Читайте нас в Telegram
18:50, 18.05.2021

Рецензия на фильм «Паркет»: кино «альмодоваровского толка» от российского режиссера Александра Миндадзе

В прокат вышла экстравагантная мелодрама, снятая при участии нескольких стран.

Александр Миндадзе, известный своими выдающимися сценарными работами в таких фильмах, как «Плюмбум или опасная игра», «Слуга», «Парад планет», «Космос как предчувствие», с 2007 года осваивает профессию режиссера. Покинув более чем успешный творческий тандем с Вадимом Абдрашитовым, Миндадзе совершил, конечно, очень смелый поступок. Но за почти 15 лет самостоятельного плавания выработался и собственный почерк, и стиль, убедивший зрителей во мнении, что просмотр фильмов Александра Анатольевича — это работа, да еще какая тяжелая. Но если три прошлые картины мастера («В субботу», «Отрыв» и «Милый Ханс, дорогой Петр») приходилось в своей голове докручивать, домысливать и расшифровывать, то «Паркет» будет понятен всем — особенно тем, за чьими плечами длинная жизнь с кучей ошибок, неправильно сделанным когда-то выбором и оставшимся желанием «все переиграть».

Сюжет в «Паркете» есть, и он довольно связный: в некоем отеле проводится некий танцевальный фестиваль, среди участников — звезды прошлых лет. Главный герой фильма (польский актер Анжей Хыра, сыгравший недавно мужа в «Докторе Лизе») — потертый жизнью мужчина, именующий себя Какаду. Он и похож на попугая с поистрепавшимися перьями — неопрятные, поредевшие длинные волосы, серьга в ухе, нелепый наряд, макияж… Какаду ищет в густонаселенном зале своих бывших партнерш, с которыми когда-то виртуозно танцевал танго втроем. Их трио гремело, гастролировало и собирало награды, но они не виделись много лет и, столкнувшись, с одной из партнерш, Какаду попросту не узнает ее.

Анджей Хыра в роли Какаду в фильме «Паркет»

Время никого не щадит, особенно привлекательных женщин, но партнерши Какаду состарились красиво, да и характеры свои сохранили. Одна — Элизабет — эксцентричная истеричка, другая — Валенсия — сдержанная, слегка надменная, но очень надежная. Два извечных типа женщины, вода и пламень, вместе составляющие, видимо, тот идеал, к которому стремится мужчина. Естественно, с каждой из них у Какаду были отношения, — одна жена, другая — любовница… Встретившись 25 лет спустя, чтобы станцевать свое танго втроем, герои понимают, что годы не стерли ни чувств, ни обид. Они будут репетировать, будут страшно ругаться, упрекать, выяснять отношения, они даже попытаются возродить былую страсть. Но есть ли у них, представших перед финальным актом пьесы под названием «Жизнь», на все это время? Ведь кто-то из них уже на пороге смерти…

Евгения Додина в роли Валенсии в фильме «Паркет»

В этом фильме не жалко никого и жалко всех. Персонажи тебя раздражают, нервируют, все, что они говорят и делают, ввергает тебя в какую-то дикую зону дискомфорта. С одной стороны, видеть полуторачасовую истерику действительно тяжело, с другой… А что если это триггер? И тебе трудно все это воспринимать, потому что и ты так же (речь о возрастном, конечно, зрителе) обращаешься в свое прошлое, призывая какие-то тени и мучая себя вопросами, «что было бы, если бы»….

Фильм держится на крупных планах, и от честной камеры румынского оператора Олега Муту не может скрыться ни одна морщинка, ни одно из меняющихся выражений глаз. И этот экзамен актеры выдерживают блистательно. Агата Кулеша и Евгения Додина — главное украшение «Паркета». Первая — звезда польского кино и театра, известна нам по ролям в оскаровских фильмах «Ида» и «Холодная война», и она «дает» такую «ниагару», такой неукротимый поток бешеной энергии, когда рядом, близко все сразу — смех, слезы… Вторая — русскоязычная израильская актриса, запомнившаяся зрителю по роли матери Виланель в сериале «Убивая Еву». Додина — сама ирония, передающаяся в изгибе брови, в жесте, взгляде. Обе — актрисы «альмодоваровского толка» — по темпераменту, внешности, технической оснащенности. Да и сам фильм, являющейся драмой, по уровню абсурдизма напоминает работы испанского маэстро — тут и волк может неожиданно появиться в кадре, и парадоксальные диалоги про «протестный суп».

Агата Кулеша в роли Элизабет в фильме «Паркет»

Танго в фильме мало, зато снято так, что секс будто сочится с экрана, ты физически его чувствуешь — так это играют актеры. Они, кстати, обучались этому танцу с нуля — под присмотром профессиональных хореографов. «Мы втроем кончали в танце», — с грустью говорит Какаду своим партнершам, и в это безоговорочно веришь. Как веришь в конечность всего — любви, жизни, мира.

Фильм снимался при участии Великобритании, Польши, Румынии, в титрах мелькают благодарственные слова в адрес Алишера Усманова, Романа Абрамовича, Леонардо Блаватника, а в качестве сопродюсера значится Карен Шахназаров. Но несмотря на столь «пышный» коллектив помощников, понятно, что столь театральная, абсурдистская картина не взорвет кассу, однако я искренне ее рекомендую киногурманам.

А 72-летний Миндадзе, не снимавший шесть лет, в хорошей творческой форме — это факт.

Смотрите фильме в кино с 13 мая.
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Паркет

Российская драма от режиссера Александра Миндадзе, снятая в копродукции с...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
На горном курорте «Роза Хутор» завершил свою работу смотр контента онлайн-кинотеатров.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести третью трудовую пятидневку сентября каждому представителю гороскопа.
Улицы разбитых фонарей в Зверополисе. Рецензия на мультсериал «Барсукот. Очень зверский детектив» 12:53, 13.09.2024
Пятеро в вагоне, не считая коровы. Рецензия на фильм «Смотри на меня!» 11:50, 12.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через