действий выглядит непоследовательно, а когда они отвечают хоть какой-то внутренней логике, происходящее настолько отдает формализмом, что у зрителя пропадает любая тяга к эмпатии и сопереживанию. Особенно при условии, что одна из ключевых героинь постоянно использует дешевую манипуляцию, а вторая никак не может решить, что для нее важнее, чем только усугубляет положение.
За исключением Авроры и Малефисенты на экране практически не за кем следить – так невнятно прописаны характеры новичков, которых тут подавляющее большинство. Кроме того, среди них часто встречаются и откровенно раздражающие персонажи, вроде рыжеволосой приспешницы Ингрит, которой уделено непропорционально много экранного времени (смаковать моменты злого торжества можно и не так вульгарно) или волшебных существ-сайдкиков.
Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы»
Сиквел картины делает ставку на темы смерти и возрождения, а также продолжения рода (дети в кадре мелькают гораздо чаще, чем стоило бы, как бы заставляя героиню подумать о будущем, которого она хочет для тех, кто ей близок – хоть в физиологическом, хоть в эмоциональном плане) и прощения. Первый пункт при этом идет вразрез с внутренней логикой самого фильма, а последний с этикой, да и вообще любыми понятиями. Этим же грешит и концовка.
Так, последний аккорд «Малефисенты», задуманный как «жили они долго и счастливо», и вовсе способен довести до истерики: если предыдущие события фильма вызывают вопросы «в смысле?» и «что?», то здесь только и остается, что смеяться, при этом не очень весело. Потому что одним из ближайших примеров подобного сюжетного поворота по духу является красная свадьба из «Игры престолов», только наоборот: один день в королевстве сменяется с геноцида на роскошное торжество, где все забывают не только о распрях, но и о том, сколько их близких и родных полегло на поле брани считанные часы назад.
Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы»
Сиквел «Малефисенты» в результате оказывается полотном, перегруженным пафосом, но не отяжеленном хоть какими-то внятными сюжетными линиями. Мотивация практически всех героев считывается крайне слабо, проект кидает от жестокости до детской невинности, акцент скачет с одного героя на другого, при этом еще больше их разобщая и заставляя зритель ждать, когда все это закончится.
Вопросы способны вызвать и монтаж, и местами графика, и диалоги – бессвязные и практически не несущие никакой нагрузки, и музыка. Часть претензий при этом проистекает из понимания того, как мог бы выглядеть финальный результат, не будь вторая «Малефисента» грубо сшита из совершенно разноплановых кусков, плохо монтирующихся между собой как по стилю, так и по настроению. Вместо рассуждений о природе перерождения, ритуальных танцев и повторения одних и тех же микросцен, создатели могли бы развить тему подростковых кризисов и материнской опеки, раз уж она проходит красной нитью через всю дилогию, однако здесь все обрывается на полуслове. Из бесспорных плюсов тут разве что Анджелина, от которой по-прежнему сложно оторвать глаза, да пара ироничных моментов, способных удивить остроумием. Но это скорее печальное исключение, чем правило.
Трейлер фильма «Малефисента: Владычица тьмы»
Читайте также:
Прикрытая лишь перьями Анджелина Джоли появилась в первом трейлере сиквела «Малефисенты»
«Малефисента-2» с Анджелиной Джоли выйдет в прокат на полгода раньше запланированной даты
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Малефисента: Владычица тьмы
«Малефисента: Владычица тьмы» — американский приключенческо-фэнтезийный фильм режиссера Хоакима Роннинга, продолжение...
Читать