Читайте нас в Telegram
18:24, 13.02.2020

Рецензия на фильм «Скандал»: мощнейшее высказывание на тему домогательств

Корреспондент «Вокруг кино» считает фильм с голливудскими звездами настоящим манифестом в защиту женщин.

13 февраля в российский прокат выходит драматический фильм «Скандал». О ленте, рассказывающей о том, как глава американского телеканала Fox News и один из самых успешных медиаменеджеров Роджер Эйлс из-за обвинений в сексуальных домогательствах лишился своего кресла, впервые заговорили летом 2017 года. Однако в центре внимания проект оказался после разразившегося спустя несколько месяцев «вайнштейнгейта», когда свою карьеру на столь же бесславной ноте закончил не менее авторитетный бизнесмен от мира кино. Падение продюсера с голливудского Олимпа оказалось более громким событием и положило начало нескольким кампаниям, включая #MeToo, однако киноделы заинтересовались и историей Эйлса, вполне справедливо рассудив, что могут превратить скандальную историю в некий манифест или даже назидание.

НОВОСТЬ
Актриса объяснила, почему Никиты не будет в третьем сезоне сериала «Жизнь по вызову».

Другого от «Скандала» изначально мало кто ждал, однако после того, как был объявлен актерский состав проекта (роли обличительниц Эйлса достались Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби), ставки повысились и начались разговоры о возможных номинациях на «Оскаре». Так и получилось: на минувшей церемонии драма была представлена в двух номинациях и ожидаемо отхватила «техническую» статуэтку за грим и костюмы. А вот заикаться о награде за лучшую второстепенную роль было бесполезно – Лора Дерн попросту не оставила своим конкуренткам ни единого шанса. Однако проигрыш «Скандала» в одной из номинаций ни разу не умаляет ценность самого фильма, над которым создатели провели крайне скрупулезную работу.

Кадр из фильма «Скандал»

Первое, что стоит отметить, говоря о «Скандале», так это то, что картина, хоть и основана на реальных событиях, полна художественного вымысла. За документальную реконструкцию ее не получится принять при всем возможном желании – и дело даже не в дисклеймере, всплывающем перед началом фильма. Второе – создатели берут с места в карьер и с первых же секунд задают бешеный темп. При этом рваный монтаж и диалоги героев то и дело сбивают зрителя с толку – поток информации поступает сразу по двум каналам восприятия и сконцентрироваться на чем-то одном сложно даже с физиологической точки зрения. Тем не менее, именно такая плотность сценария позволяет создателям развернуться в полную силу: в час пятьдесят экранного времени упаковано сразу несколько сюжетных линий, позволяющих зрителю под разным углом взглянуть на тему сексуальных домогательств, а авторам – уж точно исследовать ее вдоль и поперек.

Наконец, в-третьих, фокус периодически сбивается на политику (и вполне реальных фигур – Мегин Келли, например, вступает в ожесточенную схватку с Дональдом Трампом на глазах у всей Америки – достаточный предлог, чтобы часть аудитории покинула зал в ту же минуту). Но при этом стоит держать в уме, что в «Скандале» злоупотребление властью во всех ее проявлениях и политическая повестка идут в одном комплекте, так что с этим приходится мириться.

Кадр из фильма «Скандал»

Акцент в картине все равно сделан на человеческих взаимоотношениях. А также поведенческих деривациях и последствиях, с которыми всем рано или поздно приходится разбираться. В «Скандале» сталкиваются два мира: идеализированный – тот, где люди вольны поступать так, как захотят, и при этом уважают желания всех, кто оказывается рядом с ними, независимо от гендера или каких-то других категорий, и реальный, в котором от большинства женщин, особенно пытающихся добиться успехов на профессиональном поприще, требуется быть удобной и подчиняться воле тех, кто поставлен в более авторитетную позицию.

При этом очевидном перекосе создатели умудряются обходится без резких суждений в чей-либо адрес. Роджер Эйлс, например, в картине показан довольно объемно – это не типичный злодей, который сеет зло ради разрушения и удовлетворения собственных страстей. Он известен благотворительными кампаниями, а многие его сотрудники вполне честно характеризует его как отличного босса. Но при этом его вина даже не ставится под сомнение – она доказана и то, что он не осознает всей серьезности ситуации и не понимает, в чем, собственно, заключается проблема, нисколько его не оправдывает.

Кадр из фильма «Скандал»

Самое важное в «Скандале» – пожалуй, то, что создатели постепенно ставят зрителя на место героинь, незаметно, но уверенно переводят их в плоскость сопереживания персонажам, предоставляют шанс в полной мере ощутить каково это – оказаться загнанным в угол и всеми покинутым человеком, стоящим перед довольно безальтернативным выбором.

Как отмечает одна из героинь, ситуации, в которой оказывается большинство жертв, очень похожи между собой. Но вот предпосылки к их созданию, абсолютно разные. Это секрет Полишинеля, о котором по каким-то причинам принято часто забывать. Создатели «Скандала» же довольно непредвзято относятся к теме: они не сглаживают углы и показывают, что иногда подобный финал – результат личного выбора. Но при этом они говорят о том, что одно дело – попытаться показать себя во всей красе ради продвижения по карьерной лестнице (за эту часть отвечает героиня Марго Робби, и эта линия показана сразу с нескольких ракурсов), другое – оказаться в ситуации, когда твоя работа, амбиции и мечты оказываются под угрозой из-за того, что кто-то решил воспользоваться служебным положением, считая это совершенно обыденным явлением.

«Скандал» может показаться скучным той части аудитории, которая по какой-то причине отказывается эмоционально вовлекаться в происходящее, потому что та степень давления, от которой перманентно страдают, с которой вынуждены каждый день мириться героини, передана блестяще.

Кадр из фильма «Скандал»

Для того, чтобы показать весь спектр неприятных ситуаций, в которых оказываются женщины, создатели прибегают к самым разным приемам, которые придают уникальную окраску эпизодам, дополнительно усиливающим основную идею картины. В дело идут и закадровые комментарии, и слом четвертой стены, и пробирающий до дрожи хор обвинительных голосов. Все работает на главенствующую идею, которая лучше всего отражена в абсолютно потрясающем кульминационном монологе героини Марго Робби. В нем она признается, что ее босс «даже не снял штаны», что в очередной раз доказывает, что важно не то, что произошло или было сказано, а сам факт посягательства на жизнь и здоровье – моральное, эмоциональное и физическое – другого человека.

Хватает в «Скандале» и закулисья телевидения — помимо сплетен о личной жизни сотрудников, оскорбительных шуточек и унижающих комментариев. Картина Джея Роуча, подобно «Утреннему шоу», которое не обсуждал только ленивый, показывает, как устроена индустрия и проливает свет на некоторые вещи, о которых знают только те, кто работает в отрасли. И без интересных откровений здесь тоже не обходится.

Кадр из фильма «Скандал»

Речь в фильме заходит и о других проблемах, с которыми сталкиваются жертвы сексуального насилия. Одна из них – травля человека, уже травмированного произошедшим, уже бросившего вызов своим страхам (публичного порицания, боязни расписаться в собственной беспомощности, список можно продолжать бесконечно) и сомнениям. В этом плане «Скандал» может предложить несколько мощнейших высказываний, показывающих, что чаще всего, когда речь заходит о подобных инцидентах, дело не в деньгах, не в погоне за славой и не в политике. Дело в элементарной защите себя и отстаивании своих прав, в том числе и на неприкосновенность.

В фильме есть героини, которые отказали в близости авторитетным людям и лишились карьеры. Есть те, которые уступили, точно зная, что будет в случае отказа. Наконец, есть те, которые отказали и получили желаемое. Но даже в этом редком случае речь идет не о признании силы или профессиональных заслуг, о которых чаще всего вообще не вспоминают, а всего лишь о завязанных на внешности личных симпатиях, которые в любой момент могут оказаться не на твоей стороне. И когда тебе не повезет – всего лишь вопрос времени: неважно, начеку ты остаешься или нет, неважно, как сильно ты стараешься проявить себя.

Кадр из фильма «Скандал»

В итоге «Скандал», несмотря на все огрехи, оказывается мощнейшим высказыванием на довольно противоречивую тему, которая в последние годы стала одной из самых обсуждаемых по всему миру (к слову, стоит отметить, что ситуация со снятием Роджера Эйлса с должности произошла еще до того, как разразился «вайнштейнгейт», так что Гретхен Карлсон и Мегин Келли в каком-то смысле действительно стали примерами для подражания, сумев выдержать давление общественности и вступить в открытое противостояние с титаном индустрии).

В «Скандале» находится место для невероятно сильных и эмоциональных эпизодов, а также монологов, которые настолько всеобъемлющи, что всю их глубину сложно осознать и прочувствовать с первого раза. Есть здесь и шутки, но это скорее жесткий сарказм, который приходится как нельзя к месту. В целом же можно говорить о ленте не только как о художественном высказывании с очень сильными актерскими работами, но и важном социальном: здесь в очередной раз проговариваются вещи, которые должны быть произнесены вслух. И, пусть и прозвучит это вульгарно, этот фильм, кроме всего прочего, – наглядное пособие по тому, как не надо делать.

Трейлер фильма «Скандал»

Смотрите фильм «Скандал» в кинотеатрах с 13 февраля.

Читайте также:

«Джентльмены», «Лед 2», «Скандал» и другие киноновинки недели

Стали известны победители «Оскара-2020»

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


Скандал

Американская биографическая драма режиссера Джея Роуча, повествующая о карьере руководителя...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Накануне СМИ заявляли о серьезной болезни у артиста.
ОБЗОР
В Калининграде стартовал XII смотр короткометражного и дебютного кино.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Избежать неприятностей в эти будни смогут только несколько представителей гороскопа.
Стали известны победители «Оскара-2020»
Рене Зеллвегер получила «Оскар» за фильм «Джуди»
Хоакин Феникс получил «Оскар» за роль Джокера
Сергей Бурунов и Юлия Пересильд будут комментировать трансляцию премии «Оскар» в России
«День выборов» от Сарика Андреасяна. Рецензия на третий сезон «Бедного олигарха» 10:27, 21.08.2024
Мастер-класс по приготовлению лапши на уши. Рецензия на фильм «Идеальный лжец» 10:31, 20.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через