Рецензия на сериал «Пищеблок»: история о пионерах-вампирах, рассказанная с любовью и ностальгией
«Кинопоиск HD» представляет долгожданную экранизацию романа Алексея Иванова.
Вы ездили в детстве в лагеря, рассказывали по ночам страшные истории про «черную руку», мазали друг друга зубной пастой? Тогда этот сериал для вас — тех, кто хорошо знаком с реалиями коллективного детского отдыха под горны, барабаны и речевки. Впрочем, не настраивайтесь на бодрое позитивное повествование, потому что «Пищеблок» — это мистическая фантастика, история о вампирах. Дети тут по ночам встают и пьют кровь у друг друга, а днем слоняются — послушные, бледные, неразговорчивые…
«Пищеблок» — экранизация романа писателя Алексея Иванова, известного такими серьезными вещами, как «Географ глобус пропил», «Тобол», «Сердце Пармы». Наверное, от литератора никто и не ожидал столь смелого эксперимента — книги о детях, да еще и кровососах, но возможность попробовать себя в новом жанре — наверное, то, о чем втайне мечтает каждый творец, однако мало кто может себе позволить.
Известно, что у Иванова по-разному складываются отношения с экранизациями. Например, в момент выхода на экраны фильма «Тобол» он снял свою фамилию с титров — и правильно сделал. К «Пищеблоку» претензий у автора нет: кинокомпания «Среда», возглавляемая Александром Цекало, режиссер Святослав Подгаевский, сценарист Александр Талал переводили книгу на киноязык бережно и деликатно, герои, по оценкам Иванова, получились и внешне, и внутренне аутентичными книге.
Петр Натаров в сериале «Пищеблок»
Сюжет такой. 1980-й год. Покуда страна готовится к Олимпиаде, в пионерлагерь «Буревестник», что на Волге, свозят детей. Уже на корабле они друг другу рассказывают жуткие истории про эти проклятые места. В одной из страшилок значится гипсовая горнистка, которая убивает детей за разбитого возлюбленного — гипсового же барабанщика. В другой — пропавшая прошлым летом девочка, в третьей — беглые зеки. По приезде на место выясняется, что дурная слава рождена не на пустом месте. В «Буревестнике» происходят загадочные события, но, кажется, кроме 12-летнего Валерки никто этого не понимает.
Валера Лагунов — мальчик вежливый, воспитанный, по виду — ботаник в очках, неразлучный с книгами, но характер у него твердый и постоять за себя и за слабого он умеет. Парнишка переживает личную драму: при трагических обстоятельствах погиб его старший брат, который тоже когда-то отдыхал в этом лагере, собственно, сюда Валерка приехал, чтобы отвлечься от горя. Но куда там! Он постоянно видит брата, разговаривает с ним, советуется. А спросить есть о чем.
Обитатель общей комнаты пионер Лева Хлопов, по мнению Валеры, вампир, который встает по ночам и сосет кровь у спящих ребят. И теперь, как кажется главному герою, его окружают одни вампиры, которые покушаются на жизни необращенных ребят. Валерка будет экспериментировать с чесноком, святой водой и крестиком. Его попытки выжить и остаться таким, какой он есть, вызывают оторопь и уважение. Мальчишка бегает по ночам по корпусам, подглядывает, подслушивает и видит престранные вещи. Например, эротические шашни пионервожатых. Или врача медпункта (Тимофей Трибунцев), который оживляет трупы и подделывает документы.
Тимофей Трибунцев в сериале «Пищеблок»
Вскоре выясняется, что вампирское дело поставлено в «Буревестнике» на поток: каждое лето 13 пионеров здесь превращают в кровососов, по сути это мертвые дети, у которых не бьются сердца, но они играют в футбол, целуются и даже улыбаются. Правда, все это временно — им отведен короткий срок и очень скоро каждый из них уйдет из жизни насовсем — по причине несчастного случая. А управляет всеми этими хитрыми процессами главный вампир… Зритель, погружаясь в очень медленное, если не сказать затянутое повествование, будет все время задаваться вопросом: все это правда или Валерке мерещатся ужасы на почве тяжелого стресса?
Местами «Пищеблок» напоминает хиты советского детства «Тимур и его команда» и «Чучело»: в новом сериале представлены все архетипы подростков — перезрелый хулиган Бек, отличница Анастасийка, жестокие девочки-завистницы, способные устроить травлю и буллинг, коллектив «сомневающихся» и, конечно, настоящие герои. А местами сериал напоминает недавний проект «Кинопоиска HD» «Топи»: старожилы представлены людьми в основном с некрасивыми мрачными лицами. 80-летний ветеран революции и Гражданской войны Серп Иванович (Сергей Шакуров) явно хранит какую-то тайну. А врач медпункта, раздираемый внутренним конфликтом, как и священник в «Топях», пытается повеситься…
Кадр из сериала «Пищеблок»
Любителям триллеров и хорроров (хотя авторы просят не причислять их сериал к этим жанрам) здесь есть чем поживиться: музыка, разговоры — исключительно тревожным шепотом, саспенс, нагнетаемый деталями вроде лопнувшего насосавшегося крови комара, сочащейся кровушки из арбуза, красного галстука…
Прекрасно передана и атмосфера советского лагеря. Все эти как будто одинаковые, слегка тусклые лица, фразы «Рот закрой — кишки простудишь», вошедшие в моду именно в 80-х, мир вещей — кровати, тумбочки, нескладно сидящая одежда, телефон с крутящимся диском цвета морской волны (говорят, что 13-летний актер Петр Натаров, сыгравший роль Валерки, не знал, как им пользоваться). Ну и, конечно, дух — весь этот неадекватный энтузиазм старших пионервожатых, пофигизм нестарших и… эротизм, электризующий воздух.
Кадр из сериала «Пищеблок»
В «Пищеблоке» показана анатомия чувств целых трех поколений: если 12-летний Валерка влюбляется в ровесницу Анастасийку платонически, он обуреваем желанием спасать ее и защищать, то 20-летний вожатый Игорь Корзухин, похожий на молодого Харатьяна из «Розыгрыша» (Даниил Вершинин), питает к коллеге, диковатой бунтарке Веронике (Ангелина Стречина), вполне плотские чувства: он чувствует «любовь с первого взгляда», бросив этот взгляд на аппетитную попу Ники, обтянутую шортами. Их ночные купания, подводные эротические танцы сняты поэтично и ностальгически, словно авторы с тоской вспоминают какие-то очень личные переживаня. А вот старшая пионервожатая Свистунова (Ирина Пегова) — пожившая уже женщина выдающихся форм, носящая при этом задорные коротенькие юбчонки, действует по-командирски: пытается овладеть Игорем прямо у себя в кабинете, светя дефицитной, видимо, гэдээровской розовой комбинашкой… И ведь все это так и было — и каникулы, и солнце, и песни Высоцкого, и обжимания украдкой, и ощущения счастья «несмотря ни на что» — у тех, кто проводил юность в пионерлагерях…
«Кинопоиск HD» приурочил премьеру сериала ко Дню пионерской организации, даже акцию в метро провел: в пассажиров молча вглядывались бледнолице подростки (я бы с ума сошла от такого перфоманса!). Конечно, модная нынче вампирская тема зацепит современного зрителя. И хоть в «Пищеблоке» нет теплоты и иронии недавно вышедших «Вампиров средней полосы», в нем тоже есть «могучее послание», глубинный смысл. Ведь кто такой главный герой, Валерка? Человек, противостоящий Системе. А Система представлена ордой кровососов, присвоивших себе идеалы красного флага и пятиконечной звезды; зовущих в светлое будущее, которого не будет. Метафора прозрачна: тут и размышления Иванова о власти, и о грядущем развале СССР и бунте одиночек. Валерка, как поясняет писатель, — «единственный, кто еще верит в идеалы, для него вампиры не просто зло, а оскорбление этих идеалов». Он не хочет быть как все, не хочет шагать дружно в ряд, он задает вопросы, ищет ответы – и ему ох, как трудно (интернета-то нет, приходится читать книги и опрашивать взрослых). «Я не хочу, чтобы мной управляли, это хуже смерти», — говорит смелый мальчик. «Стадным инстинктам не поддаешься? – как будто отвечает ему один из взрослых и резюмирует: В этом твоя сила и твоя слабость». В финале будет схватка, обещают, с мощным спецэффектом — а кто победит — увидите.
Трейлер сериала «Пищеблок»
Читайте также:
Самые ожидаемые российские сериалы 2021 года: что покажут стриминги
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Александр Цекало
Советский и российский актер, музыкант, телеведущий, продюсер и сценарист.
Читать