Читайте нас в Telegram
16:00, 22.12.2020

Лучшие фильмы 2020 года — самое достойное кино, которое неприлично не посмотреть

Кинокритик Антон Фомочкин выбрал важные фестивальные премьеры, которые вы могли пропустить, триумфаторов стриминг-сервисов и фаворитов будущего наградного сезона.

НОВОСТЬ

Уходящий год можно охарактеризовать как то время, когда все пошло не по плану. Кинотеатры закрылись, новые фильмы перестали выходить на больших экранах и, минуя их, оказывались на стриминг-сервисах. Высокобюджетные блокбастеры, за редким исключением, были перенесены на следующий год. Появилась прекрасная возможность обратить внимание на те фильмы, которые обычно остаются в тени мультиплексов. В наш рейтинг лучших вошли: фестивальные премьеры, преимущественно награжденные призами или получившие высокие оценки критиков; важные релизы на Netflix, который за время самоизоляции стал только могущественнее; конечно, потенциальные номинанты на премию «Оскар», которая состоится в 2021-м разве что чуть позже, в апреле. Тем лучше для вас — останется время посмотреть все, что в этом списке.

«Земля кочевников»

Не только обладатель «Золотого льва», главной награды Венецианского кинофестиваля, но и потенциальный триумфатор премии «Оскар». Промежуточный этап в карьере китаянки Хлои Чжао между премьерой бюджетного и скромного «Наездника» и многомиллионным блокбастером студии Marvel «Вечные» с Анджелиной Джоли и Китом Харрингтоном в центральных ролях. В каком-то смысле «Земля кочевников» — это иллюстрация тезиса о золотом билете, выданном на фабрике грез: сначала ты занимаешься инди-кино, затем волею судеб тебя ждут на красной дорожке «Оскара» и готовы выдать непомерные авансы в большом Голливуде. Как и «Наездник», новый фильм Хлои Чжао — ода одноэтажной америке во всем ее великолепии, а временами и уязвимости. После экономического кризиса Ферн (Фрэнсис Макдорманд) лишается работы и присоединяется к кочевникам, путешествующим из одной глубинки в другую, в поисках временной работы.

Фрэнсис Макдорманд в фильме «Земля кочевников»

«Еще по одной»

Самый кассовый скандинавский релиз в России. Будущий «народный» фильм (если еще нет). Новая работа датчанина Томаса Винтерберга вошла в официальную программу несостоявшегося Каннского кинофестиваля и взяла свое только спустя несколько месяцев — в Сан-Себастьяне, где «Еще по одной» отметили призом за лучшую мужскую роль и выдали его актерскому квартету на главных ролях. Это ансамблевое кино, где солирует не только Мадс Миккельсен, но и его партнеры: Магнус Милланг, Томас Бо Ларсен и Ларс Ранте. История четырех учителей уставших от своего повседневной жизни-обузы и решивших провести над собой эксперимент — ежедневно по утрам пить спиртное, чтобы повысить показания промилле алкоголя в крови до 0,5. Все бы ничего — и настроение улучшилось, и вдохновение появилось, — только друзья решают повысить градус. Несколько номинаций на премию Европейской киноакадемии и, скорее всего, будущая номинация на «Оскар» в категории иностранного фильма.

Мадс Миккельсен в фильме «Еще по одной»

«Дорогие товарищи»

Отечественный претендент на попадание в «иностранную» номинацию «Оскара». Тем более, что шансы наконец велики. Андрея Кончаловского в США прекрасно знают, с этой страной у режиссера связан полноценный длительный творческий период, за время которого было создано несколько фильмов, например, «Поезд-беглец» или «Танго и Кэш». «Дорогие товарищи» получили в Венеции специальный приз жюри. Это кино — понятное на любом языке высказывание о несвободе и неволе, в которой факт расстрела мирной демонстрации в Новочеркасске преподносится в традиции античной трагедии. Одна из лучших ролей Юлии Высоцкой, пример большого режиссерского стиля. В Америке прокат осуществляет компания Neon, в прошлом году именно ее протекция помогла в оглушительном наградном успехе «Паразитов».

Юлия Высоцкая в фильме «Дорогие товарищи»

«Фрагменты женщины»

Другой Венецианский лауреат, приз за лучшую женскую роль получила Ванесса Кирби. Несколько лет назад один из ведущих венгерских режиссеров Корнель Мундруцо привез в Канны «Спутник Юпитера», масштабный проект, в котором на примере притчи было отражено состояние современной Европы, и Венгрии в частности. Фильм получил неоднозначный прием, но открыл Мундруцо дорогу в Голливуд. Долгое время постановщик флиртовал с разными высокобюджетными постановками, но вместо этого занялся маленькой драмой, поставленной по пьесе своего соавтора и партнера Каты Вебер. «Фрагменты женщины» — его первый англоязычный проект. Ванесса Кирби и Шайа ЛаБаф играют супружескую пару. Пережитая совместно трагедия потери ребенка во время родов необратимо меняет взаимоотношения главных героев и приводит к кризису. За фильм, что примечательно, уже после съемок поручился Мартин Скорсезе, став одним из продюсеров.

Шайа ЛаБаф и Ванесса Кирби в фильме «Фрагменты женщины»

«Снега больше не будет»

Последний участник Венецианского биеннале в нашем списке. «Снега больше не будет» не получил ничего, кроме восторженной прессы (на сегодняшний день на сайте Rotten Tomatoes 100% положительных рецензий). Но часто случается, когда достаточно и этого. Польша выдвинула фильм на «Оскар». Режиссерами выступили Малгожата Шумовска и ее постоянный оператор Михал Энглерт. В главной роли Алек Утгофф. Долгое время актер буксовал в амплуа второстепенных русских мафиози, но из него с успехом выбравшийся благодаря сериалу «Очень странные дела». Персонаж Женя в исполнении Утгоффа в момент аварии на атомной АЭС находился в Чернобыле. Несколько десятков лет спустя он стал востребованным массажистом, который не только помогает расслабить мышцы своим привилегированным клиентам, но и лечит их беспокойные души.

Кадр из фильма «Снега больше не будет»

«Минари»

Очередная ода американской мечте. По иронии фильм получил гран-при «Санденса» еще в январе, когда мало кто предполагал, что пандемия до такой степени тесно будет связана с нашей повседневностью и по сей день. Тогда и «Минари», и еще не вышедшая «Земля кочевников» позиционировались как одни из многих потенциальных участников «оскаровской гонки». Прошло чуть меньше года, и практически все крупные премьеры, которые могли бы составить существенную конкуренцию в этом году, ушли. А два проекта, рассматривающих страну с разных точек зрения, остались. «Минари» — это сага о корейской семье, которая обосновалась в Арканзасе. Роль отца играет Стивен Ян, звезда «Ходячих мертвецов», и просто сильный, разноплановый актер — для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, например, «Пылающего».

Кадр из фильма «Минари»

«Отец»

Мелодраматический дебют Флориана Зеллера, не только сценариста, преимущественно работавшего ранее над французскими комедиями, но и театрального драматурга — «Отец» поставлен по его же пьесе. Еще с момента премьеры на «Санденсе» Энтони Хопкинса называли наиболее вероятным претендентом на «Оскар» в этом году. Образ, впрочем, безотказный: ворчливый пожилой отец, который постепенно забывается настолько, что перестает понимать, в каком городе находится и чей это дом. Заботливая дочь (Оливия Колман) ищет одинокому родителю сиделку, но тот отметает все варианты. Немного театрально, с нужным надрывом. В списке создателей сплошь заслуженные британские деятели кино — от сосценариста Хэмптона («Искупление», «Полное затмение») до оператора Смитхарда («Проклятый Юнайтед», «Аббатство Даунтон»).

Оливия Колман и Энтони Хопкинс в фильме «Отец»

«Душа»

Традиционный ежегодный мультфильм от Pixar доберется до нас не так скоро, только в середине января. В США премьера и вовсе состоится на домашнем сервисе Disney+, где в сентябре прошел релиз другого большого проекта студии — фильма «Мулан». Все это контекст, не столь важный, если мультфильм окажется действительно настолько хорошим, насколько его характеризуют заокеанские критики. «Душа» в оригинале звучит как Soul, что означает не только прямой перевод, но и блюзовый жанр музыки афроамериканского происхождения. Учитель музыки Джо после несчастного случая попадает в мир, где только зарождается человеческое сознание и где души получают право оказаться в чьем-то теле. Немного видоизмененная «Головоломка», где Джо придется найти общий язык с душой по имени 22. Обаяния мультфильму, несмотря на некоторое сходство с предшественником, впрочем, все равно не занимать.

Кадр из мультфильма «Душа»

«Человеческий голос»

Полноценная экранизация одноименной пьесы Жана Кокто, которую Альмодовар уже воспроизводил на экране, но в формате отрывка на театральной сцене, который разыгрывала одна из героинь «Закона желания». «Голос» — короткометражный фильм, формат которого не стал помехой. Новая работа классика получила прием, которого не удостаивается иная полнометражка. Премьера на Венецианском кинофестивале, полноценный прокат — и в родной Испании, и в России картина вышла на большие экраны. Адаптация вольна в деталях, но дух слова всецело соответствует и творческой концепции Альмодовара, и его чувственности. В главной роли Тильда Суинтон. В кадре актриса рубит пиджак своего бывшего возлюбленного топором, так что только щепки летят. Безусловно, скромный по размаху, этюд «Голос» все же доказывает, что Альмодовар и по сей день молод душой и вновь и вновь открывает для себя возможности кинематографа.

Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос»

«Падение»

Режиссерский дебют Вигго Мортенсена («Властелин колец», «Зеленая книга»). Сложная, эмоциональная и в чем-то даже авангардно рассказанная история взаимоотношений поколений — консервативного, увядающего, вспыльчивого отца и терпеливого взрослого сына. Какое-то время они вынуждены провести вместе под одной крышей. Нетерпимость переходит в нежность, славные воспоминания о прошлом обращаются проклятиями в адрес самому себе в молодости. Мортенсен выбирает непростую тему, но работает без тени сомнения. Будучи в кадре, он не затмевает, а только добавляет красок образу Лэнса Хенриксена, исполняющего роль отца. Фильм показали и на «Санденсе», и взяли в программу несостоявшегося Каннского кинофестиваля. В отношении художественного поиска дебют, конечно, образцовый.

Кадр из фильма «Падение»

«Дьявол всегда здесь»

Netflix благодаря самоизоляции только выиграл — стриминг-сервис стал вкладывать еще больше контента, объявив о том, что громкие премьеры в новом году станут выходить еще чаще. «Дьявол всегда здесь» не то чтобы затерялся на фоне многочисленных «Бессмертных гвардий» и «Хеллоуинов Хьюби», но своей аудитории недосчитался. Зато те зрители, что все же отдали свое время долгой, подробной саге о жизни и смерти американского юга не просто не потеряли, но и приобрели как минимум современный фильм, который способен вступить в самодостаточный диалог с таким шедевром американского кино, как «Гроздья гнева». Неважно, что эти фильмы разделяет восемьдесят лет, «Дьявол» всецело посвящен тому, что время не имеет никакого значения, проклятая земля заберет все до остатка, а выбраться из тисков судьбы еще сложнее, чем сбежать из отчего дома.

Роберт Паттинсон в фильме «Дьявол всегда здесь»

«Манк»

Другая премьера Netflix, которая на стадии разработки казалась куда менее перспективной. «Манк» глубоко личный проект для Дэвида Финчера. Отец режиссера написал этот сценарий еще несколько десятков лет назад, но он так и не был реализован. Все-таки получив карт-бланш, Финчер предельно аутентично адаптировал что картинку, что звук к тем техническим свойствам, какими обладали фильмы во времена выхода «Гражданина Кейна». Именно о том, что предшествовало его съемкам, и посвящен «Манк». Фигура Уэллса в картине глубоко второстепенна, Манк — Генри Манкевич сосценарист фильма, и не менее в глазах Финчера знаковая фигура в истории кино. Спорная (и на самом деле глубоко неверная) концепция в трактовке истории кино, впрочем, не отменяет того факта, что «Манк» позволяет увидеть изнанку Голливуда тридцатых и в очередной раз посмотреть на то, что Финчер не ищет легких путей, ни в выборе материала, ни в его реализации.

Аманда Сейфрид в фильме «Манк»

«Ундина»

Немецкая сказка Кристиана Петцольда. «Ундина» — вечная история русалочки: нетерпение чувств, самопожертвование и неизменная светлая грусть. Что делает этот фильм новым прочтением? Петцольд воспевает современный Берлин, архитектуру города, лабиринт улиц, башен и крыш, в которых герои способны затеряться так же, как и в открытом море. Здесь говорят, что «разлюбив — умирают», и нет никаких оснований этому не верить. Мелодраматично и, в хорошем смысле, холодно, Петцольд иначе не умеет. На Берлинском кинофестивале фильм получил, помимо благожелательных отзывов прессы, приз за лучшую женскую роль. Достался он молодой немецкой актрисе Сюзанне Бир, вполне возможно, этот же фильм принесет ей статуэтку «Европейской киноакадемии».

Кадр из фильма «Ундина»

«Дау. Наташа»

На этом месте мог оказаться любой фильм из цикла Ильи Хржановского** (практически в каждом сорежиссерами указаны самые разные участники съемок — от художницы-постановщицы до монтажера и исполнителя одной из ролей), но оказалась «Наташа» в силу того, что именно эта глава «Дау» была награждена на кинофестивале в Берлине. Серебряного медведя за художественное воплощение получил Юрген Юргес, заслуженный немецкий оператор-классик, снимавший ранее фильмы Вендерса, Фасбиндера и многих других. О чем этот цикл? О несвободе? Тоталитаризме? Наверное, стоит заметить, что все споры, дискуссии и скандалы, которые возникли вокруг «Дау», напрямую зависят от объекта, который высказывается по теме. «Дау» — зеркало, появившееся в нужный момент, оно отражает всех нас, каждого зрителя. В этом главная сила этого проекта. Но нужно набраться изрядной смелости, чтобы посмотреться в это зеркало.

Кадр из фильма «Дау. Наташа»

«Гнездо»

Возвращение Шона Дуркина после многолетнего простоя с момента выхода его дебютной картины «Марта, Марси, Мэй, Марлен». Бенефис артиста Лоу во всем его великолепии среднего возраста. Семья переезжает из суетной Америки в родную для персонажа Лоу Великобританию. Спустив все деньги на особняк, конюшню, машину и прочие атрибуты успешной жизни, мужчина рассчитывает преуспеть, но его стремления слишком амбициозны, а многие партнеры и коллеги и вовсе не считают его приятным собеседником, что уж говорить о деловых отношениях. Костер тщеславия, традиция английского кино шестидесятых, кризис института семьи. В своей картине Дуркин не ставит диагнозов обществу и поколениям. Жизнь, в том числе вместе с родителями, представляется ему цикличной. В «Гнезде» куда больше игривой недосказанности, чем сказанного вслух. Это и прекрасно.

Джуд Лоу и Кэрри Кун в фильме «Гнездо»

Читайте также:

30 самых ожидаемых зарубежных фильмов 2020 года: «Плохие парни», «Хищные птицы», «Мулан», юбилейный фильм о Джеймсе Бонде и другие

Самые ожидаемые российские фильмы 2020 года: мелодрама с Кридом, комедия с Собчак, спортивный байопик с Петровым и другие

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.

Читайте также

НОВОСТЬ
СМИ сообщили, что 53-летняя артистка впервые стала мамой.
ОБЗОР
10-ая неделя напоминала конкурс талантов, и казалось, что Школа леди внезапно превратилась в театральный вуз. Девушки демонстрировали свои лучшие стороны, проходили полиграф и отвечали на провокационные вопросы.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Почти никто из основного каста не стал большой звездой.
Шоу «Пацанки. Остров», 9 сезон, 10 выпуск: девушки проходили проверку на полиграфе, а в финале приняли новую участницу 20:05, 21.11.2024
Гороскоп на декабрь 2024 года для всех знаков зодиака 05:00, 21.11.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через