Премьера спектакля «Сахарный немец» в МХТ имени А.П. Чехова
6 и 7 декабря 2019 года МХТ имени А.П. Чехова представляет премьеру спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец» с участием Ксении Тепловой и Артема Волобуева.
Этим спектаклем театр возвращает публике уникального, но забытого автора первой четверти ХХ века, в судьбе которого отразилась трагедия России.
Поэт и писатель Сергей Клычков (1889 – 1937) был одной из самых ярких фигур русской литературы, и современники высоко ценили его дар. Его первый сборник стихов «Песни» вышел в 1911 году и сразу получил известность. Он дружил с Сергеем Есениным, и именно ему тот посвятил стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Анна Ахматова говорила про Клычкова: «Своеобразный поэт. И ослепительной красоты человек». С Осипом Мандельштамом они сблизились уже в конце 20-х, за десять лет до трагической гибели обоих в эпоху Большого террора. Жена Клычкова вспоминала: «Оба вспыльчивые, горячие, они за восемь лет ни разу не поссорились. Беседы их были изумительны, высокий строй души, чистоты, поэтическая настроенность объединяли их».
Премьера спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец»
Сергей Клычков был «поэтом-воином», как его назвал другой современник, поэт Сергей Городецкий. Выходец из крестьянской среды, Клычков активно отзывался на все вызовы времени. В 16 лет в Москве участвовал в восстании 1905 года – состоял в дружине знаменитого скульптора Сергея Коненкова и провел на баррикадах на Арбате десять дней. В 1914 году ушел на фронт Первой мировой войны. Революцию Клычков, как и другие «новокрестьянские» поэты, принял с воодушевлением. В Гражданскую войну его дважды приговаривали к расстрелу белые, и он чудом остался жив.
Трагический опыт Первой мировой войны лег в основу романа «Сахарный немец», который Клычков написал в 1925 году. Почему «сахарный», что за «немец»? В старообрядческой культуре сахар – символ греха. В романе главный герой с таким беззащитным и неподходящим воину прозвищем Зайчик убивает всего одного врага, немца. Но это становится для него крахом, убийство другого оборачивается убийством себя. И «сахарный немец» приходит к герою во сне.
Магический реализм, к которому принадлежит роман «Сахарный немец», – хорошо известное сегодня направление в литературе. Главным критерием его служит использование фантастики, растворенной в повседневности настолько, что и сама она становится в высшей степени реальной. Одним из ярчайших представителей этого литературного направления является Габриэль Гарсиа Маркес, но то, что стало открытием в 1960-е и 1970-е, Клычков сумел почувствовать и воплотить в далекие 1920-е.
Премьера спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец».
Режиссер спектакля «Сахарный немец» – Уланбек Баялиев. Его имя хорошо известно театральному зрителю: он ставил «Барабаны в ночи» Б. Брехта в театре «Et Сetera», «Грозу» А. Островского в Театре им. Евг. Вахтангова, «Позднюю любовь» А. Островского в Студии театрального искусства. Прозой Сергея Клычкова Баялиев заинтересовался, еще будучи студентом мастерской Сергея Женовача в РАТИ.
Режиссер-постановщик и автор инсценировки – Уланбек Баялиев.
Художник – Евгения Шутина.
Художник по свету – Тарас Михалевский.
Композитор – Фаустас Латенас.
Музыкальный руководитель – Алена Хованская.
В спектакле принимают участие: Валерий Зазулин, Надежда Жарычева, Дмитрий Сумин, Ксения Теплова, Алексей Агапов, Алена Хованская, Ростислав Лаврентьев, Артем Волобуев, Николай Сальников, Антон Ефремов.
Читайте также:
Право на шепот: спектакль «Самоубийца» в Студии театрального искусства
«Один день в Макондо» в Студии Театрального Искусства под руководством Сергея Женовача
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Ксения Теплова
Российская актриса театра и кино.
Читать