Читайте нас в Telegram
21:35, 15.04.2020
эксклюзив

Режиссер сериала «Зулейха открывает глаза» Егор Анашкин: «Не пытайтесь сидеть с книгой и сравнивать»

Постановщик в эксклюзивном интервью «Вокруг ТВ» рассказал о работе над экранизацией бестселлера Гузели Яхиной.

В минувший понедельник состоялась долгожданная премьера сериала «Зулейха открывает глаза», который называют едва ли не самым главным событием телесезона. Съемки экранизации начались еще в 2017 году, и вот наконец зрители смогли увидеть первые эпизоды. Нам удалось поговорить с режиссером сериала Егором Анашкиным и выяснить, как проходил кастинг, почему роль Юлии Пересильд вывели на передний план и в чем телевизионная версия расходится с книгой.

НОВОСТЬ

Скажите, вы волновались перед премьерой? Был ли страх, что зрители холодно примут этот сериал?

— Наверное, да, как и любой автор, который волнуется перед премьерой. Меня несколько удивило, что показали одну серию, а я вместе со всеми настроился смотреть две. Ну, это каналу виднее, как показывать.

А как вы вообще реагируете на критику ваших работ?

— Смотря на чью критику. Если она тех людей, чье мнение мне важно, то я к ней прислушиваюсь. А когда посторонние ругают, чтобы ругать, — это не критика. Если ты от нечего делать сидишь дома и пишешь в интернете гадости только ради того, чтобы писать их, то это не критика, мне кажется.

Многие режиссеры появляются в своих проектах в камео. А вы практикуете такое?

— Нет, я обычно не снимаюсь в своих работах. Даже желания не возникает. Просто на площадке обычно столько дел, что не до того.

«Зулейха открывает глаза» часто называют «проектом Анашкина». Скажите, а автор одноименного романа Гузель Яхина принимала участие в съемочном процессе? Насколько она была вовлечена в работу над сериалом?

— В съемочном, наверное, нет. Но она была вовлечена непосредственно в работу над сценарием. И к большому счастью, Гузель очень хорошо понимает разницу между кино и литературой. Она знает, что экранизация — это не подстрочник, это не буквально «что писато, то и снято». И поэтому я ей благодарен за то, что она, как автор книги, по отношению к экранизации позволила нам делать, что мы хотим.

Сергей Маковецкий и Егор Анашкин на съемках сериала «Зулейха открывает глаза»

Возникали ли у вас споры с Гузель во время работы над сериалом?

— Понимаете, она написала роман. Вот книга — это ее детище. Она уже никуда от нее не денется. Книга будет в таком виде, в каком Гузель ее написала. А экранизация — это кроме того, что работа режиссера, еще и работа большого количества людей — творческой группы, актеров — всех, кто задействован на съемках. Это в большей степени коллективный труд. И от каждой мелочи зависит то, получится ли сериал или нет. Потому что он может получиться или не получиться на любом этапе — от неточного выбора актеров до неправильного монтажа. Поэтому есть вещи, на которые Гузель как автор никак не могла повлиять. А на каких-то этапах уже и я не могу повлиять на результат. Тут главное не ошибиться при выборе творческих союзников, когда только начинаешь работать над проектом. Во время съемок важно доверять актерам, группе, оператору-постановщику, чтобы вы вместе помогали друг другу.

Полгода назад вы представили режиссерскую версию сериала. И, по словам Гузель Яхиной, финальная вариант отличался от того, что было тогда показано. Можете рассказать, что изменилось?

— Вы знаете, я бы не назвал ту версию отдельной режиссерской. Потому что версия, которая в результате дошла до экрана, она тоже режиссерская. Это был момент доделывания сериала, оттачивания каких-то нюансов и мелочей, которые надо было еще доработать. Это не было одной из тех конфликтных историй, когда режиссер хотел одно, а продюсеры другое. Это большая и объемная работа, в которой было такое огромное количество всяких нюансов, которые важно было довести до ума. Мы не показывали ту версию как серию. Я бы назвал ее рабочим материалом.

Егор Анашкин и Чулпан Хаматова на съемках сериала «Зулейха открывает глаза»

Для сериала «Зулейха открывает глаза» вы подобрали по-настоящему звездный состав: Чулпан Хаматову, Сергея Маковецкого, Юлию Пересильд и других известных артистов. Расскажите, как проходил отбор актеров?

Тут было два момента. Одна часть актеров — звезды, а вторая часть… Большое количество материала мы снимали в Перми и в Казани. И нам сильно помогали актеры из местных театров, которые тоже самоотверженно и надолго погрузились в работу. Некоторым пришлось ездить из Перми в Казань, потом в Москву. Были сквозные герои, которых ты заявляешь в одной сцене, а он потом появляется в следующей, которую снимают в другом регионе. Поэтому им приходилось путешествовать. И с выбором этих актеров у нас был серьезный кастинг. Мы долго их искали и выбирали. Но мне радостно, что это были местные, с аутентичными лицами — и дети, и взрослые. Мне кажется, что это придает какую-то особую атмосферу сериалу. Потому что это уже не лица из массовки, которые примелькались всем. Как правило, актеры, которые снимаются в Москве, они ходят из проекта в проект. А еще было много людей которые снимались первый раз в жизни и вообще не актеры, но они тоже достойно, по-моему, сыграли. Те же дети. Их родители приводили на кастинг, и мы всех смотрели.

— Гузель Яхина не влияла на кастинг?

— Нет, как я уже говорил, ее участие закончилось на работе со сценарием. Она написала книгу и продала права на экранизацию. Это в процессе доверия очень важный элемент. Она большая молодец, что написала эту замечательную книгу и дальше позволила ей возродиться уже в виде киноверсии. Потому что если стоять над душой и каждую секунду топать ногой… Доверие очень важно. Ей пришлось довериться, и каналу в какой-то степени тоже. Как и мне приходится доверять всей творческой группе. Это большой коллективный труд. Тут важно, чтобы все работали как звенья одного механизма.

Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий и Егор Анашкин на съемках сериала «Зулейха открывает глаза»

А не было такой ситуации, что вам приходилось долго думать над тем или иным актером? Или каждый из них сразу же вошел в роль?

— Над всеми долго думали, кроме Чулпан. Процесс отбора сопровождался долгими размышлениями и попытками на каждого актера примерить образ. Это все не три секунды делалось, а какое-то время рождалось.

— А почему кроме Чулпан Хаматовой?

— С Чулпан так сложилось, что кроме нее Гузель никого не представляла на главную роль. И хотя она не настаивала на этом, но, когда читаешь книгу, то возникает ощущение, что это роль для Хаматовой. И я счастлив, что Чулпан тоже это понимала и согласилась играть. Как-то звезды тут сошлись, актер и роль друг друга нашли.

Чулпан Хаматова, Евгений Морозов и Егор Анашкин на съемках сериала «Зулейха открывает глаза»

В сериале «Зулейха открывает глаза» вы поработали с такими знаменитыми актрисами, как Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд, в другом вашем проекте «Кровавая барыня» главную роль исполняла еще одна топовая актриса Юлия Снигирь. Скажите, а с кем бы вам еще обязательно хотелось поработать?

— Я обидеть никого не хочу. Есть масса чудесных актрис, и каждая подходит для чего-то. Одна для этого персонажа, вторая для другой роли, а для этой лучше та. Хотел бы со многими поработать. Я так очень всех люблю (Смеётся. — Прим. ред.). Этот вопрос звучит как «против кого дружим». У меня пока все складывалось вполне благополучно в общении с актрисами. Мне нравятся те, которые по факту были утверждены на главную роль в моих проектах. И мне с ними очень приятно работать. Но при этом на этапе кастинга ты каждый раз думаешь, что эта роль, наверное, лучше для этой актрисы, а эта для той.

Роман «Зулейха открывает глаза» вышел в 2015 году и сразу же стал бестселлером. Каково вам было работать, имея на руках первоисточник? Насколько это повлияло на вашу работу как режиссера?

Это действительно роман-бестселлер. И я брался за него с волнением, уважением и осторожностью. Но с другой стороны хорошо, что это не Достоевский и не Толстой. Классика, про которую говорят, что руки прочь и ничего не меняйте вплоть до запятых. Поэтому отступления от авторского оригинального текста все-таки были. Вот, например, если вы смотрели первую серию, то у нас она начинается с вытоптанной на снегу огромной птицы. Мы специально для этого приглашали английского художника Саймона Бека, который занимается вытаптыванием гигантских геометрических фигур. То есть у нас это была не компьютерная графика. Он реально в Казани в поле вытаптывал эту птицу размером со стадион. Саймон уникальный человек, по образованию бывший картограф: без компаса, без всего, просто с одним эскизом в руках много часов бродит по снежному полю в своих снегоступах и делает точь-в-точь как на эскизе! (Смеётся. — Прим. ред.) Это был важный визуальный образ, который мы придумали. Он был связан и с легендой внутри истории, и с умершими дочками главной героини. Конечно, в книге такого нет. В книге было важно создать литературные образы.

Юлия Пересильд в сериале «Зулейха открывает глаза»

В романе героине Юлии Пересильд отведена роль второго плана, тогда как в сериале ее образ один из главных, чуть ли не наравне с Зулейхой. Чем было продиктовано ваше решение выдвинуть персонажа Пересильд на передний план?

— Да, это было изменено. Ее роль была удлинена и сделана более объемной, расширенной. Решение было продиктовано практическими соображениями.

Сериалы «Кровавая барыня» и «Зулейха открывает глаза» можно назвать историческими проектами. Чем вас привлекает такая тематика?

«Кровавая барыня» не совсем исторический проект. Это скорее фантазия или страшная сказка. Поэтому мы могли себе позволить всякие отступления от исторической правды. А «Зулейха открывает глаза» как раз исторический проект. И поэтому в воплощении он был гораздо более трудным, чем «Кровавая барыня». А привлекает материалом, историей. Историей не в смысле эпохи, а «о чем кино».

Есть ли у вас сейчас в планах еще какие-нибудь исторические сериалы?

— Как будет, так и будет. Чего об этом сейчас говорить. Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Как сложится, так и сложится.

Егор Анашкин на съемках сериала «Зулейха открывает глаза»

Читайте также:

Евгений Морозов признался, что не хотел идти на пробы в сериал «Зулейха открывает глаза»

Звезда сериала «Зулейха открывает глаза» Евгений Морозов высказался о постельных сценах с Чулпан Хаматовой и Юлией Пересильд

Звезда сериала «Зулейха открывает глаза» Евгений Морозов: «Юлия Пересильд очень чутко сыграла никому не пригодившуюся женщину»


ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: Пресс-служба
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Зулейха открывает глаза

«Зулейха открывает глаза» — сериал, снятый режиссером Егором Анашкиным («Жизнь...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
13 сентября браку журналистки и режиссера Константина Богомолова исполнилось пять лет.
ОБЗОР
На горном курорте «Роза Хутор» завершил свою работу смотр контента онлайн-кинотеатров.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести третью трудовую пятидневку сентября каждому представителю гороскопа.
Российские и зарубежные сериалы января 2024 года: что обязательно стоит смотреть
Отец героини «Слова пацана. Кровь на асфальте» Алексей Учитель отреагировал на критику сериала
Не только «Слово пацана»: сериалы, которые подняли волну возмущения
Стало известно о начале съемок сериала «Куколка» с Анастасией Уколовой и Еленой Валюшкиной
Сценарист «Слова пацана» и «Триггера» Андрей Золотарев: «Вдохновение черпаю из договора о штрафах» 14:18, 13.09.2024
Звезда «Жизни по вызову» Виктория Маслова: «Мне ни разу ничего не приносили на блюдечке» 17:16, 10.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через